ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Аннотация
Аннотация. Системный анализ жизнеспособности в структуре индивидуальности человека, как показывает анализ научных источников, пока не является темой специальных исследований. Поэтому статья посвящается изучению структуры жизнеспособности и выявлению её взаимосвязи с разноуровневыми свойствами индивидуальности.
Материалы и методы: тест жизнеспособности человека Е.А. Рыльской, опросник Я. Стреляу, личностный опросник Г. Айзенка, опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова, многофакторный опросник Кэттелла, личностный тест FPI, тест межличностных отношений Т. Лири, опросник ценностей по Рокичу, шкала локуса контроля. Эмпирические данные обработаны с помощью параметрических методов
(t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ по Пирсону) с использованием статистического программного пакета SPSS 20.0. Результаты. Обнаружена связь жизнеспособности с показателями свойств нервной системы – силой возбуждения и подвижностью, с психодинамическими показателями – обратная связь жизнеспособности и нейротизма, положительная – с коммуникативной эргичностью. На личностном уровне наиболее тесные положительные связи обнаружены между показателями жизнеспособности и общительности, смелости, отрицательные – с показателями невротичности, депрессивности и эмоциональной лабильности. На ценностном уровне жизнеспособность и ее компоненты связаны как с основными ценностями-целями (активная жизнь, материально независимая жизнь, присутствие преданных друзей, социальное признание, приобретение знаний, свободное выражение своего мнения, способность радоваться за другого, объективная самооценка), так и с ценностями-средствами (оптимистическое отношение к жизни, старательность, образованность, самоконтроль, честность). На социально-психологическом уровне выявлены связи жизнеспособности и интернальности в области неудач и достижений, производственных и межличностных отношений. Заключение. Жизнеспособность представляется как интеграция прежде всего личностных характеристик, поэтому в формировании структуры жизнеспособности главенствующую роль играют личностный и социально-психологический уровни индивидуальности. Данные, полученные на студенческой выборке, частично подтверждают результаты исследований взрослых респондентов и свидетельствуют об унитарности личностной и коммуникативной составляющей как важнейших детерминантов жизнеспособности.
Скачивания
Литература
2. Scrivner C., Johnson J., Kjeldgaard-Christiansen J., Clasen М. Pandemic Practice: Horror Fans and Morbidly Curious Individuals Are More Psychologically Resilient During the COVID-19 Pandemic // PsyArXiv Preprints. 2020. DOI: 10.31234/osf.io/4c7af .
3. Tang S., Xiang M., Cheung T., Xiang Y.T. Mental health and its correlates among children and adolescents during COVID-19 school closure: The importance of parent-child discussion. Journal of Affective Disorders. 2021. Vol. 279. P. 353–360. DOI: 10.1016/j.jad.2020.10.016.
4. Vagni M., Maiorano T., Giostra V., Pajardi D. Hardiness and coping strategies as mediators of stress and secondary trauma in emergency workers during the COVID-19 pandemic // Sustainability. 2020. Vol. 12 (18). P. 7561. DOI:10.3390/su12187561
5. Чистякова Н.В., Фролова П.С. Субъективный контроль поведения как копинг-ресурс в период пандемии COVID-19 // Международный журнал экспериментального образования. 2020. № 3. С. 53–57.
6. Многосмыслова А.А. Взаимосвязь жизнеспособности и интернет-зависимости человека // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 3(114). С. 117–124. DOI: 10.20323/1813-145X-2020-3-114-117-124
7. Погорелов Д.Н. Структура виртуальной идентичности пользователей социальных сетей // Казанский педагогический журнал. 2020. № 4 (141). С. 262–267.
8. Плющева О.А., Махнач А.В. Жизнеспособность специалиста помогающей профессии в организационной среде // Организационная психология. 2021. Т. 11. № 2. С. 124–153. URL: https://orgpsyjournal.hse.ru/2021-11-2/ 484830093.html
9. Махнач А.В., Дикая Л.Г. Мировоззренческая направленность как компонент жизнеспособности человека в социономических профессиях // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2018. Т. 3. № 1. С. 62–91. URL: http://work-org-psychology.ru/ engine/documents/document322.pdf (дата обращения: 21.07.2021).
10. Лотарева Т.Ю. Роль социальной поддержки в развитии жизнеспособности профессионалов социальной сферы // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 1. С. 64–72.
