Влияние ситуативных факторов на психические состояния в учебной деятельности студентов

  • А. В. Макарчева Казанский (Приволжский) федеральный университет (Россия, 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18) https://orcid.org/0009-0003-1221-6992 fdrv_anastasia@mail.ru
Ключевые слова: психическое состояние, ситуация жизнедеятельности, внешний фактор, внутренний фактор, учебная ситуация

Аннотация

Обоснование. В качестве ключевого основания в различных подходах к пониманию психического состояния выделяется их ситуативная обусловленность, представленная в трехкомпонентном отношении: «внешние (средовые) факторы – психическое состояние – внутренние (личностные) факторы». В данном контексте малоизученным остается категория ситуации как элемент в структуре психических явлений. В настоящем исследовании была предпринята попытка проанализировать влияние ситуативных факторов на психическое состояние студентов в ситуациях учебной деятельности. Цель – выявить значение ситуативных факторов в развитии и проявлении психического состояния. Материалы и методы. Исследование проводилось в условиях реальной учебной деятельности студентов Казанского федерального университета (лекция, семинар и экзамен), выборка составила 110 респондентов: 94 девушки и 16 юношей (Ме – 20 лет). С целью оценки влияния внутренних и внешних факторов на психическое состояние человека применялся опросник «Факторы психических состояний человека» (А.О. Прохорова, А.В. Макарчевой); субъективного отношения к ситуации – методика «Семантический дифференциал» (Ч. Осгуда); интенсивности проявления подструктур психических состояний – методика «Рельеф психического состояния личности» (А.О. Прохорова). Оценка взаимосвязей показателей получена в результате корреляционного анализа Пирсона. Обработка данных выполнена при помощи статистического пакета SPSS Statistics 22.0. Результаты. Выявлено, что в условиях лекции переживаются состояния низкого уровня психической активности; в условиях семинара – состояния среднего, оптимального уровня психической активности; в условиях экзамена – состояния высокого уровня. Установлено, что в условиях лекции изменение психического состояния респондентов обусловливают факторы «Значимые обстоятельства» и «Действие и поведение»; в условиях семинара – «Интеллектуальные характеристики» и «Действие и поведение»; в условиях экзамена – «Интеллектуальные характеристики» и «Действие и поведение». Заключение. Данные результаты могут быть полезны при разработке тренинговых программ для студентов, комплекса регуляционных и саморегуляционных методов с учетом выявленных факторов, обуславливающих психическое состояние в разных формах учебной деятельности.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторе

А. В. Макарчева , Казанский (Приволжский) федеральный университет (Россия, 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18)

Аспирант, Институт психологии и образования

Литература

1. Юсупов М.Г. Познавательные психические состояния: феноменология и закономерности. Казань: АН РТ. 2020. 212 с.
2. Александрова О.В. Дерманова И.Б. Психосемантический подход к оценке сложной жизненной ситуации (на примере ситуации, связанной с заболеванием, угрожающим жизни ребенка) // Вестник СПбГУ. Психология. Педагогика. 2016. Сер. 16. Вып. 4. С. 40–50. DOI: 10.21638/11701/spbu16.2016.403.
3. Солнцева Г.Н. Ситуационный подход: типы ситуаций и психологические особенности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18, № 3. С. 525–543. DOI: 10.17323/1813-8918-2021-3-525-543.
4. Прохоров А.О. Структурно-функциональная модель ментальной регуляции психических состояний субъекта // Психологический журнал. 2020. Т. 41, № 1. С. 5–18. DOI: 10.31857/ S020595920007852-3.
5. Прохоров А.О., Карташева М.И. Система Я в субъективном (ментальном) опыте переживания неравновесных психических состояний // Экспериментальная психология. 2020. Т. 13, № 3. C. 89–104. DOI: 10.17759/exppsy.2020130307.
6. Прохоров А.О. Ситуационные аспекты ментальной регуляции психических состояний // Теоретическая и экспериментальная психология. 2023. № 4 (16). С. 13–27. DOI: 10.11621/TEP-23-26.
7. Прохоров А.О., Чернов А.В., Карташева М.И. Влияние ментальных структур на эффективность саморегуляции психических состояний в учебной деятельности студентов // Сибирский психологический журнал. 2022. № 86. С. 66 – 83. DOI: 10.17223/17267080/86/4.
8. Гришина Н.В. Целевая регуляция поведения человека // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. Т. 13, № 3. С. 310–323. DOI: 10.21638/spbu16.2023.302.
9. Thornton M.A., Tamir D.I. Neural representations of situations and mental states are composed of sums of representations of the actions they afford // Nature Communications. 2024. Vol. 15, № 620. P. 13. DOI: 10.1038/s41467-024-44870-7.
10. Thornton M., Lin Ch. Evidence for bidirectional causation between trait and mental state inferences // Journal of Experimental Social Psychology. 2023. Vol. 108. P. 75. DOI: 10.1016/j.jesp.2023.104495
11. Миронова О.И. Подходы к изучению экзаменационного стресса у студентов // Педагогика и психология образования. 2021. № 1. С. 159–170. DOI: 10.31862/2500-297X-2021-1-159-170.
12. Gondo D., Bernardeau-Moreau D., Campillo P. Student Stress and the Effects of Relaxation: A Study Conducted at the University of Lille in Northern France // Social Sciences. 2023. Vol. 12, № 6. P. 14 DOI: 10.3390/ socsci12060318.
13. Pascoe M.C., Hetrick S.E., Parker A.G. The impact of stress on students in secondary school and higher education // International Journal of Adolescence and Youth. 2020. Vol. 25. P. 104–112. DOI: 10.1080/02673843.2019.1596823.
14. Self-Regulation and StudentsWell-Being: A Systematic Review 2010–2020 / R. Gonzalez-Suarez, T. Vieites, I. Pineiro, F.M. Diaz-Freire // Sustainability. 2022. Vol. 14, № 4. P. 2346–2372. DOI: 10.3390/ su14042346.
15. Singh S. Self-regulation as a correlate of psychological well-being // Indian Journal of Health and Well-being. 2022. Vol. 9, №3. P. 441–444.
16. Макарчева А.В. Изменение психических состояний студентов в учебных ситуациях, характеризующееся разным уровнем напряженности // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2023. Т. 12, № 3-4А. С. 22–33. DOI: 10.34670/AR.2023.37.13.003.
17. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. М.: ПЕР СЭ. 2004. 176 с.
18. Развитие саморегуляции психических состояний у студентов в процессе обучения в вузе / А.О. Прохоров, А.В. Чернов, М.Г. Юсупов, И.С. Решетникова // Новые психологические исследования. 2021. № 4. С. 71–90.
19. Влияние социально-психологических установок на психическое состояние обучающихся среднего профессионального образования в условиях учебной деятельности / С.К. Быструшкин, И.Г. Селиверстова, Л.С. Грибцова и др. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2020. № 8. С. 7–11. DOI: 10.17513/mjpfi.13107.
20. Прохоров А.О., Валиуллина М.Е., Юсупов М.Г. Особенности ментальной регуляции познавательных состояний школьников в зависимости от уровня стрессогенности ситуации. Теоретическая и экспериментальная психология. 2024. Т. 17. Вып. 2. С. 144–157. DOI: 10.11621/TEP-24-17

References

-
Опубликован
2025-07-01
Как цитировать
Макарчева, А. (2025). Влияние ситуативных факторов на психические состояния в учебной деятельности студентов. Психология. Психофизиология, 18(2), 24-33. https://doi.org/10.14529/jpps250203
Раздел
Общая психология, психология личности, история психологии