Адаптация методики диагностики практического интеллекта командира в нестандартных ситуациях
Аннотация
Обоснование. Работа посвящена актуальной проблеме выбора методов исследования различных аспектов интеллекта в ситуациях, когда наиболее популяризированные стандартизированные тесты интеллекта не отвечают поставленным задачам исследования. Обсуждается необходимость в разработке и адаптации новых методик исследования интеллекта. Цель. Адаптация методики измерения практического интеллекта для военнослужащих «Неявные знания военных командиров» Дж. Хедлунд и последующая стандартизация полученной версии на русскоязычной выборке.
Материалы и методы. Оригинальная методика «Неявные знания военных командиров» Дж. Хедлунд была переведена на русский язык и стандартизирована на русскоязычной выборке учащихся военно-учебного центра. Все статистические расчеты для проверки психометрических норм полученной адаптации выполнялись с помощью IBM SPSS Statistics 23. Результаты. Проведена адаптация русскоязычной версии методики «Практический интеллект командира в нестандартных ситуациях» (ПИК-НС): перевод на русский язык, изменение некорректных пунктов опросника, стандартизация на выборке учащихся военно-учебного центра. Представлены результаты психометрической проверки адаптированного русскоязычного варианта методики. Заключение. Результаты анализа психометрических характеристик адаптированного русскоязычного варианта методики «Практический интеллект командира в нестандартных ситуациях» (ПИК-НС) позволяют заключить, что методика может быть применена для исследования практического интеллекта в нестандартных ситуациях, основанных на неявных знаниях, на отечественных выборках военных командиров младшего звена.
Скачивания
Литература
2. Sharafitdinov A.XXX, Soyimnazarov N.B., Nishonov M.N. Psychological description of the concept of emotional intelligence. Spectrum Journal of Innovation, Reforms and Development. 2022;7:71–75. Availiable at: https://sjird.journalspark.org/index.php/sjird/article/view/240/238
3. Lea R.G., Davis S.K., Mahoney B et al. Does emotional intelligence buffer the effects of acute stress? A systematic review. Frontiers in Psychology. 2019;10:810. DOI:10.3389/fpsyg.2019.00810
4. Sánchez-Álvarez N., Berrios M.M.P., Extremera N. A meta-analysis of the relationship between emotional intelligence and academic performance in secondary education: a multi-stream comparison. Frontiers in Psychology. 2020;11:1517. DOI:10.3389/fpsyg.2020.01517
5. Guerra-Bustamante J., Barco L., Tosina R.Y., Ramos V.L. Emotional intelligence and psychological well-being in adolescents. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2019;16(10):1–12. DOI:10.3390/ijerph16101720.
6. Aydin E. The effect of cultural intelligence and creative thinking on the practical technical capabilities of Trabzon university physical education students. Asian Journal of Education and Training. 2019;5:392–396. DOI: 10.20448/journal.522.2019.52.392.396.
7. Sternberg R.J. A theory of adaptive intelligence and its relation to general intelligence. Journal of Intelligence. 2019;7(4):23. DOI: 10.3390/jintelligence7040023.
8. Sternberg R.J., Li A.S. Social Intelligence: What It Is and Why We Need It More than Ever Before. Social Intelligence and Nonverbal Communication. Ed. by R.J. Sternberg, A. Kostić, Palgrave Macmillan, Cham. 2020:1–20. DOI: 10.1007/978-3-030-34964-6_1
9. Moghadasin M., Dibajnia P. Verbal and practical intelligence in general anxiety, obsessive compulsive and major depression disorders. European Review of Applied Psychology. 2021;71:100630. DOI:10.1016/j.erap.2021.100630.
10. Sternberg R.J., Glaveanu V., Karami S. et al. Meta-intelligence: understanding, control, and interactivity between creative, analytical, practical, and wisdom-based approaches in problem solving. Journal of Intelligence. 2021;9(2):19. DOI: 10.3390/jintelligence9020019
11. Kovacs K., Conway A.R.A. What Is IQ? Life Beyond “General Intelligence”. Current Di-rections in Psychological Science. 2019;28(2):189–194. DOI: 10.1177/0963721419827275
12. Sternberg R.J. Time Bomb: How the Western Conception of Intelligence Is Taking Down Humanity. Intelligence in Context. Ed. by R.J. Sternberg, D.D. Preiss, Palgrave Macmillan, Cham. 2022:393–411 DOI: 10.1007/978-3-030-92798-1_16
13. Sternberg R.J. Toward a triarchic theory of human intelligence. Behavioral and Brain Sciences. 1984;7(2):269–287. DOI: 10.1017/S0140525X00044629
14. Hedlund J., Williams W.M., Horvath J.A. et al. Tacit Knowledge for Military Leaders: Platoon Leader Questionnaire. Alexandria, VA: U.S. Army Research Institute for the Behavioral and Social Sciences. 1999:90. Avaliable at: https://www.researchgate.net/publication/235207229_Tacit_ Knowledge_for_Military_Leaders_Platoon_Leader_Questionnaire
15. Cianciolo A.T., Sternberg R.J. Practical intelligence and tacit knowledge: An ecological view of expertise. The Cambridge handbook of expertise and expert performance. Ed. by K.A. Ericsson, R.R. Hoffman, A. Kozbelt, A.M. Williams. Cambridge University Press. 2018:770–792. DOI: 10.1017/9781316480748.039
16. Gottfredson L. Dissecting practical intelligence theory: Its claims and evidence. Intelligence. 2003;31:343–397. DOI: 10.1016/S0160-2896(02)00085-5.
17. Brody N. Construct validation of the Sternberg Triarchic abilities test: Comment and reanalysis. Intelligence. 2003;31(4):319–329. DOI: 10.1016/S0160-2896(01)00087-3
18. Nisbett R.E., Aronson J., Blair C. et al. Intelligence: New findings and theoretical developments. American Psychologist. 2021;67(2):130–159. DOI: 10.1037/a0026699
19. Hadjimichael D., Tsoukas H. Toward a better understanding of tacit knowledge in organizations: taking stock and moving forward. The Academy of Management Annals. 2019;13:672–703. DOI: 10.5465/annals.2017.0084
20. Philipson S., Kjellström E. When objects are talking: How tacit knowing becomes explicit knowledge. Journal of Small Business Strategy. 2020;30(1):68–82. Avaliable at: https://jsbs.scholasticahq.com/article/26361-when-objects-are-talking-how-tacit-knowing-becomes-explicit-knowledge
21. Hedlund J., Horvath J.A., Snook S. et al. Tacit Knowledge in Military Leadership: Evidence of Construct Validity. Alexandria. VA: U.S. Army Research Institute for the Behavioral and Social Sciences. 1998:116. Avaliable at: https://www.researchgate.net/publication/235125442_Tacit_ Knowledge_in_Military_Leadership_Evidence_of_Construct_Validity
References
-Copyright (c) 2024 Психология. Психофизиология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.