11. Котовская С.В. Биопсихосоциальные факторы оптимального уровня жизнеспособности специалистов экстремального профиля // Психология. Психофизиология. 2021. Т. 14. № 1. C. 23–30. DOI: 10.14529/ jpps210103.
12. Постылякова Ю.В. Индивидуальная и академическая жизнеспособность студентов // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2018. Т. 15. Вып. 4. С. 147–152. DOI: 10.31079/1992-2868-2018-15-4-147-152
13. Постылякова Ю.В. Экологическая модель жизнеспособности студента // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2020. Т. 5. № 4. С. 218–239. DOI: 10.38098/ipran.opwp. 2020.17.4.009.
14. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
15. Мерлин В.С. Системный подход к онтогенезу интегральной индивидуальности // Психология формирования и развития личности; под ред. Л.И. Анцыферовой. М.: Наука, 1981. С. 87–105.
16. Вяткин Б.А., Дорфман Л.Я. Теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина: история и современность // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 2. С. 145–160. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-2-145-160
17. Вяткин Б.А., Щукин М.Р. История и методология исследования стилей человека в школе В.С. Мерлина (к 120-летию со дня рождения ученого) // Методология и история психологии. 2018. № 3. С. 127–150. DOI: 10.7868/S1819265318030081
18. Тарасова Е.В. Структура жизнеспособности психотерапевта // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика. 2016. № 2 (12). № статьи 7.
19. Лактионова А.И. Обусловленность жизнеспособности человека особенностями его темперамента и контроля поведения // Психология. Психофизиология. 2019. № 4. С. 24–33. DOI: 10.14529/jpps190403
20. Науменко Ю.В. Социально-культурные феномены «здоровье» и «здоровый образ
жизни»: сущность и стратегия формирования // Проблемы современного образования. 2012, № 6. С. 151–176.
21. Elliot A.J., Thrash T.M. Achievement goals and the hierarchical model of achieve-ment motivation // Educational Psychology Review. 2001. Vol. 13. № 2. P. 139–156. DOI: 10.1037/0022-3514.82.5.804
22. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии. 2010. № 4. С. 29–37.
23. Мартыненко О.В., Киселева А.А. Особенности взаимосвязи ценностных ориентаций и психодинамических свойств в структуре интегральной индивидуальности школьников и студентов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. № 30. С. 17–23.
References
1. Qiu J, Shen B, Zhao M, Wang Z, Xie B, Xu Y. A nationwide survey of psychological distress among Chinese people in the COVID-19 epidemic: implications and policy recommendations. General Psychiatry. 2020;33(2):e100213. DOI: 10.1136/gpsych-2020-100213.2. Scrivner C., Johnson J., Kjeldgaard-Christiansen J., Clasen М. Pandemic Practice: Horror Fans and Morbidly Curious Individuals Are More Psychologically Resilient During the COVID-19 Pandemic. PsyArXiv Preprints. 2020. DOI: 10.31234/osf.io/4c7af .
3. Tang S., Xiang M., Cheung T., Xiang Y.T. Mental health and its correlates among children and adolescents during COVID-19 school closure: The importance of parent-child discussion. Journal of Affective Disorders. 2021;279:353-360. DOI: 10.1016/j.jad.2020.10.016.
4. Vagni M, Maiorano T, Giostra V, Pajardi D. Hardiness and Coping Strategies as Mediators of Stress and Secondary Trauma in Emergency Workers during the COVID–19 Pandemic. Sustainability. 2020;12(18):7561. DOI: 10.3390/su12187561
5. Chistyakova N.V., Frolova P.S. [Subjective behavior control as coping resource in COVID-19]. Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimentalnogo obrazovaniya = International Journal of Experimental Education. 2020;3:53–57. (in Russ.). DOI: 10.17513/mjeo.11965
6. Mnogosmyslova A.A. [The relationship between viability and internet addiction disorder
of a person]. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik = Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2020;3(114):117–124. (in Russ.). DOI: 10.20323/1813-145X-2020-3-114-117-124
7. Pogorelov D.N. [Structure of virtual identity of users of social networks] Kazanskij pedagogicheskij zhurnal = Kazan Pedagogical Journal. 2020;4 (141):262–267. (in Russ.).
