ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ С ВЫСОКИМ И НИЗКИМ УРОВНЕМ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

  • Е. Ф. Ященко Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Санкт-Петербург, Российская Федерация https://orcid.org/0000-0001-5172-9385 elfed58@mail.ru
  • Е. Г. Щелокова Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), Челябинск, Российская Федерация https://orcid.org/0000-0002-3872-240X kas_kat@mail.ru
  • О. В. Лазорак Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), Челябинск, Российская Федерация https://orcid.org/0000-0002-4308-7906 lazolvas@mail.ru
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, социокультурная адаптация, интернационализация высшего образования, самоактуализация, ценности, смысло-жизненные ориентации, субъективное благополучие, карьерные ориентации, личностные качества, иностранные студенты

Аннотация

Обоснование. Одним из основных направлений развития образования в настоящее время является интернационализация. Специально организованная работа вуза и выявление особенностей самоактуализации иностранных студентов скорректирует разработку более эффективных программ психологического сопровождения в процессе их социально-психологической адаптации. Цель: определить личностные особенности иностранных студентов с высоким и низким уровнем самоактуализации в процессе социально-психологической адаптации. Материалы и методы. Обследовано 52 иностранных студента в возрасте 18–32 лет, обучавшихся в Лондоне. Основу исследования составили методики: опросник адаптации личности к новой социокультурной среде Л.В. Янковского, методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, опросник самоактуализации (короткая версия) A. Jones, R. Crandall. Результаты для интерпретации были получены с помощью статистического анализа на выявление различий (U-критерий Манна – Уитни), корреляционного анализа (коэффициент ранговой корреляции Спирмена) с использованием пакета статистических программ SPSS 22.0. Результаты. Иностранные студенты с высоким уровнем самоактуализации испытывают субъективное благополучие, для них значимы социальное окружение; однако субъективное благополучие снижается при невозможности сохранения индивидуальности и выборе конформного типа адаптации. У иностранных студентов с низким уровнем самоактуализации отмечается субъективное неблагополучие, которое тем меньше, чем важнее для них сохранение своей индивидуальности, прагматическая направленность личности, приятие других и самоактуализация. Тем не менее у иностранных студентов с низким уровнем самоактуализации выявлена связь самоактуализации с интерактивным типом адаптации. Заключение. Определены возможности самоактуализации личности иностранных студентов с высоким и низким уровнем развития самоактуализации и специфика их социально-психологической адаптации.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

Е. Ф. Ященко , Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой прикладной психологии

Е. Г. Щелокова , Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), Челябинск, Российская Федерация

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и возрастного консультирования

О. В. Лазорак , Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), Челябинск, Российская Федерация

