Психофизиологические характеристики студентов-спортсменов в условиях «двойной карьеры»

  • О. А. Макунина Уральский государственный университет физической культуры (Российская Федерация, 454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе, д. 1) https://orcid.org/0000-0002-3448-9428 oamakunina@mail.ru
  • И. Ф. Харина Уральский государственный университет физической культуры (Российская Федерация, 454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе, д. 1) https://orcid.org/0000-0003-0354-1841 kharina.i.f@list.ru
Ключевые слова: студенты-спортсмены, психофизиологический статус, двойная карьера, спортивная и образовательная деятельность, индивидуальный график обучения, персонализированный подход

Аннотация

Обоснование. Сохранение здоровья молодежи является приоритетной государственной задачей. Обучающиеся, профессионально занимающиеся спортом, испытывают колоссальные нагрузки, способные вызвать стресс-реакции и нестабильные психические состояния. Цель: изучить психофизиологические характеристики студентов-спортсменов, сочетающих спортивную и образовательную деятельность. Материалы и методы. Исследование проводили в динамике учебного года с привлечением 60 студентов-спортсменов мужского пола, средний возраст – 19 ± 1,2 года. Сравнивали показатели студентов, обучающихся по индивидуальному графику и по общепринятому учебному плану. Реализуемые методики: «Стиль саморегуляции поведения» (И.В. Моросанова с соавт., 2000), простая зрительно-моторная реакция («НС-Психо-Тест»), расчет адаптационного потенциала (Р.М. Баевский). Анализировали общий уровень саморегуляции поведения, функциональный уровень системы (интегральный показатель простой зрительно-моторной реакции) и адаптационный потенциал. Результаты исследования обработаны с использованием современных электронных таблиц программы Microsoft Excel пакета Microsoft Office (2017). Для проверки статистической значимости полученных данных использовались непараметрические статистические тесты: T-критерии Вилкоксона (для связанных выборок) и Манна – Уитни (для несвязанных выборок). Достоверность относительных величин рассчитывали с помощью программы «Облегченные способы статистического анализа в клинической медицине (Clinic)». Результаты. В ходе проведенного исследования установлено, что составляющие психофизиологические характеристики статуса студентов, профессионально занимающихся спортом, сочетающих и образовательную деятельность, изменяются в зависимости от формы организации образовательного процесса. Так, студенты, обучающиеся по индивидуальному графику, имеют менее выраженные изменения по уровню саморегуляции, функциональному уровню системы и адаптационному потенциалу. Психофизиологические характеристики студентов-спортсменов, обучающихся по общепринятому учебному плану, к концу учебного года имеют значительные негативные сдвиги функционального уровня системы и адаптационного потенциала на фоне совершенствования общего уровня саморегуляции. Заключение. Результаты исследований, представленные в публикациях и полученные нами, свидетельствуют о необходимости мониторирования психофизиологических детерминант адаптации студентов в условиях «двойной карьеры» и применения персонализированного гибкого подхода при организации образовательной деятельности студента. Результаты могут быть полезными в области образования и спорта для разработки более эффективных мер по содействию двойной карьеры студентов-спортсменов.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

О. А. Макунина , Уральский государственный университет физической культуры (Российская Федерация, 454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе, д. 1)

Кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры физиологии, старший научный сотрудник НИИ олимпийского спорта

И. Ф. Харина , Уральский государственный университет физической культуры (Российская Федерация, 454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе, д. 1)

