Адаптационный потенциал и академическая адаптация студентов: факторы социализации
Аннотация
Обоснование. Универсальные и специфичные характеристики адаптации студентов обусловлены предысторией социализации личности. Однако необходимо уточнение того, какие институты социализации вносят наиболее весомый вклад в последующую адаптацию студентов в условиях высшего образования. Это знание позволит разработать более специализированные программы академической адаптации. Цель исследования – анализ социально-демографических факторов адаптационного потенциала и академической адаптации студентов вуза. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 397 студентов обоего пола (18,4 % мужчин, 81,6 % женщин), средний возраст 19,4 ± 1,6 года, проживающих в селах (13,6 %), малых городах (38,2 %), в больших городах (47,9 %). Использованы анкета, включающая оценку социодемографических показателей, методика диагностики структуры академической адаптации студентов, методика оценки адаптационного потенциала. Результаты. В результате исследования установлено, что факторами развития адаптационного потенциала и академической адаптации служат связь с этнической группой и общее благосостояние семьи студентов, а также стиль воспитания в семье. Студенты, оценивающие стиль воспитания в родительской семье как демократический, характеризуются более высокими показателями адаптационного потенциала, поведенческой регуляции и в целом академической адаптации. Заключение. Среди факторов адаптационного потенциала и академической адаптации студентов наиболее сильным является фактор приверженности к этнической группе, стиль воспитания в семье (демократический) и уровень благосостояния. Объем родительской семьи не связан с характеристиками адаптации. Количество дружеских связей выступает фактором адаптационного потенциала. Результаты могут быть использованы в социально-психологической службе вузов
Скачивания
Литература
2. Ермакова Е.С. Совладающее поведение, жизнестойкость, стрессоустойчивость и депрессия студентов вуза // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2021. № 2. С. 142–159. DOI: 10.35231/18186653_2021_2_142
3. Попова Е.Н. Критерии и показатели адаптации студентов первого курса к образовательному процессу в вузе // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2021. Т. 20, № 1 (47). C. 87–93. DOI: 10.20310/1810-231X-2021-20-1(47)-87-93
4. Куликова Т.И., Филиппова С.А. Исследование адаптационного потенциала в разных возрастных группах студентов в период пандемии // Российский психологический журнал. 2022. Т. 19(1). С. 6–18. DOI: 10.21702/rpj.2022.1.1
5. Шамионов Р.М., Шаров А.А. Ситуационные и личностные факторы адаптационной готовности студентов // Перспективы науки и образования. 2024. № 5 (71). С. 606–619. DOI: 10.32744/pse.2024.5.35
6. Григорьева М.В., Шамионов Р.М., Голубева Н.М. Роль рефлексии в адаптационном процессе студентов к условиям обучения в вузе // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. C. 23–30. DOI: 10.17759/pse.2017220503
7. Гришина Г.В. Университетская среда как фактор адаптации иностранных студентов в российском вузе // Russian Journal of Education and Psychology. 2024. Т. 15, № 5SE. С. 449–465. DOI: 10.12731/2658-4034-2024-15-5SE-650
8. Григорьева М.В., Шамионов Р.М. Методологические подходы к исследованию адаптационной готовности субъектов высшего образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2024. Т. 24, вып. 4. С. 421–429. DOI: 10.18500/1819-7671-2024-24-4-421-429
9. Гречкина Л.Ю., Шибанова Ю.В. Метакогнитивные образовательные технологии как фактор оптимизации процесса академической адаптации студентов в вузе // Современное педагогическое образование. 2020. № 11. С. 40–44.
10. Characteristics of academic adaptation and subjective well-being in university students with chronic diseases / R.M. Shamionov, M.V. Grigoryeva, E.S. Grinina, A.V. Sozonnik // European Journal of Investigation in Health Psychology and Education. 2020. Vol. 10(3). P. 816–831.