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков

Литература

1. Аржанова, И.В. Обучение иностранных граждан в опорных вузах Российской Федерации в интересах использования «мягкой силы» / И.В. Аржанова, Д.В. Дыдзинская, Е.А. Мусина, П.С. Селезнев // Высшее образование в России. – 2019. – № 8-9. – С. 9–20. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-9-20
2. Бочарова, Е.Е. Этнопсихология субъективного благополучия молодежи: моногр. / Е.Е. Бочарова. – Саратов: Изд-во СГУ, 2015. – 176 с.
3. Булгаков, А.В. Психологические особенности иностранных студентов и их профессионально-личностное становление в образовательной среде российского вуза: монография / А.В. Булгаков, В.В. Логинова. – М.: М-во образования и науки РФ, Московский гос. обл. ун-т (МГОУ), 2009. – 411 с.
4. Бульцева, М.А. Взаимосвязь опыта межкультурных взаимодействий, аккультурационных ожиданий и креативности у российских студентов / М.А. Бульцева, Н.М. Лебедева // Культурно-историческая психология. – 2019. – Т. 15, № 3. – С. 51–59. DOI: 10.17759/chp.2019150306
5. Волчанская, В.О. Социально-психологическая адаптация в отечественной и зарубежной психологии / В.О. Волчанская // Человеческий капитал. – 2019. – № 12 (132). – С. 108–114. DOI: 10.25629/HC.2019.12.09
6. Генсецкая, Ю.В. Ценностный подход к развитию личностной саморегуляции обучающихся: коллективная моногр. / Ю.В. Генсецкая, А.В. Капцов, Т.Н. Клюева и др.; под ред. А.В. Капцова. – Самара: Самарская гуманитарная академия, 2019. – 128 с.
7. Григорьева, М.В. Роль рефлексии в адаптационном процессе студентов к условиям обучения в вузе / М.В. Григорьева, Р.М. Шамионов, Н.М. Голубева // Психологическая наука и образование. – 2017. – Т. 22, № 5. – С. 23–30. DOI: 10.17759/pse.2017220503
8. Иванова, М.А. Системный подход к исследованию адаптации иностранных студентов / М.А. Иванова, А.В. Зинковский // Научно-технические ведомости СПБГУ. – 2005. – № 2 (40). – С. 243–248.
9. Императивы интернационализации / отв. ред. М.В. Ларионова, О.В. Перфильева. – М.: Логос, 2013. – 420 с.
10. Караваева, Е.М. Различия показателей социально-психологической адаптации у школьников и студентов / Е.М. Караваева, В.Г. Печерский, Д.Е. Иванов // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы / под. ред. В.А. Барабанщикова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. – С. 807–811.
11. Карпов, А.В. Рефлексивность как детерминанта структурной организации внутреннего мира человека / А.В. Карпов, Т.А. Воронова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2018. – Т. 10, № 3-2. – С. 104–110.
12. Кемп, Н. Новые тенденции международного рынка образования / Н. Кемп // Международное высшее образование. – 2016. – № 85. – С. 19–22.
13. Кишиков, Р.В. Динамика диссертационных исследований проблем адаптации в отечественной психологии / Р.В. Кишиков // Вопросы гуманитарных наук. – 2014. – № 2 (71). – С. 69–73.
14. Кузнецова, С.А. Миграционные установки как предмет социально-психологических исследований / С.А. Кузнецова // Социальная психология и общество. – 2013. – № 4. – С. 34–45.
15. Леонтьев, Д.А. Жизненная позиция личности: от теории к операционализации / Д.А. Леонтьев, А.Е. Шильманская // Вопросы психологии. – 2019. – № 1. – С. 90–100.
16. Лепшокова, З.Х. Адаптация и модификация методики аккультурационных ожиданий Джона Берри / З.Х. Лепшокова, А.Н. Татарко // Социальная психология и общество. – 2017. – Т. 8, № 3. – С. 125–146. DOI: 10.17759/sps.2017080310
17. Матренин, Д.И. Эмоциональный интеллект как ресурс социально-психологической адаптации / Д.И. Матренин, И.В. Харитонова // Universum: психология и образование. – 2019. – № 1 (55). – С. 13–16.
18. Налчаджян, А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А.А. Налчаджян. – М.: Эксмо, 2010. – 368 c.
19. Петровский, В.А. Человек над ситуацией / В.А. Петровский. – М.: Смысл, 2010. – 559 c.
20. Рогова, Е.Е. Понятие «адаптация» в зарубежной и отечественной психологии / Е.Е. Рогова // Научный альманах. – 2018. – № 12-2 (50). – С. 205–207. DOI: 10.17117/na.2018.12.02.205
21. Смолина, Т.Л. Психология кросскультурной адаптации: моногр. / Т.Л. Смолина, А.А. Мельникова. – СПб.: Скифия, 2017. – 303 с.
