СИСТЕМА ГРАФИЧЕСКИХ ФОРМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ ЗАДАЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ

  • Е. В. Годлевская Челябинский институт развития профессионального образования Россия
  • В. В. Лихолетов South Ural State University, Chelyabinsk , Russian Federation Россия
Ключевые слова: смысл, восприятие, системное понимание, критерии понимания, мыслительная задача, абстрактное мышление, чувственный опыт.

Аннотация

В статье затрагивается актуальная проблема диагностики уровня понимания обучающимися задачной информации в процессе изучения технических дисциплин. Выявлено, что разработанные ранее критерии понимания словесного материала недостаточны при изучении большинства технических дисциплин в силу использования в них искусственных языков высокой степени абстрактности, требующих расширения диагностических критериев понимания. Понимание характеризуясь как процесс извлечения смыслов связывается с опытом субъекта познания, который в свою очередь является инструментом, формирующим образ реальности. Опираясь на аксиому, что самостоятельное извлечение смыслов из объективной реальности дает человеку не только количественный прирост опыта, но и изменение его качественных характеристик, проектируются оппозиционные шкалы, позволяющие отслеживать как обучающийся понимает задачную информацию. Подчеркивается важность системного подхода, позволяющего видеть задачную информацию в иерархической структуре и в развитии во времени. Это дает возможность переводить объективные составляющие задачи в субъективные с опорой на витагенный опыт субъекта познания. Целью статьи является поиск адекватного нашему времени диагностического инструментария, позволяющего преподавателю не только выявить уровень понимания обучающимся проблемной ситуации, но и облегчить процесс понимания за счет построения алгоритма этой деятельности. Для достижения поставленной цели используются методы анализа теоретических и исторических предпосылок, диалектический анализ и синтез, системный анализ. Теоретическая значимость заключается в расширении представления о дидактических возможностях графического представления информации через призму реализации диагностических и дидактических функций. Практическая значимость заключается в разработке инструментария, позволяющего: диагностировать процесс понимания задачной информации обучающимися; облегчать процесс понимания; расширять и обогащать непосредственный, чувственный опыт решателя (обучающегося); простраивать алгоритмы мыслительной деятельности обучающихся, создавать условия для их перехода от конкретно чувственного созерцания через абстрактное мышление к осуществлению планирования практических действий.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

Е. В. Годлевская , Челябинский институт развития профессионального образования Россия

Кафедра  Развития образовательных систем, доцент

В. В. Лихолетов , South Ural State University, Chelyabinsk , Russian Federation Россия

кандидат технических наук, доктор педагогических наук, профессор кафедры экономика и экономическая безопасность

Опубликован
2019-04-23
Как цитировать
Годлевская, Е., & Лихолетов, В. (2019). СИСТЕМА ГРАФИЧЕСКИХ ФОРМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ ЗАДАЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ. Психология. Психофизиология, 9(1), 109-115. извлечено от https://jpps.susu.ru/jpps/ru/article/view/524
Раздел
Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред