Иерархия мотивационно-смысловых образований в ранней юности у обучающихся по разным профилям образования
Аннотация
Обоснование. Задачи, налагаемые на личность объективным онтогенетическим статусом взрослеющего человека, на рубеже первых самостоятельных, ответственных жизненных выборов усложняются социокультурными условиями текучести современности и приводят в замешательство юношей и девушек, превращая и без того эмоционально непростой акт принятия решения в сложный поступок ориентации в сотнях возможных вариантах жизненного проекта. Однако раннее определение собственных профессиональных склонностей и мотивационно-смысловых образований в конкретной области знаний может способствовать органичному разрешению задач. Цель: выявить конституирующее влияние образовательной среды на дифференциальные характеристики видов и свойств мотивационно-смысловых образований личности в ранней юности у обучающихся по разным профилям образования на примере общеобразовательных, естественно-научных, гуманитарных и физико-математических классов общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. Материалы и методы. Выборку исследования составляют 290 обучающихся в возрасте 15–18 лет. Эмпирические данные получены с помощью методик «Шкалы академической мотивации» Т.О. Гордеевой, «Система жизненных смыслов» В.Ю. Котлякова. Для выявления различий в видах и свойствах смысловых образований применялся критерий Краскела – Уоллиса с последующим апостериорным сравнением. Результаты. Выявлены статистически значимые различия в смыслообразующих мотивах в области академических достижений. Прослежены тенденции в иерархичности смысловых образований у обучающихся по разным профилям образования старшеклассников. Заключение. В старших классах профилизация образования приводит к специфичной дифференциации смысловых образований личности и привносит воспитательный ресурс. Смыслообразование конституируется в ряде видов и свойств смысла жизни, таких как, например, иерархичность и ведущие смыслообразующие мотивы в области академических достижений (рассмотренных в данном исследовании), и обладает специфической динамикой в зависимости от профиля образования.
Скачивания
Литература
2. Гаевская Л.Г. Анализ смыслообразующей активности и ее структурных компонентов // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2022. Т. 42. С. 21–33. DOI: 10.26516/2304-1226.2022.42.21.
3. О некоторых перспективах исследований смысловых образований личности / А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Б.В. Зейгарник и др. // Вопросы психологии. 1979. № 3. С. 35–45.
4. Карпинский К.В. Психология смысложизненного кризиса. Гродно: ГрГУ им. Янки Купалы. 2019. 624 с.
5. Колмогорова Л.С., Холодкова О.Г. Становление ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте. Барнаул: АлтГПУ. 2023. 242 с. DOI: 10.37386/978-5-907487-48-2.
6. Youth Positive Mental Health Concepts and Definitions: A Systematic Review and Qualitative Synthesis / J.A. Vaingankar, M. Subramaniam, E. Seow, et al. // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022. Vol. 19. ID art. 11506. DOI: 10.3390/ijerph191811506.
7. Steger M.F. Making Meaning in Life // Psychological Inquiry. 2012. Vol. 23(4). P. 381–385. DOI: 10.1080/1047840X.2012.720832.
8. Schnell T. Individual differences in meaning-making: Considering the variety of sources of meaning, their density and diversity // Personality and Individual Differences. 2011. Vol. 51(5). P. 667–673. DOI: 10.1016/j.paid.2011.06.006.
9. Heintzelman S.J., King L.A. Meaning in life and intuition // Journal of Personality and Social Psychology. 2016. Vol. 110(3). P. 477–492. DOI: 10.1037/pspp0000062.
10. Delving into the role of creativity on meaning in life: A multiple mediation model / J. Han, Y. Wang, J. Qian, M. Sh // Heliyon. 2023. Vol. 9(6). ID art. e16566. DOI: 10.1016/ j.heliyon.2023.e16566.
11. Czyzowska N., Identity ˙Processing Style and Meaning in Life among Emerging Adults: Mediational Role of Commitment // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022. Vol. 19(11). Art. no. 6585. DOI: 10.3390/ ijerph19116585.