22. Теславская, О.И. Субъективное качество жизни и психологическая адаптация у лиц с низким, средним и высоким уровнем эскапизма / О.И. Теславская, Т.Н. Савченко // Экспериментальная психология. – 2019. – Т. 12, № 2. – С. 162–176. DOI: 10.17759/exppsy.2019120212
23. Чибисова, М.Ю. Языковая компетентность, развитие группы и социометрический статус иностранных студентов в российском вузе (на примере исследования китайских студентов) / М.Ю. Чибисова, Е.А. Верченова // Социальная психология и общество. – 2017. – Т. 8, № 1. – С. 93–107. DOI:10.17759/sps.2017080106
24. Щебланова, Е.И. Психологические особенности школьной адаптации интеллектуально одаренных подростков / Е.И. Щебланова // Вопросы психологии. – 2017. – № 3. – С. 16–27.
25. Ященко, Е.Ф. Субъективная комфортность, копинг-стратегии и типы акцентуаций личности российских и индонезийских студентов университета / Е.Ф. Ященко, Д.А. Лащенко, О.В. Лазорак // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2019. – № 21(2). – С. 467–477. DOI: 10.21603/2078-8975-2019-21-2-467-477
26. Berry, J.W. Acculturation: Living successfully in two cultures / J.W. Berry // International Journal of Intercultural Relations. – 2005. – Vol. 29. – P. 697–712. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2005.07.013
27. Berry, J.W. Stress perspectives on acculturation / J.W. Berry // The Cambridge Handbook of acculturation psychology / In D.L. Sam & J.W. Berry (Eds.). – Cambridge: Cambridge University Press, 2006. – P. 43–57. DOI:10.1017/CBO9780511489891.007
28. Bierwiaczonek, K. Socio-Cultural Factors as Antecedents of Cross-Cultural Adaptation in Expatriates, International Students, and Migrants: A Review / K. Bierwiaczonek, S. Waldzus // Journal of Cross-Cultural Psychology. – 2016. – Vol. 47(6). – P. 767–817. DOI: 10.1177/0022022116644526
29. Cai, L. Towards cross-cultural adaptation of international students: A case study of Chinese students in Finland / L. Cai, L. Teng // BioTechnology: An Indian Journal. – 2014. – Vol. 10(9). – Р. 4047–4053.
30. Castro, F.G. Cultural adaptation and resilience: Controversies, issues, and emerging models: Handbook of adult resilience / F.G. Castro, K.E. Murray. – New York, NY: The Guildford Press, 2010. – P. 375–403.
31. Gladkova, A.A. Psychological and socio-cultural adaptation of international journalism students in Russia: The role of communication skills in the adaptation process / A.A. Gladkova // Psychology in Russia: State of the Art. – 2017. – Vol. 10, is. 4. – P. 45–59. DOI:10.11621/pir.2017.0405
32. Knight, J. Higher education in turmoil: The Changing World of Internationalization / J. Knight. – Rotterdam, the Netherlands: Sense Publishers, 2008. – 244 p.
33. Sumer, S. International students psychological and sociocultural adaptation in the United States: Dissertation / S. Sumer. – Georgia State University, 2009. – 74 p.
34. Ward, C. Locus of control, mood disturbance and social difficulty during cross-cultural transitions / C. Ward, A. Kennedy // International Journal of Intercultural Relations. – 1992. – Vol. 16 (2). – P. 175–194.
35. Ward, C. The psychology of culture shock / C. Ward, S. Bochner, A. Furnham. – London: Routledge. – 2001. – 362 p.
36. Wilson, J. Beyond Culture Learning Theory: What can personality tell us about cultural competence? / J. Wilson, C. Ward, R. Fisher // Journal of Cross-Cultural Psychology. – 2013. – Vol. 44 (6). – P. 900–927. DOI: 10.1177/0022022113492889
37. Yoon, E. A meta-analysis of acculturation/enculturation and mental health / E. Yoon, C.T. Chang, S. Kim et al. // Journal of Counseling Psychology. – 2013. – Vol. 60 (1). – P. 15–30. DOI: 10.1037/a0030652.
38. Zhang, J. Personality, acculturation, and psychological adjustment of chinese international students in Germany / J. Zhang, H. Mandl, E. Wang // Psychological Reports. – 2010. – Vol. 107 (2), – P. 511–525. DOI: 10.2466/07.09.11.17.PR0.107.5.511-525
39. Zhou, Y. Theoretical models of culture shock and adaptation in international students in higher education / Y. Zhou, D. Jindal-Snape, K. Topping, J. Todman // Studies in Higher Education. – 2008. – Vol. 33 (1). – Р. 63–75. DOI: 10.1080/03075070701794833

