Дифференциация студентов в проектной деятельности: математическое моделирование креативных ресурсов активности

  • Ю. А. Дмитриева Южно-Уральский государственный университет (454080, Россия, г. Челябинск, проспект Ленина, 76) https://orcid.org/0000-0002-0331-4684 dmitrieva.julia.86@mail.ru
Ключевые слова: проектная деятельность, креативность, психологические ресурсы, креативные ресурсы, математическое моделирование, активность, дифференциация студентов, эффективность проектной деятельности

Аннотация

Обоснование. Существует запрос на повышение эффективности проектной деятельности в высшем образовании и качества обучения в целом, а также необходимость анализа значимых показателей креативных ресурсов студентов, обеспечивающих разнонаправленные тенденции активности, которые могут выступать параметрами их дифференциации для реализации проектной деятельности. Цель: определение ключевых психодиагностических и интегральных показателей креативных ресурсов, обеспечивающих поисковую и стабилизирующую тенденции активности и являющихся параметрами оптимальной дифференциации студентов для реализации проектной деятельности. Материалы и методы. Для диагностики креативных ресурсов активности студентов в рамках проектной деятельности использовался тест Г. Роршаха. Метод математического моделирования заключался в расчете интегральных показателей поисковой и стабилизирующей тенденций активности на основе двух типов взаимодействия значимых психодиагностических показателей креативных ресурсов (интеллектуальной инициативы, психофизической активности, эмоциональной реактивности и интеллектуального контроля). Выборка: 372 студента университета (возраст: 20,5 ± 2,2 года), из них 144 девушки (38,7 %) и 228 юношей (61,3 %). Результаты. Получены варианты соотношения показателей креативных ресурсов, обеспечивающих поисковую и стабилизирующую тенденции активности в проектной деятельности. Определены 6 групп студентов, отличающихся соотношением психодиагностических и интегральных показателей креативных ресурсов. Выявлены наибольшие и наименьшие по численности группы студентов, демонстрирующие неравномерное распределение креативных ресурсов. Установлено, что наибольшую точность имеет вариант дифференциации студентов, основанный на соотношении интегральных показателей активности по модели «сотрудничество», а наименьшую – на соотношении интегральных показателей по модели «конкуренция». Определены ключевые параметры креативных ресурсов для дифференциации групп студентов в проектной деятельности. Заключение. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке индивидуальных траекторий обучения и тренинговых программ через развитие и поддержание необходимого уровня креативности у студентов, включенных в проектную деятельность, с целью повышения качества освоения необходимых компетенций, эффективности в проектной деятельности и общего уровня успеваемости

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторе

Ю. А. Дмитриева , Южно-Уральский государственный университет (454080, Россия, г. Челябинск, проспект Ленина, 76)

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления и служебной деятельности; старший научный сотрудник лаборатории «Психология и психофизиология стрессоустойчивости и креативности»

