Личностный выбор, толерантность к неопределенности и отношение к глобальным рискам как предикторы личностной зрелости студентов

  • А. Г. Горских Южно-Уральский государственный университет (454080, Россия, г. Челябинск, пр. Ленина, 76) afanaseva7416@gmail.com
  • Ю. А. Дмитриева Южно-Уральский государственный университет (454080, Россия, г. Челябинск, проспект Ленина, 76) https://orcid.org/0000-0002-0331-4684 dmitrieva.julia.86@mail.ru
Ключевые слова: личностная зрелость, личностный выбор, толерантность неопределенности, отношение к глобальным рискам, модель классификации, предикторы личностной зрелости

Аннотация

Обоснование. Отличительной чертой современной действительности является нарастание неопределенности и неоднозначности, что обусловлено быстрым темпом изменений, нестабильностью и возникновением глобальных угроз будущему человечества. Личностная зрелость представляет собой совокупность характеристик, которые формируются на различных этапах развития личности и обеспечивают её успешное функционирование в период взрослости. Цель исследования: выявить особенности личностного выбора, толерантности к неопределенности и отношения к глобальным рискам как предикторов личностной зрелости у студентов. Материалы и методы. Обследовано 92 студента, дифференцированных по уровню личностной зрелости на две группы: с уровнем личностной зрелости ниже (n = 50) и выше среднего значения (n = 42). Методики исследования: «Тест-опросник личностной зрелости» Ю.З. Гильбуха, «Типология личностного выбора жизненного пути» В.Г. Грязевой-Добшинской, А.С. Мальцевой, «Шкала общей толерантности к неопределенности» Д. МакЛейна, адаптация Е.Н. Осина, «Отношение к глобальным рискам» Т.А. Нестика. Результаты. Выявлены значимые различия в двух группах студентов по отношению к глобальным рискам и толерантности к неопределенности. Для личностно незрелых студентов характерно игнорирование глобальных угроз, а в случае реальной катастрофы они склонны рассматривать возможность выживания за счет других или ожидать наступление апокалипсиса. У личностно зрелых студентов более сформирован поведенческий компонент, заключающийся в готовности действовать, защищать себя и близких в случае глобальных угроз, а также такие студенты больше принимают неопределенность в своей жизни, используют ее как ресурс. С помощью дискриминантного анализа разработана модель дифференциации студентов, позволяющая в дальнейшем прогнозировать уровень личностной зрелости и классифицировать респондентов на основании этого. Точность модели составила 73,9 %. Установлено, что все компоненты отношения к глобальным рискам, а также показатели личностного выбора жизненного пути являются предикторами личностной зрелости и могут использоваться как основания для дифференциации студентов по уровню личностной зрелости.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

А. Г. Горских , Южно-Уральский государственный университет (454080, Россия, г. Челябинск, пр. Ленина, 76)

Студент

Ю. А. Дмитриева , Южно-Уральский государственный университет (454080, Россия, г. Челябинск, проспект Ленина, 76)

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления и служебной деятельности; старший научный сотрудник лаборатории «Психология и психофизиология стрессоустойчивости и креативности»