References

1. Arzhanova I.V., Dydzinskaya D.V., Musina E.A., Seleznev P.S. [Foreign Students Study in the “Flagship Universities” of the Russian Federation within the Context of "Soft Power” Implementation]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2019, no. 8-9, pp. 9–20. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-9-20 (in Russ.).
2. Bocharova E.E. Etnopsikhologiya sub"ektivnogo blagopoluchiya molodezhi [Ethnopsychology of subjective well-being of young people]. Saratov, SGU Publ., 2015. 176 p. (in Russ.).
3. Bulgakov A.V., Loginova V.V. Psikhologicheskie osobennosti inostrannykh studentov i ikh professionalno-lichnostnoe stanovlenie v obrazovatelnoi srede rossiiskogo vuza [Psychological peculiarities of foreign students and their professional and personal formation in the Russian university educational environment]. Moscow, Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Moscow Region State University, 2009. 411 p. (in Russ.).
4. Bultseva M.A., Lebedeva N.M. [The relationship of intercultural experience, acculturation expectations and creativity among Russian students]. Kulturno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural historical psychology], 2019, vol. 15, no. 3, pp. 51–59. DOI:10.17759/chp.2019 150306 (in Russ.).
5. Volchanskaya V.O. [Socio-psychological adaptation in domestic and foreign psychology]. Chelovecheskii kapital [Human capital], 2019, no. 12 (132), pp. 108–114. DOI: 10.25629/HC.2019.12.09 (in Russ.).
6. Gensetskaya Yu.V., Kaptsov A.V., Klyueva T.N., Kolesnikova E.I. Tsennostnyi podkhod k razvitiyu lichnostnoi samoregulyatsii obuchayushchikhsya [A value-based approach to developing student self-regulation]. In Kaptsov A.V. (ed.). Samara: Samarskaya gumanitarnaya akademiya Publ., 2019. 128 p. (in Russ.).
7. Grigoreva M.V., Shamionov R.M., Golubeva N.M. [Role of Self-Reflection in the Process of Student Adaptation to University]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2017, vol. 22, no. 5, pp. 23–30. DOI: 10.17759/pse.2017220503 (in Russ.).
8. Ivanova M.A. [A systematic approach to foreign students adaptation study]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPBGU [Scientific and Technical Sheets of St. Petersburg Polytechnic University], 2005, no. 2 (40), pp. 243–248. (in Russ.).
9. Imperativy internatsionalizatsii [Imperatives of internationalization]. In Larionova M.V. (eds.). Moscow, Logos Publ., 2013. 420 p. (in Russ.).
10. Karavaeva E.M., Pecherskii V.G., Ivanov D.E. Razlichiya pokazatelei sotsialno-psikhologicheskoi adaptatsii u shkolnikov i studentov [Differences in socio-psychological adaptation rates between schoolchildren and students]. In Barabanshchikov V.A. (ed.), Eksperimentalnaya psikhologiya v Rossii: traditsii i perspektivy [Experimental Psychology in Russia: Traditions and Perspectives]. Moscow, Institute of psychology Publ., 2010, pp. 807–811. (in Russ.).
11. Karpov A.V., Voronova T.A. [Reflexivity as determinant of structural organization of mans inner world]. Istoricheskaya i sotsialno-obrazovatelnaya mysl [Historical and social-educational idea], 2018, vol. 10, no. 3-2, pp. 104–110. DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-3/2-14-110 (in Russ.).
12. Kemp N. [New trends of the international education market]. Mezhdunarodnoe vysshee obrazovanie [International Higher Education], 2016, no. 85, pp. 19–22.
13. Kishikov R.V. [Dynamics of dissertation studies of adaptation problems in domestic psychology]. Voprosy gumanitarnykh nauk [Questions of the humanities], 2014, no. 2 (71), pp. 69–73.
14. Kuznetsova S.A. [Migration attitudes as the subject of social psychological research]. Sotsialnaya psikhologiya i obshchestvo [Social Psychology and Society], 2013, no. 4, pp. 34–45. (in Russ.).
15. Leontev D.A., Shilmanskaya A.E. [Personal life position: making theoretical notions operational]. Voprosy psikhologii [Psychology questions], 2019, no. 1, pp. 90–100.
16. Lepshokova Z.Kh., Tatarko A.N. [Adaptation and modification of John Berrys measure of acculturation expectations]. Sotsialnaya psikhologiya i obshchestvo [Social Psychology and Society], 2017., vol. 8, no. 3, pp. 125–146. DOI: 10.17759/sps.2017080310 (in Russ.).
17. Matrenin D.I., Kharitonova I.V. [Emotional intelligence as a resource of social and psychological adaption]. Universum: psikhologiya i obrazovanie [Universum: psychology and education], 2019, no. 1 (55), pp. 13–16. (in Russ.).
18. Nalchadzhyan A.A. Psikhologicheskaya adaptatsiya: mekhanizmy i strategii [Psychological adaptation: mechanisms and strategies]. Moscow, Eksmo Publ., 2010. 368 p. (in Russ.).
19. Petrovskii V.A. Chelovek nad situatsiei [The person over a situation]. Moscow, Smysl, 2010. 559 p. (in Russ.).
