РЕГИСТРАЦИЯ УСКОРЕНИЯ И ПЕРЕГРУЗКИ КАК ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЛЕТНЫМ ПРОФЕССИЯМ

  • В. Ф. Тележкин Южно-Уральский государственный университет; Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», филиал в г. Челябинске (Челябинск)
  • А. Н. Рагозин Южно-Уральский государственный университет (Челябинск)
  • П. С. Подкорытов Южно-Уральский государственный университет (Челябинск)
  • А. А. Пашков Южно-Уральский государственный университет; НОЦ «Медико-психологическая клиника» (Челябинск)
Ключевые слова: профессионально важные качества, психофизиологические свойства, летные специальности, датчики ускорения, IT -технологии

Аннотация

Описаны некоторые аспекты совершенствования учебного процесса, направленного на развитие профессионально-важных психофизических и психофизиологических качеств. Эти качества рассмотрены в качестве отдельной специфической составляющей системы профессионально важных качеств личности, как центрального теоретического конструкта инженерной психологии и психологии труда. С позиции психофизиологии описано влияние феноменов ускорения и перегрузки как важных динамических факторов, реагирование на которые требует наличия определенных психофизических и психофизиологических характеристик. На материале особенностей подготовки обучающихся летным профессиям отражены психофизиологические эффекты, возникающие в ситуациях прямолинейного, радиального и углового ускорения, а также ускорения Кориолиса. Рассмотрены некоторые психофизиологические по своему происхождению реакции сердечно-сосудистой системы в зависимости от тренированности и адаптации вестибулярной системы на вращательную нагрузку, ускорение и перегрузку. Отражено, что применение в учебном процессе приборов и устройств, построенных на принципах современных информационных технологий, позволяет регистрировать и анализировать испытываемые в экспериментальных условиях ускорения и перегрузки. Описана принципиальная схема и основные характеристики датчика ускорения, информация от которого передается по помехозащищенному беспроводному каналу с минимальными пороговыми значениями фактически измеренных величин ускорения 1,5g с последующей её обработкой методами искусственного интеллекта.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

В. Ф. Тележкин , Южно-Уральский государственный университет; Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», филиал в г. Челябинске (Челябинск)

доктор технических наук, профессор кафедры инфокоммуникационных технологий; профессор

А. Н. Рагозин , Южно-Уральский государственный университет (Челябинск)
кандидат технических наук, доцент кафедры инфокоммуникационных технологий
П. С. Подкорытов , Южно-Уральский государственный университет (Челябинск)
аспирант
А. А. Пашков , Южно-Уральский государственный университет; НОЦ «Медико-психологическая клиника» (Челябинск)

аспирант:

Опубликован
2019-04-17
Как цитировать
Тележкин, В., Рагозин, А., Подкорытов, П., & Пашков, А. (2019). РЕГИСТРАЦИЯ УСКОРЕНИЯ И ПЕРЕГРУЗКИ КАК ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЛЕТНЫМ ПРОФЕССИЯМ. Психология. Психофизиология, 11(2), 94-103. https://doi.org/10.14529/psy180210
Раздел
Психофизиология