Интеллектуальные характеристики как предикторы жизнеспособности студентов

  • М. А. Грачев Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76) mikhailgrachev1999@gmail.com
  • Е. А. Рыльская Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76) https://orcid.org/0000-0003-3075-5255 elena_rylskaya@mail.ru
Ключевые слова: жизнеспособность, интеллект, эмоциональный интеллект, метакогнитивные процессы, предикторы жизнеспособности

Аннотация

Обоснование. При всей дискуссионности трактовок интеллекта предельно общее определение, вызывающее менее всего возражений, основано на его понимании как некоторой способности, определяющей общую успешность адаптации человека к новым условиям, а механизмы интеллекта рассматриваются в контексте решении широкого спектра задач во внутреннем плане действия при доминировании роли сознания над бессознательным. Подобное понимание позволяет предполагать определенную роль интеллектуальных способностей в поддержании общих жизненных способностей человека. Между тем интеллект как составляющая жизнеспособности изучен недостаточно. Целью данной статьи является выявление интеллектуальных предикторов жизнеспособности.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие студенты вузов разных направлений обучения 1–5-х курсов обучения. Использованные методики: прогрессивные матрицы Дж. Равена, тест Е. Торренса, набор креативных тестов Ф. Вильямса, тест социального интеллекта Дж. Гилфорда, опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина, тест «Жизнеспособность человека» Е.А. Рыльской, опросник «Метакогнитивная включенность в деятельность» Г. Шроу и Р. Деннисона, опросник «Рациональный-Опытный (REI)» С. Эпстайна и Р. Пачини.
Результаты. Для каждого из четырех компонентов жизнеспособности и ее общего показателя определены модели, только две из них имеют достаточную предсказательную силу. Переменные «способности адаптации» и «осмысленность жизни» как показатели жизнеспособности предсказываются переменными IQ, эмоционального интеллекта, опытного стиля мышления и метакогнитивной включенности. Заключение. Определены предикторы для двух из четырех показателей жизнеспособности: для способностей адаптации предиктором является показатель метакогнитивной включенности в деятельность, где зависимость обратная; для осмысленности жизни предикторами являются общий эмоциональный интеллект и метакогнитивная включенность. Также значимым предиктором является IQ, но он не включен в уравнения, вероятно, из-за более сложной связи, поиск которой находится вне рамок текущего исследования

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

М. А. Грачев , Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76)

Аспирант кафедры психологии управления и служебной деятельности

Е. А. Рыльская , Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76)

Доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии управления и служебной деятельности