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры анатомии

Литература

1. Clinciu A.I. Adaptation and Stress for the First Year University Students // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2013. № 78. P. 718–722.
2. Байгужин П.А., Шибкова Д.З. Нестабильные психические состояния у обучающихся-спортсменов // Психология. Психофизиология. 2022. Т. 15. № 2. С. 102–114. DOI: http://doi.org/10.14529/jpps220209
3. Dual-career through the elite university student-athletes lenses: The international FISU-EAS survey / G. Condello, L. Capranica, M. Doupona et al. // PLoS One. 2019. № 14(10). Art. no. e0223278. DOI: http://doi.org/10.1371/journal.pone.0223278.
4. Parents about parenting dual career athletes: A systematic literature review / A. Tessitore, L. Capranica, C. Pesce et al. // Psychology of Sport and Exercise. 2021. № 53. Art. no. 101833. DOI: http://doi.org/10.1016/j.psychsport.2020.101833.
5. Трудности реализации спортсменами двойной карьеры на этапе обучения в вузе / Н.Л. Ильина, Е.Е. Хвацкая, Р.А. Березовская и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 11(153). С. 325–330.
6. Gavala-González J., Castillo-Rodríguez A., Fernández-García JC. Dual Career of the U-23 Spanish Canoeing Team // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. Art. no. 1783. DOI: http://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01783.
7. Multi-national perceptions on challenges, opportunities, and support structures for Dual Career migrations in European student-athletes / P.X. Fuchs, M. Doupona, K. Varga, M. Bon et al. // PLoS One. 2021. Vol. 16(6). Art. no. e0253333. DOI: http://doi.org/10.1371/journal.pone.0253333.
8. Living life through sport: the transition of elite spanish student-athletes to a university degree in physical activity and sports sciences / P. Mateu, E. Inglés, M. Torregrossa et al. // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. Art. no. 1367. DOI: http://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01367.
9. Особенности вариабельности сердечного ритма и уровня физического развития у спортсменов-профессионалов и студентов-спортсменов / М.В. Панюков, В.П. Плотников, С.А. Парастаев и др. // Лечебная физкультура и спортивная медицина. 2009. № 6(66). С. 13–16.
10. Коурова О.Г. Влияние учебных нагрузок на функции сердца у студентов-спортсменов // Наука и спорт: современные тенденции. 2014. Т. 5. № 4(5). С. 67–71.
11. Богданова Л.П., Богданов В.М. Индекс напряжения и другие показатели вариабельности сердечного ритма здоровых студентов-спортсменов // Культура физическая и здоровье. 2019. № 4(72). С. 135–138.
12. Нарскин А.Г., Белых А.А. Особенности гемодинамики студентов-спортсменов, занимающихся различными видами спорта // Ученые записки Белорусского государственного университета физической культуры. 2021. № 24. С. 142–148.
13. Багирова Р.М., Мамедова Г.Р., Гусейнова Г.Г. Изменение функционального состояния сердечнососудистой системы у студентов-спортсменов под влиянием физической нагрузки // Научный вестник Академии физической культуры и спорта. 2020. Т. 2-2. С. 37–42.
14. Макунина О.А., Харина И. Ф. Компоненты психофизиологического статуса, определяющие успешность студентов в условиях учебной и спортивной деятельности // Современные вопросы биомедицины. 2021. Т. 5. № 4(17). DOI: http://doi.org/10.51871/2588-0500_2021_05_04_20.
15. Попова Т.В., Коурова О.Г., Максутова Г.И. Изменения нейродинамических показателей
у студентов-спортсменов в период сессии // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2014. № 3. С. 132–137.
16. Хвацкая Е.Е., Ильина Н.Л. Ретроспективный подход в исследовании «двойной» карьеры
у спортсменов // Спортивный психолог. 2018. № 1. С. 45–48.
17. Combining sport and academic career: Exploring the current state of student-athletes dual career research field / A. Vidal-Vilaplana, I. Valantine, I. Staskeviciute-Butiene et al. // Journal of Hospitality, Leisure, Sport and Tourism Education. 2022. Vol. 31 (4): Art. no. 100399 DOI: http://doi.org/10.1016/j.jhlste.2022.100399
18. Байгужин П.А., Шибкова Д.З., Савченков А.В. Обоснование подхода к оцениванию психофизиологического статуса и профессиональных качеств личности // Вестник психофизиологии. 2017. № 3. С. 80–87.
19. Физическая активность как фактор повышения качества жизни студентов / М.М. Колокольцев, С.С. Ермаков, Н.В. Третьякова [и др.] // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 5. С. 150–168.
20. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 118–127.
21. Ефимова Н.В., Соколова Т.Л., Шилкова Т.В. Интегральные критерии адаптации студентов 1 курса университета в динамике учебного года // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. № 4(15). С. 91–97.
22. Артеменков А.А. Общебиологические подходы к системной организации пограничных состояний психической дезадаптации // Научное обозрение. Медицинские науки. 2017. № 5.
С. 10–16.
23. Башкин В.М. Психофизиологическая оценка и коррекция функционального состояния организма студентов-спортсменов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022.
№ 6(208). С. 53–56.
24. Оценка психофизиологического потенциала в процессе адаптации к учебной деятельности / Н.А. Литвинова, В.И. Иванов, М.Г. Березина и др. // Психология. Психофизиология. 2021.
Т. 14. № 2. С. 108–122. DOI http://doi.org/10.14529/jpps210211.
25. Baron-Thiene A., Alfermann D. Personal characteristics as predictors for dual career dropout versus continuation – A prospective study of adolescent athletes from German elite sport schools // Psychology of Sport and Exercise. 2015. Vol. 21. P. 42–49.
26. Оценка условий, влияющих на эффективность тренировочной деятельности студентов-спортсменов технического вуза / Н.Д. Алексеева, А.А. Ивачев, М.В. Купреев, С.В. Кобелева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. № 4(206). С. 7–10
27. Linner L., Stambulova N., Henriksen K. Facilitating the transition of student-athletes into a dual career: a case study of the Scandinavian University // Sports, Exercise and Performance Psychology. 2022. Vol. 11(2). P. 107–123. DOI: https://doi.org/10.1037/spy0000275

References

-
Опубликован
2022-12-29
Как цитировать
Макунина, О., & Харина, И. (2022). Психофизиологические характеристики студентов-спортсменов в условиях «двойной карьеры». Психология. Психофизиология, 15(4), 94-105. https://doi.org/10.14529/jpps220409
Раздел
Психофизиология