ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ И РЕФЛЕКСИИ ЛИЧНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Г. В. Мануйлов Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области, Челябинск, Российская Федерация gennadiymanuylovproduction@gmail.com
  • Г. Г. Горелова Южно-Уральский государственный университет (НИУ), Челябинск, Российская Федерация http://orcid.org/0000-0002-5628-4415 gal.gorelowa2015@yandex.ru
  • Е. Ф. Ященко Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Санкт-Петербург, Российская Федерация http://orcid.org/0000-0001-5172-9385 elfed58@mail.ru
Ключевые слова: эмпатия, личность, рефлексия, учебно-профессиональная деятельность, медицинская деятельность, ауторефлексия, социорефлексия

Аннотация

Обоснование. В статье рассматриваются эмпатия и рефлексия как психологические конструкты в структуре направленности личности в процессе становления учебной и учебно-профессиональной деятельности. Цель: изучение особенностей эмпатии и рефлексии на разных этапах освоения учебно-профессиональной (на примере медицинской) деятельности, а также поиск взаимосвязей данных конструктов с определенными индивидуально-психологическими особенностями личности. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 169 студентов медицинских вузов в возрасте от 17 до 30 лет, которые были поделены на три группы в соответствии с этапами освоения учебно-профессиональной деятельности: студенты I курса (начальный этап) – 59 человек, III курса (этап включения в практику) – 52 человека, VI курса (завершающий этап профессиональной подготовки) – 58 человек. Применялись следующие методики: диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии И.М. Юсупова, методика диагностики уровня выраженности и направленности рефлексии М. Гранта, Калифорнийский психологический опросник. Для обработки эмпирических данных использовались описательные статистики,критерий Краскела – Уоллиса, корреляционный анализ τ-Кендалла, автоматизированные нейронные сети на архитектуре многослойного персептрона по типу регрессии. Результаты. Общий уровень эмпатиив целом по группам имеет тенденцию к повышению от этапа к этапу обучения и более высок на завершающем этапе профессиональной подготовки. В структуре рефлексивных процессов личности преобладают ауторефлексивные механизмы, нацеленные на анализ собственного внутреннего мира и связанные с уровнем самодостаточности и независимости личности. Заключение. Эмпатия формируется и развивается в процессе освоения специфики и требований профессиональной деятельности. Преобладание ауторефлексивных процессов может негативно сказываться на понимании внутреннего мира другого человека, что необходимо для будущих субъектов социономических
профессий. В психологических профилях студентов встречаются качества, вступающие в противоречие друг с другом и являющиеся причиной внутриличностных конфликтов, что ведет к социальной дезадаптации и фрустрации. Соответственно, на всех этапах обучения требуется психологическая коррекция в направлении разрешения выделенных противоречий.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

Г. В. Мануйлов , Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области, Челябинск, Российская Федерация

Врач-психиатр

Г. Г. Горелова , Южно-Уральский государственный университет (НИУ), Челябинск, Российская Федерация

Доктор психологических наук, профессор, старший научный сотрудник кафедры общей психологии, психодиагностики и психологического консультирования

Е. Ф. Ященко , Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой прикладной психологии

Литература

1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект пресс, 1998. – 363 с.
2. Бодалев, А.А. Психология общения / А.А. Бодалев. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 320 с.
3. Болотова, А.К. Психология коммуникаций / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2015. – 496 с.
4. Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. – 1975. – № 2. – С. 147–158.
5. Горелова, Г.Г. Личность в социальном управлении / Г.Г. Горелова, Г.В. Мануйлов, Е.Л. Солдатова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2018. – 180 с.
6. Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 344 с.
7. Карпов, А.В. Психология рефлексии / А.В. Карпов, И.М. Скитяева. – Ярославль: Аверс Пресс, 2004. – 203 с.
8. Козлов, В.В. Роль рефлексии и субъектности в интегративных процессах личности / В.В. Козлов, С.Г. Ильчук // Вестник ЯрГУ. Серия «Гуманитарные науки». – 2014. – № 1 (27). – С. 80–85.
9. Леонтьев, Д.А. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике / Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2014. – № 11(4). – С. 110–135.
10. Мануйлов, Г.В. Оценка уровня эмпатии и рефлексии у студентов медицинских вузов и врачей / Г.В. Мануйлов // Научный поиск: материалы десятой научной конференции аспирантов и докторантов. Челябинск. – 2018. – С. 137–141.
11. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных / А.Д. Наследов. – СПб.: Речь, 2004. – 392 с.
12. Нейронные сети. STATISTICA Neural Networks: Методология и технологии современного анализа данных / под ред. В.П. Боровикова. – М.: Горячая линия – Телеком, 2008. – 392 с.
13. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков. – М.: Изд-во УРАО, 2002. – 160 с.
14. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2002. – 350 с.
15. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. – 490 с.
16. Юнкеров, В.И. Математико-статистическая обработка данных медицинских исследований / В.И. Юнкеров, С.Г. Григорьев, М.В. Резванцев. – СПб.: ВМедА, 2011. – 318 с.
17. Юсупов, И.М. Вчувствование, проникновение, понимание / И.М. Юсупов. – Казань, 1993. – 199 с.
18. Grant, A.M. Rethinking psychological mindedness: metacognition, self-reflection, and insight / A.M. Grant // Behaviour Change. – 2001. – Vol. 18. P. 8–17.
19. Loring, W.McA. A Practical Guide to CPI Interpretation / W.McA. Loring. – Consulting Psychologists Press, 1988. – 105 p.
20. Rogers, С. Empatic: an unappreciated way of being / С. Rogers //The Counseling Psychologist. – 1975. – №5 (2). – P. 2–10.