12. Психологическое благополучие и экзистенциальная исполненность в позднем юношеском возрасте / М.В. Ростовцева, В.В. Попов, Т.Г. Дулинец, Л.Э. Смирнова, Т.Г. Авдеева // Психология и Психотехника. 2022. № 3. С. 42–54. DOI: 10.7256/2454-0722.2022.3.38293.
13. King L.A., Hicks J.A. The Science of Meaning in Life // A Century of Selection. Annual Review of Psychology. 2021. Vol. 72. P. 561–584. DOI: 10.1146/annurev-psych-072420-122921.
14. The Relationship between a Growth Mindset and Junior High School Students Meaning in Life: A Serial Mediation Model / H. Zhao, M. Zhang, Y. Li, Z. Wang // Behavioral Sciences. 2023. Vol. 13(2). Art. no. 189. DOI: 10.3390/bs13020189.
15. Intuition and meaning in life in persons with varying level of depressive symptoms and impairments in personality functioning / C. Remmers, M. Zürn, A. Anoschin, S. Topolinski // Journal of Clinical Psychology. 2023. Vol. 79. P. 1398–1419. DOI: 10.1002/jclp.23487.
16. Андрюшкова Н. П., Рефлексивно-смысловые параметры личностной зрелости // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки. 2023. № 3. С. 51–64.
17. David L.T., Truţa C. Well-being and internal resources during the COVID-19 pandemic in relation to meaning in life and existential anxiety // Frontiers in Psychology. 2023. Vol. 14. Art. no. 1168641. DOI: 10.3389/fpsyg.2023.1168641.
18. Долгова В.И., Богданова В.О., Жизненные смыслы и ценностные ориентации современной молодёжи // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2022. № 6. С. 239–259. DOI: 10.25588/8303.2022.63.53.012.
19. Ledesma G.C.M., Reyes M.E.S., Delariarte C.F. Meaning in Life, Death Anxiety, and Spirituality in the Lesbian, Gay, and Bisexual Community: A Scoping Review // Sexuality and Culture. 2023. Vol. 27. P. 636–658. DOI: 10.1007/s12119-022-10032-4.
20. Reker G.T., Wong P.T.P. Personal meaning in life and psychosocial adaptation in the later years. Ed. P.T.P. Wong // The human quest for meaning: Theories, research, and applications. New York, NY: Routledge. 2012. P. 433–456.
21. Морева Г.И., Володина К.А. Особенности смысложизненных ориентаций и отношения к разным сторонам действительности у людей, склонных к аутодеструктивному поведению // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2023 Т. 11, № 3 (42). С. 265–276.
22. Гаевская Л.Г. Смыслообразование в процессе адаптации к трудной жизненной ситуации // Baikal Research Journal. 2022. Т. 13, № 4 DOI: 10.17150/2411-6262.2022.13(4).10.
23. Сиворонова М.С., Гусева А.С., Царева А.Н. Формирование смысложизненных ориентаций у подростков, склонных к девиантному поведению // Вестник экономической безопасности. 2023. № 6. С. 248–253.
24. Chen X., Huang Z., Lin W. The effect of emotion regulation on happiness and resilience of university students: The chain mediating role of learning motivation and target positioning // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. ID art. 1029655. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.1029655.
25. Шкалы внутренней и внешней академический мотивации школьников / Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, В.В. Гижицкий, Т.К. Гавриченкова // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 2. C. 65–74. DOI: 10.17759/pse.2017220206.
26. Котляков В.Ю. Методика «Система жизненных смыслов» // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 2. С. 148–153.
27. Унгуряну Т.Н., Гржибовский А.М. Сравнение трех и более независимых групп с использованием непараметрического критерия Краскела-Уоллиса в программе Stata // Экология человека. 2014. № 6. С. 55–58.
References
-Copyright (c) 2025 Психология. Психофизиология

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.