Литература

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. 1. М.: Педагогика. 1980. 288 с.
2. Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты. М.: Институт психологии РАН. 2016. 755 с.
3. Рыльская Е.А. Психологическая концепция жизнеспособности человека. Челябинск: Полиграф-Мастер. 2013. 336 с. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2505947 (дата обращения 02.10.2024)
4. Рыльская Е.А. Жизнеспособность человека: понятие и концептуальные основы исследования // Сибирский психологический журнал. 2019. № 31. С. 6–11
5. Рыльская Е.А. Тест «Жизнеспособность человека»: разработка и психометрические характеристики // Социум и власть. 2016. № 1(57). С. 25–30.
6. Рыльская Е.А. Типы жизнеспособности человека // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2009. № 30(163). С. 24–30.
7. Connor K.M., Davidson J.R.T. Development of a new resilience scale: The Connor-Davidson Resilience Scale (CD-RISC) // Depression and Anxiety. 2003. Vol. 18(2). P. 76–82. DOI: 10.1002/da.10113
8. Sarrionandia A., Ramos-Diaz E., Fernandez-Lasarte O. Resilience as a Mediator of Emo-tional Intelligence and Percieved Stress: A Cross-Country Study // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9. ID art. 2653 DOI: 10.3389/fpsyg.2018.02653
9. Исламов Н.Н.у. Формирование музыкального интеллекта у школьников в процессе реализации культурологического подхода // Science and Education. 2024. Т. 5(2). С. 309–314. URL: https://openscience.uz/index.php/sciedu/article/view/6709 (дата обращения 10.10.2024)
10. Королева Ю.А., Матасов Ю.Т. Взаимосвязь социально- психологической компетентности и жизнеспособности подростков с интеллектуальным недоразвитием // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 10. С. 128–134
11. Association of psychological resilience and cognitive function in older adults: Based on the MaAnshan Healthy Aging Cohort Study / G. Jiang, Y. He, T. Li et al. // Archives of Gerontology and Geriatrics. 2024. Vol. 116. ID art. 105166. DOI: 10.1016/j.archger.2023.105166
12. Pathway from childhood trauma to nonsuicidal self-injury in adolescents with major de-pressive disorder: the chain-mediated role of psychological resilience and depressive severity / X. Weng, R. Tang, L. Chen et al. // European Archives of Psychiatry and Clinical Neuroscience. 2024. Vol. 274(7). P. 1565–1573. DOI: 10.1007/s00406-023-01746-z
13. Liu R., Menhas R., Saqib Z.A. Does physical activity influence health behavior, mental health, and psychological resilience under the moderating role of quality of life? // Frontiers in Psychology. 2024. Vol 15. ID art. 1349880. DOI: 10.3389/fpsyg.2024.1349880
14. Associations of physical activity and cardiorespiratory fitness with cognitive function, self-control, and resilience in young people with attention deficit hyperactivity disorder / E. Sib-bick, R. Boat, M. Sarkar et al. // Advanced Exercise and Health Science. 2024. Vol. 1. P. 51–58. DOI: 10.1016/j.aehs.2024.01.003
15. Pinto T.M., Noro Veiga V.M., Macedo E.C. Effectiveness of cognitive-behavioral therapy on resilience of adults: A systematic review and meta-analysis // Journal of Behavioral and Cogni-tive Therapy. 2024. Vol. 34(2). ID art. 100495. DOI: 10.1016/j.jbct.2024.100495
16. İme Y., Ümmet D. The effects of cognitive behavioral psychological group counseling program on the psychological resilience and emotional flexibility of adolescents // Current Psy-chology. 2024. Vol. 43. P. 8885–8895. DOI: 10.1007/s12144-023-05051-9
17. Xu X., Liu W., Pang W. Are Emotionally Intelligent People More Creative? A Meta-Analysis of the Emotional Intelligence-Creativity Link // Sustainability. 2019. Vol. 11(21). ID art. 6123. DOI: 10.3390/su11216123
18. Sundquist D., Lubart T. Being Intelligent with Emotions to Benefit Creativity: Emotion across the Seven Cs of Creativity // Journal of Intelligence. 2022. Vol. 10(4). ID art. 106. DOI: 10.3390/jintelligence10040106
19. Mayer J.D. What Is Emotional Intelligence? // UNH Personality Lab. 2004. Vol. 8. URL: https://scholars.unh.edu/personality_lab/8/ (дата обращения: 15.06.2024).
20. Jia X., Li W., Cao L. The Role of Metacognitive Components in Creative Thinking // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. ID art. 2404. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.02404
21. Wigtil C.J., Henriques G.R. The Relationship Between Intelligence and Psychological Well-Being in Incoming College Students // Psychology of Well-Being: Theory, Research and Practice. 2015. Vol. 5. ID art. 4. DOI: 10.1186/s13612-015-0029-8
22. DAmico A., Geraci A. Beyond emotional intelligence: The new construct of meta-emotional intelligence // Frontiers in Psychology. 2023. Vol. 14. ID art. 1096663. DOI: 10.3389/fpsyg.2023.1096663
23. The Impact of Emotional Intelligence on Domain-Specific Creativity: The Mediating Role of Resilience and the Moderating Effects of Gratitude / D. Tong, H. Kang, M. Li et al. // Journal of Intelligence. 2022. Vol. 10(4). ID art. 115. DOI: 10.3390/jintelligence10040115
24. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М. 2004. С. 29–36.
25. Перикова Е.И., Бызова В.М. Факторная структура русскоязычной версии опросника «Метакогнитивная включенность в деятельность» // Культурно-историческая психология. 2022. Т. 18, № 2. С. 116–126. DOI: 10.17759/chp.2022180213
26. Корнилова Т.В., Разваляева А.Ю. Апробация русскоязычного варианта полного опросника С. Эпстайна «Рациональный-Опытный» (Rational-Experiential Inventory) // Психологический журнал. 2017. Т. 38, № 3. P. 92–107. DOI: 10.7868/S0205959217030084
27. The Effects of Reflective Pauses on Performance in Simulation Training / Lee J.Y., Donkers J., Jarodzka H. et al. // Simulation in Healthcare: The Journal of the Society for Simulation in Healthcare. 2024. Vol. 19(2). P. 82–89. DOI: 10.1097/SIH.0000000000000729
28. Sánchez-Álvarez N., Berrios Martos M.P., Extremera N. A Meta-Analysis of the Relationship Between Emotional Intelligence and Academic Performance in Secondary Education: A Multi-Stream Comparison // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. ID art. 1517. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.01517
29. Petrides K.V., Mavroveli S. Theory and Applications of Trait Emotional Intelligence // Psychology: The Journal of the Hellenic Psychological Society. 2018. Vol. 23(1). P. 24–36. DOI: 10.12681/psy_hps.23016

References

-
Опубликован
2025-04-01
Как цитировать
Грачев, М., & Рыльская, Е. (2025). Интеллектуальные характеристики как предикторы жизнеспособности студентов. Психология. Психофизиология, 18(1), 5-15. https://doi.org/10.14529/jpps250101
Раздел
Общая психология, психология личности, история психологии

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)