Литература

1. Andriyani R., Shimizu K., Widiyatmoko A. The effectiveness of project-based learning on students science process skills: a literature review // Journal of Physics: Conference Series. 2019. Vol. 1321(3). ID art. 032121. DOI: 10.1088/1742-6596/1321/3/032121
2. Integration of different assessment approaches: application to a project-based learning en-gineering course / E. Cifrian, A. Andres, B. Galan, J.R. Viguri // Education for Chemical Engi-neers. 2020. Vol. 31. P. 62–75. DOI: 10.1016/j.ece.2020.04.006
3. The impact of flipped project-based learning on self-regulation in higher education / M. Za-rouk, E. Olivera, P. Peres, M. Khaldi // International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). 2020. Vol. 15(17). P. 127–147. DOI: 10.3991/ijet.v15i17.14135
4. Goyal M., Gupta C., Gupta V. A meta-analysis approach to measure the impact of project-based learning outcome with program attainment on student learning using fuzzy inference systems // Heliyon. 2022. Vol. 8(8). ID art. e10248. DOI: 10.1016/j.heliyon.2022.e10248
5. Chen C.H., Yang Y. C. Revisiting the effects of project-based learning on students academic achievement: A meta-analysis investigating moderators // Educational Research Review. 2019. Vol. 26. P. 71–81. DOI: 10.1016/j.edurev.2018.11.001
6. Ngereja B., Hussein B., Andersen B. Does project-based learning (PBL) promote student learning? A performance evaluation // Education Sciences 2020. Vol. 10(11). ID art. 330. DOI: 10.3390/educsci10110330
7. Parrado-Martínez P., Sánchez-Andújar S. Development of competences in postgraduate studies of finance: A project-based learning (PBL) case study // International Review of Economics Education. 2020. Vol. 35. ID art. 100192. DOI: 10.1016/j.iree.2020.100192
8. Socially shared metacognition in a project-based learning environment: A comparative case study / N.G. Lobczowski, K. Lyons, J.A. Greene, J.E. McLaughlin // Learning, Culture and Social Interaction. 2021. Vol. 30. ID art. 100543. DOI: 10.1016/j.lcsi.2021.100543
9. Aranzabal A., Epelde E., Artetxe M. Team formation on the basis of Belbins roles to enhance students performance in project based learning // Education for Chemical Engineers. 2022. Vol. 38. P. 22–37. DOI: 10.1016/j.ece.2021.09.001
10. Dmitrieva Y.A., Korobova S.Y., Kochkina D.V. Individual response to stressors and efficiency in project activities // Behavioral Sciences. 2019. Vol. 10(1). DOI: 10.3390/bs10010010
11. Психология креативности / Т. Любарт, К. Муширу, С. Торджман, Ф. Зенасни. М.: Li-tres, 2022. 300 с.
12. Холодная М.А. Интеллект, креативность, обучаемость: ресурсный подход (о развитии идей В.Н. Дружинина) // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 5. С. 5–14.
13. Грязева-Добшинская В.Г. Инновационное лидерство: моделирование тенденций активности менеджеров предприятия // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Психология». 2010. № 17 (193). С. 9–17.
14. Щебланова Е.И. Исследовательские методологии и методы изучения креативности в отечественной психологии // Теоретическая и экспериментальная психология. 2018. Т. 11, № 4. С. 39–53.
15. Kaufman J.C., Glăveanu V.P. An overview of creativity theories // Creativity: An Introduction. New York: Cambridge University Press. 2021. P. 17–30. DOI: 10.1017/9781108776721.003
16. Runko M.A., Jaeger G.J. The Standard Definition of Creativity // Creativity Research Journal. 2012. Vol. 24(1). P. 92–96. DOI: 10.1080/10400419.2012.650092
17. Kim K.H., Pierce R.A. Adaptive Creativity and Innovative Creativity // Encyclopedia of Creativity, Invention, Innovation and Entrepreneurship / E.G. Carayannis (Ed.). New York: Springer. 2013. P. 35–40. DOI: 10.1007/978-1-4614-6616-1_21-2
18. Krumm G., Lemos V., Filippetti V.A. Factor structure of the Torrance Tests of Creative Thinking Figural Form B in Spanish-speaking children: Measurement invariance across gender // Creativity Research Journal. 2014. Vol. 26(1). P. 72–81. DOI: 10.1080/10400419.2013.843908
19. Relationship between Creativity, Personality and Entrepreneurship: An Exploratory Study / H.M. Campos, A.M. Rubio, G.H. Atondo, Y.M.P. Chorres // International Business Research. 2015. Vol. 8(8). P. 59–71. DOI: 10.5539/ibr.v8n8p59
20. Kirton M. Adaptors and innovators: A description and measure // Journal of Applied Psychology. 1976. Vol. 61(5). P. 622–629. DOI: 10.1037/0021-9010.61.5.622
21. Грязева-Добшинская В.Г., Дмитриева Ю.А. Баланс тенденций активности менеджеров: факторно-аналитическое исследование ресурсов инновационного лидерства // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Психология». 2016. Т. 9. № 1. С. 103–108.
22. Wu T.T., Wu Y.T. Applying project-based learning and SCAMPER teaching strategies in engineering education to explore the influence of creativity on cognition, personal motivation, and personality traits // Thinking Skills and Creativity. 2020. Vol. 35. ID art. 100631. DOI: 10.1016/j.tsc.2020.100631
23. Project-Based Learning: Innovation to improve the suitability of productive competencies in vocational high schools with the needs of the world of work / M. Fajra, Suparno, Sukardi et al. // International Journal of Multi Science. 2020. Vol. 1(8). P. 1–11. URL: https://multisciencejournal.com/ index.php/ijm/article/view/83/65 (дата обращения 10.10.2024)
24. Ассанович М. Интегративная система психодиагностики методом Роршаха. М.: Когито-Центр, 2021. 397 с.
25. Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности, разнообразия // Mobilis in mobile: личность в эпоху перемен / под общ. ред. А. Асмолова. М.: Издательский Дом ЯСК, 2019. С. 13–29.
26. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Воронеж: Издательcтво НПО «МОДЭК», 1996. 768 с.
27. Вольтерра В. Математическая теория борьбы за существование. М.: Институт компьютерных исследований, 2004. 288 с.
28. Одум Е. Экология. М.: Просвещение, 1968. 480 с.
29. Грязева-Добшинская В.Г., Дмитриева Ю.А. Лидерство в инновациях: моделирование ресурсов активности менеджеров. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2016. 124 с.
30. Грязева-Добшинская В.Г., Дмитриева Ю.А. Диагностика и моделирование социально-психологических ресурсов команды менеджеров в условиях введения инноваций // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Психология». 2011. № 18 (235). С. 111–117.
31. Alamri M.M. Using blended project-based learning for students behavioral intention to use and academic achievement in higher education // Education Sciences. 2021. Vol. 11(5). ID art. 207. DOI: 10.3390/educsci11050207
32. Barak M., Yuan S. A cultural perspective to project-based learning and the cultivation of innovative thinking // Thinking Skills and Creativity. 2021. Vol. 39. ID art. 100766. DOI: 10.1016/j.tsc.2020.100766
33. Culclasure B.T., Longest K.C., Terry T.M. Project-based learning (PjBL) in three south-eastern public schools: Academic, behavioral, and social-emotional outcomes // Interdisciplinary Journal of Problem-Based Learning. 2019. Vol. 13(2). ID art. 5. DOI: 10.7771/1541-5015.1842
34. Грязева-Добшинская В.Г. Современное искусство и личность: гармонии и катастрофы. М.: Академический проект. 2002. 402 c.
35. Петров В.М., Яблонский А.И. Математика и социальные процессы (гиперболические распределения и их применение). М.: Знание. 1980. 64 с.
36. Дмитриева Ю.А., Калашникова А.С. Гибкость мышления как ресурс переживания стрессовых и фрустрирующих ситуаций // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки. 2023. № 2. С. 36–49. DOI: 10.18384/2310-7235-2023-2-36-49
37. Cognitive Control and Flexibility in the Context of Stress and Depressive Symptoms: The Cognitive Control and Flexibility Questionnaire / R.L. Gabrys, N. Tabri, H. Anisman, K. Matheson // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9. P. 1–19. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.02219

References

-
Опубликован
2025-04-01
Как цитировать
Дмитриева, Ю. (2025). Дифференциация студентов в проектной деятельности: математическое моделирование креативных ресурсов активности. Психология. Психофизиология, 18(1), 16-30. https://doi.org/10.14529/jpps250102
Раздел
Общая психология, психология личности, история психологии