8. Plyushcheva O.A., Makhnach A.V. [Resilience of a specialist in a helping profession in an organizational environment]. Organizacionnaya psihologiya = Organizational psychology. 2021;11(2):124–153. (in Russ.).
9. Mahnach A.V. [World-view direction as a component of resilience in socionomic professions]. Institut psikhologii Rossiiskoi akademii nauk. Organizatsionnaya psikhologiya i psikhologiya truda = Institute of psychology Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Labor Psychology. 2018;3(1):62–91. URL: http://work-org-psychology.ru/engine/documents/document322.pdf
(acceded: 21.07.2021). (in Russ.).
10. Lotareva T.Yu. [The role of social support to resilience of social sphere professionals]. Psihologicheskij zhurnal = Psychological Journal. 2017;38(1):64–72. (in Russ.).
11. Kotovskaya S.V. [Biopsychosocial factors of optimal resilience in extreme conditions]. Psihologiya. Psihofiziologiya = Psychology. Psychophysiology. 2021;14(1):23–30. (in Russ.). DOI: 10.14529/jpps210103.
12. Postylyakova Yu.V. [Individual and academic resilience of students]. Socialnye i gumanitarnye nauki na Dalnem Vostoke = The Humanities And Social Studies in the Far East. 2018;15(4):147–152. (in Russ.). DOI: 10.31079/1992-2868-2018-15-4-147-152
13. Postylyakova Yu.V. [Ecological model of thr students resilience]. Institut psikhologii Rossiiskoi akademii nauk. Organizatsionnaya psikhologiya i psikhologiya truda = Institute of psychology Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Labor Psychology. 2020;5(4):218–239. (in Russ.). DOI: 10.38098/ipran.opwp.2020.17.4.009.
14. Ananyev B.G. Chelovek kak predmet poznaniya [Man as an object of knowledge]. St. Petersburg: Peter Publ. 2001:288. (in Russ.).
15. Merlin V.S. Sistemnyi podkhod k ontogenezu integralnoi individualnosti [A systematic approach to the ontogenesis of integral individuality]. Psikhologiya formirovaniya i razvitiya lichnosti [Psychology of personality formation and development]. Ed. L.I. Antsyferova. Moscow: Nauka Publ. 1981:87–105. (in Russ.).
16. Vyatkin B.A., Dorfman L.Ya. [Theory of integral individuality by V.S. Merlin: history and nowadays]. Obrazovanie i nauka = Education and science. 2017;19(2):145–160. (in Russ.). DOI: 10.17853/1994-5639-2017-2-145-160
17. Vyatkin B.A., Shchukin M.R. [History and methodology of the study of human styles in the school of V.S. Merlin (to the 120th anniversary of the scientists birth)]. Metodologiya i istoriya psihologii = Methodology and history of psychology. 2018;3:127–150. (in Russ.). DOI: 10.7868/S1819265318030081
18. Tarasova E.V. [The structure of the viability of a psychotherapist]. Klinicheskaya i meditsinskaya psikhologiya: issledovaniya, obuchenie, praktika = Clinical and medical psychology: research, training, practice. 2016;2(12):7
19. Laktionova A.I. [Dependence of Human Resilience on the Features of Temperament and Control of Behavior]. Psihologiya. Psihofiziologiya = Psychology. Psychophysiology. 2019;12(4):24–33. (in Russ.). DOI: 10.14529/jpps190403.
20. Naumenko Yu.V. [Socio-cultural phenomena “health” and “healthy lifestyle”: the essence and strategy of formation]. Problemy sovremennogo obrazovaniya = Problems of modern education. 2012;6:151–176.
21. Elliot A.J., Thrash T.M. Achievement goals and the hierarchical model of achievement motivation. Educational Psychology Review. 2001;13(2):139–156. DOI: 10.1037 / 0022-3514.82.5.804
22. Kirillova N.A. [Value orientations in the structure of integral individuality of senior schoolchildren]. Voprosy psihologii = Questions of psychology. 2010;(4):29–37.
23. Martynenko O.V., Kiseleva A.A. [Features of the relationship of value orientations and psychodynamic properties in the structure of integral individuality of schoolchildren and students]. Psihologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya. Psychology and pedagogy: methodology and problems of practical application. 2013;30:17–23.
Copyright (c) 2021 Психология. Психофизиология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.