11. Баранов А.А., Малахова О.Н., Жученко О.А. Самооценка академических достижений в экзаменационной ситуации и личностные особенности студентов возрастного периода молодости // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 2 (46). С. 102–113. DOI: 10.18500/2304-9790-2023-12-2-102-113
12. Академическая и социокультурная адаптация студентов в вузах России / П.А. Амбарова, Г.Е. Зборовский, В.С. Никольский, Н.В. Шаброва // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 12. С. 9–30. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-12-9-30
13. Григорьева М.В. Типы адаптационной готовности личности в образовательной среде школы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образова-ния. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 1(25). С. 56–61. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-1-56-61
14. Соколова Е.В., Воевода Е.В., Морозов В.М. Социокультурные адаптационные стрессоры иностранных студентов в России // Перспективы науки и образования. 2022. № 5 (59). С. 476–490. DOI: 10.32744/pse.2022.5.28
15. Тимченко Н.С., Кочетова Ю.Ю., Бендрикова А.Ю. Академическая и средовая адаптация иностранных студентов медицинского вуза // Знание. Понимание. Умение. 2020. № 2. С. 175–185. DOI: 10.17805/zpu.2020.2.16
16. Созонник А.В. Академическая адаптация студентов с ограниченными возможностями психологического здоровья: теоретический анализ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2023. Вып. 2 (48). С. 147–163. DOI: 10.23951/2307-6127-2023-2-147-16
17. Perfectionism and Academic Adjustment among Undergraduates: The Coping Strategy as a Mediator / P.C. Siah, S.S. Ang, K.W. Tan et al. // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education. 2022. Vol. 27(5). P. 57–68. DOI: 10.17759/pse.2022270505
18. Impact of perceived social support and psychological capital on university students academic success: testing the role of academic adjustment as a moderator / M. Hassan, S. Fang, A.A. Malik et al. // BMC Psychology. 2023. Vol. 11. P. 340. DOI: 10.1186/s40359-023-01385-y
19. van Rooij E.C.M., Jansen E.P.W.A., van de Grift W.J.C.M. First-year university students academic success: the importance of academic adjustment // European Journal of Psychology of Education. 2018. Vol. 33. P. 749–767. DOI: 10.1007/s10212-017-0347-8
20. Ценностные основания переживания стресса и адаптации студентов: кросс-культурное исследование / Е.И. Колтунов, В.Г. Грязева-Добшинская, Ю.А. Дмитриева и др. // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 2. С. 138–168. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-2-138-168
21. Академическая адаптация студентов: разработка и валидизация новой методики / Р.М. Шамионов, М.В. Григорьева, Е.С. Гринина, А.В. Созонник // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 2. C. 53–68. DOI: 10.17759/pse.2022270205
22. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстренных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 1. С. 16–24.
23. Сухарев А.В. Сравнительный анализ ментальности России и республик бывшего СССР // Ученые записки Института психологии Российской академии наук. 2023. Т. 3, № 3. С. 23–38. DOI: 10.38098/proceedings_2023_03_03_03
24. Султаниязова Н.Ж. Взаимосвязь субъективного благополучия и культурных установок русских и казахов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 2. С. 199–206. DOI: 10.18500/1819-7671-2019-19-2-199-206
25. Шулакова Н.Н. Стратегии аккультурации удмуртской сельской молодежи в городе // Вестник Удмуртского университета. Серия История и Филология. 2014. Вып. 3. С. 175–180.
26. Ahmad S., Rana R.A. Students academic adjustment and science learning motivation at the university level // Journal of Turkish Science Education. 2023. Vol. 20(4). P. 587–605.
27. Климочкина А.Ю. Религиозная практика православных россиян как фактор экзистенциального благополучия // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18, № 1. С. 203–210. DOI: 10.17323/1813-8918-2021-1-203-210
28. Хащенко В.А. Психология экономического благополучия. М.: Институт психологии РАН, 2012. 426 с.
29. Влияние родительского стиля воспитания на развитие самоотношения в подростковом возрасте / О.В. Шайдурова, Н.А. Гончаревич, М.В. Ростовцева и др. // Science for Education Today. 2019. Т. 9, № 3. С. 28–41.
References
-Copyright (c) 2025 Психология. Психофизиология

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.