20. Rogova E.E. [The notion “adaptation” in foreign and domestic psychology]. Nauchnyi almanakh [Science Almanac], 2018, no. 12-2 (50), pp. 205–207. DOI: 10.17117/na.2018.12.02.205 (in Russ.).
21. Smolina T.L., Melnikova A.A. Psikhologiya kross-kulturnoi adaptatsii [Psychology of cross-cultural adaptation]. Saint-Petersburg, Skifiya Publ., 2017. 303 p. (in Russ.).
22. Teslavskaya O.I., Savchenko T.N. [Subjective quality of life and psychological adaptation of individuals with low, normal and high level of escapism]. Eksperimentalnaya psikhologiya [Experimental Psychology], 2019, vol. 12, no. 2, pp. 162–176. DOI: 10.17759/exppsy.2019120212 (in Russ.).
23. Chibisova M.Yu., Verchenova E.A. [Language competency, group development and sociometric status of foreign students in Russian higher eduction institutions (a case study of Chinese students)]. Sotsialnaya psikhologiya i obshchestvo [Social Psychology and Society], 2017, vol. 8, no. 1, pp. 93–107. DOI: 10.17759/sps.2017080106 (in Russ.).
24. Shcheblanova E.I. [Psychological features of school adaptation of mentally gifted teenagers]. Voprosy psikhologii [Psychology questions], 2017, no. 3, pp. 16–27. (in Russ.).
25. Yashchenko E.F., Lashchenko D.A., Lazorak O.V. [Subjective Comfort, Coping-Strategies, and Types of Accentuations of Personality of Russian and Indonesian University Students]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kemerovo State University], 2019, no. 21 (2), pp. 467–477. DOI: 10.21603/2078-8975-2019-21-2-467-477 (in Russ.).
26. Berry J.W. Acculturation: Living successfully in two cultures. International Journal of Intercultural Relations, 2005, vol. 29, pp. 697–712. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2005.07.013
27. Berry J.W. Stress perspectives on acculturation. The Cambridge Handbook of acculturation psychology. In D. L. Sam & J. W. Berry (Eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 2006, pp. 43–57. DOI: 10.1017/CBO9780511489891.007.
28. Bierwiaczonek K., Waldzus S. Socio-cultural factors as antecedents of cross-cultural adaptation in expatriates, international students, and migrants: A Review. Journal of Cross-Cultural Psychology, 2016, vol. 47 (6), pp. 767–817. DOI: 10.1177/0022022116644526
29. Cai L., Teng L. Towards cross-cultural adaptation of international students: A case study of Chinese students in Finland. BioTechnology: An Indian Journal, 2014, vol. 10 (9), pp. 4047–4053.
30. Castro F.G., Murray K.E. Cultural adaptation and resilience: Controversies, issues, and emerging models: Handbook of adult resilience. New York, NY, The Guildford Press, 2010, pp. 375–403.
31. Gladkova A.A. Psychological and socio-cultural adaptation of international journalism students in Russia: The role of communication skills in the adaptation process. Psychology in Russia: State of the Art, 2017, vol. 10, no. 4, pp. 45–59. DOI: 10.11621/pir.2017.0405
32. Knight J. Higher education in turmoil: The Changing World of Internationalization. Rotterdam, the Netherlands, Sense Publishers, 2008. 244 p.
33. Sumer S. International students psychological and sociocultural adaptation in the United States: Dissertation. Georgia State University, 2009. 74 p.
34. Ward C., Bochner S., Furnham A. The psychology of culture shock. London, Routledge, 2001. 362 p.
35. Ward C., Kennedy A. Locus of control, mood disturbance and social difficulty during cross-cultural transitions. International Journal of Intercultural Relations, 1992, vol. 16, no. 2, pp. 175–194.
36. Wilson J., Ward C., Fisher R. Beyond culture learning theory: What can personality tell us about cultural competence? Journal of Cross-Cultural Psychology, 2013, vol. 44, no. 6, pp. 900–927. DOI: 10.1177/0022022113492889
37. Yoon E., Chang C.T., Kim S. et al. A meta-analysis of acculturation/enculturation and mental health. Journal of Counseling Psychology, 2013, vol. 60 (1), pp. 15–30. DOI: 10.1037/a0030652
38. Zhang J., Mandl H., Wang E. Personality, acculturation, and psychological adjustment of chinese international students in Germany. Psychological Reports, 2010, vol. 107, no. 2, pp. 511–525. DOI: 10.2466/07.09.11.17.PR0.107.5.511-525
39. Zhou Y., Jindal-Snape D., Topping K., Todman J. Theoretical models of culture shock and adaptation in international students in higher education. Studies in Higher Education, 2008, vol. 33, no. 1, pp. 63–75. DOI: 10.1080/03075070701794833
Опубликован
2020-07-20
Как цитировать
Ященко, Е., Щелокова, Е., & Лазорак, О. (2020). ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ С ВЫСОКИМ И НИЗКИМ УРОВНЕМ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ. Психология. Психофизиология, 13(2), 62-75. https://doi.org/10.14529/jpps200206
Раздел
Социальная психология, политическая и экономическая психология

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)