Литература

1. Леонов И.Н. Толерантность к неопределенности как психологический феномен: история становления конструкта // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2014. № 4. C. 43–52.
2. Tolerance of uncertainty: Conceptual analysis, integrative model, and implications for healthcare / M.A. Hillen, C.M. Gutheil, T.D. Strout et al. // Social Science and Medicine. 2017. Vol. 180. P. 62–75. DOI: 10.1016/j.socscimed.2017.03.024.
3. The fatalistic decision maker: time perspective, working memory, and older adults deci-sion-making competence / M. Ronnlund, F. Del Missier, T. Mantyla et al. // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.02038.
4. Наумова Д.В. Личностные характеристики молодых людей, толерантных и интолерантных к неопределенности // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2021. № 62. С. 142–156.
5. Нестик Т.А. Глобальная идентичность как социально-психологический феномен: теоретико-эмпирическое исследование // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2, № 4. С. 145–185.
6. Нестик Т.А. Глобальные риски как психологический феномен // Пути к миру и безопасности. 2016. № 1. С. 24–38.
7. Леонтьев Д.А., Фам Д.А. Как мы выбираем: структуры переживания собственного выбора и их связь с характеристиками личности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2011. № 1. С. 39–53.
8. Rettie H., Daniels J. Coping and tolerance of uncertainty: Predictors and mediators of men-tal health during the COVID-19 pandemic // American Psychologist. 2021. Vol. 76. P. 427–437. DOI: 10.1037/amp0000710.
9. Грязева-Добшинская В.Г., Мальцева А.С. «Типология личностного выбора жизненного пути»: описание методики и результаты психометрической проверки // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2016. Т. 9, № 2. С. 14–21.
10. Тимощенко А.С., Грязева-Добшинская В.Г., Дмитриева Ю.А. Адаптационные ресурсы субъектов с разным типом выбора жизненного пути в стрессовой ситуации организационных изменений // Психология. Психофизиология. 2020. Т. 13, № 4. С. 49–57.
11. Андрюшкова Н.П. К вопросу становления личностной зрелости // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2022. № 41. С. 3–10.
12. Кожевникова О.В. О структуре личностной зрелости студентов университета // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2021. № 31. С. 428–434.
13. Сергиенко Е.А. Психологическая зрелость – интегративное понятие // Разработка понятий современной психологии. Серия «Методология, история и теория психологии». 2021. Т. 3.
С. 236–272.
14. Bauer J.J., McAdams D.P. Growth Goals, Maturity, and Well-Being // Developmental Psychology. 2004. Vol. 1. P. 114–127. DOI: 10.1037/0012-1649.40.1.114.
15. Mann F.D., DeYoung C.G., Krueger R.F. Patterns of cumulative continuity and maturity in personality and well-being: Evidence from a large longitudinal sample of adults // Personality and Individual Differences. 2021. Vol. 169. DOI: 10.1016/j.paid.2019.109737.
16. Малиева Е.С. Особенности взаимосвязи личностной зрелости с различными конструктами структуры личности // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 8(122). DOI: 10.23670/IRJ.2022.122.104
17. Responsibility as a criterion for determining personal maturity / A. Burkhonov, O. Avlaev,
S. Abdujalilova et al. // E3S Web Conf. 2021. № 244. DOI: 10.1051/e3sconf /202124411059.
18. Манукян В.Р., Трошина Е.Г. Современные психологические концепции благополучия и зрелости личности: области сходства и различий // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. № 2. С. 77–85.
19. Гудзовская А.А., Шпунтова В.В. О компонентах личностной зрелости // Российский психологический журнал. 2016. № 2. C. 36–46.
20. Morales-Vives F., Camps E., Duenas J.M. Predicting academic achievement in adolescents: The role of maturity, intelligence and personality // Psicothema. 2020. Vol. 32. P. 84–91. DOI: 10.7334/psicothema2019.262.
21. Шаповалова А.А., Невструева Т.Х. Взаимосвязь личностной зрелости и жизнестойкости в контексте профессионализации студента – будущего психолога // Ученые заметки ТОГУ. 2021. Т. 12, № 1. С. 167–173.
22. Кузнецова Д.А. Определение понятия и структуры личностной зрелости // Личность и общество. 2020. № 3. С. 9–13.
23. Кожевникова О.В. Соотношение субъективных характеристик и объективных критериев личностной зрелости студентов // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2022. № 4. С. 543–553.
24. Greenberger E., Sorensen B. Toward a Concept of Psychosocial Maturity // Journal of Youth and Adolescence. 1974. Vol. 4. P. 329–352. DOI: 10.1007/BF02214746.
25. Measurement and Structure of Psychosocial Maturity / E. Greenberger, R. Josselson, C. Knerr et al. // Journal of Youth and Adolescence. 1975. Vol. 2. P. 128–141. DOI: 10.1007/BF01537437.
26. Солдатова Е.Л., Шляпникова И.А. Эго-идентичность как системообразующий фак-тор формирования личностной зрелости // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Психология». 2010. № 27. С. 66–74.
27. Hopwood C.J. Personality Functioning, Problems in Living, and Personality Traits // Jour-nal of Personality Assessment. 2024. Vol. 1. № 16. DOI: 10.1080/00223891.2024.2345880.
28. Refining the maturity principle of personality development by examining facets, close others, and comaturation / T. Schwaba, W. Bleidorn, C.J. Hopwood et al. // Journal of Personality and Social Psychology. 2022. Vol. 5, № 122. P. 942–958. DOI: 10.1037/pspp0000400.
29. Осин Е.Н. Факторная структура версии шкалы общей толерантности к неопределенности Д. МакЛейна // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 65–86.
30. Горлова Н. Толерантность к неопределенности как индивидуально-личностная предпосылка процесса самоопределения в подростковом возрасте, ранней и поздней юности // Психологические исследования. 2020. Т. 13. № 70.
31. Емельянова Т.П., Белых Т.В. Отношение к глобальным рискам студентов православных и светских вузов // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10, № 3. С. 40–50.

References

-
Опубликован
2024-09-30
Как цитировать
Горских, А., & Дмитриева, Ю. (2024). Личностный выбор, толерантность к неопределенности и отношение к глобальным рискам как предикторы личностной зрелости студентов. Психология. Психофизиология, 17(3), 21-32. https://doi.org/10.14529/jpps240302
Раздел
Общая психология, психология личности, история психологии

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)