References

1. Andreeva G.M. Socialnaja psihologija [Social Psychology]. Moscow, Aspekt press, 1998, 363 p. (in Russ.).
2. Bodalev A.A. Psihologija obshhenija [Communication psychology]. Moscow, Institute of practical psychology; Voronezh: NPO “MODJeK”, 2002, 320 p. (in Russ.).
3. Bolotova A.K., Zhukov Ju.M. Psihologija kommunikacij [Communication psychology]. Moscow, Publishing House of the Higher School of Economics, 2015, 496 p. (in Russ.).
4. Gavrilova T.P. [The concept of empathy in foreign psychology]. Voprosy psihologii [Psychology Issues], 1975, no. 2, pp. 147–158. (in Russ.).
5. Gorelova G.G., Manuilov G.V., Soldatova E.L. Lichnost v socialnom upravlenii [Personality in Social Management]. Chelyabinsk, Publishing Center of South Ural State University, 2018, 180 p. (in Russ.).
6. Zeer Je.F. Psihologija professij [Occupational Psychology]. Moscow, Academic project; Ekaterinburg, Business book, 2003, 344 p. (in Russ.).
7. Karpov A.V. Skityaeva I.M. Psihologija refleksii [Psychology of reflection]. Yaroslavl, Obverse Press, 2004, 203 p. (in Russ.).
8. Kozlov V.V., Ilchuk S.G. [The role of reflection and subjectivity in the integrative processes of personality]. Vestnik JarGU. Serija Gumanitarnye nauki [Bulletin of Yaroslavl State University. Humanities Series], 2014, no. 1 (27), pp. 80–85. (in Russ.).
9. Leontev D.A., Osin E.N. [Reflection “good” and “bad”: from an explanatory model to differential diagnosis]. Zhurnal Vysshej shkoly jekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics], 2014, no. 11 (4), pp. 110–135. (in Russ.).
10. Manuilov G.V. Ocenka urovnja jempatii i refleksii u studentov medicinskih vuzov i vrachej [Assessment of the level of empathy and reflection in students of medical universities and doctors]. Nauchnyj poisk: materialy desjatoj nauchnoj konferencii aspirantov i doktorantov [Scientific research: materials of the tenth scientific conference of graduate students and doctoral students]. Chelyabinsk, 2018. pp. 137–141. (in Russ.).
11. Nasledov A.D. Matematicheskie metody psihologicheskogo issledovanija: analiz i interpretacija dannyh: uchebnoe posobie [Mathematical methods of psychological research: analysis and interpretation of data: a training manual]. St. Petersburg, Rech. 2004, 392 p. (in Russ.).
12. Nejronnye seti. STATISTICA Neural Networks: Metodologija i tehnologii sovremennogo analiza dannyh [Neural networks. STATISTICA Neural Networks: Methodology and technology of modern data analysis] editor V.P. Borovikova. Moscow, Gorjachaja linija–Telekom, 2008. 392 p. (in Russ.).
13. Povarenkov Ju.P. Psihologicheskoe soderzhanie professionalnogo stanovlenija cheloveka [The
psychological content of the professional development of man]. Moscow, URAO, 2002, 160 p. (in Russ.).
14. Sidorenko E.V. Metody matematicheskoj obrabotki v psihologii [Methods of mathematical processing in psychology]. St. Petersburg, Rech, 2002, 350 p. (in Russ.).
15. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manujlov G.M. Socialno-psihologicheskaja diagnostika razvitija lichnosti i malyh grupp [Socio-psychological diagnosis of personality development and small groups]. Moscow, Publishing house of Institute of Psychotherapy, 2002, 490 p. (in Russ.).
16. Junkerov V.I., Grigorev S.G., Rezvancev M.V. Matematiko-statisticheskaja obrabotka dannyh medicinskih issledovanij [Mathematical and statistical processing of medical research data]. St. Petersburg, VMedA, 2011, 318 p. (in Russ.).
17. Jusupov I.M. Vchuvstvovanie, proniknovenie, ponimanie [Feeling, penetration, understanding]. Kazan, 1993, 199 p. (in Russ.).
18. Grant A.M. Rethinking psychological mindedness: metacognition, self-reflection, and insight. Behaviour Change, 2001, vol. 18, pp. 8–17.
19. Loring W.McA. A Practical Guide to CPI Interpretation. Consulting Psychologists Press, 1988. 105 p.
20. Rogers С. Empatic: an unappreciated way of being. The Counseling Psychologist, 1975, no. 5 (2), pp. 2–10.
Опубликован
2020-05-14
Как цитировать
Мануйлов, Г., Горелова, Г., & Ященко, Е. (2020). ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ И РЕФЛЕКСИИ ЛИЧНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Психология. Психофизиология, 13(1), 5-13. https://doi.org/10.14529/jpps200101
Раздел
Общая психология, психология личности, история психологии

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)