Интеллектуальные типы жизнеспособности студентов
Аннотация
Обоснование. Современные студенты ежедневно сталкиваются с огромным количеством жизненных ситуаций, которые требуют разрешения. Жизнеспособность как глобальный психологический ресурс человека позволяет успешно решать жизненные задачи. Вместе с тем далеко не все детерминанты жизнеспособности достаточно изучены. К их числу относятся интеллектуальные особенности, которые могут проявляться в жизнеспособности индивидуально-своеобразно. Цель – разработка интеллектуальной типологии жизнеспособности студентов. Материалы и методы. Выборку исследования составили 228 студентов 1–5-х курсов обучения ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России и ФГАОУ ВО «РГППУ». В исследовании использовались следующие психодиагностические методики: прогрессивные матрицы Дж. Равена, тест Е. Торренса в адаптации А.Н. Воронина, набор креативных тестов Ф. Вильямса в адаптации Е.Е. Туник, тест социального интеллекта Дж. Гилфорда и М.О. Салливена, опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина, тест «Жизнеспособность человека» Е.А. Рыльской, опросник «Метакогнитивная включенность в деятельность (MAI)» Г. Шроу и Р. Деннисона, опросник «Рациональный – Опытный (REI)» С. Эпстайна и Р. Пачини. Обработка данных осуществлялась посредством кластерного анализа при помощи статистического пакета IBM SPSS Statistics 30. Результаты. Выделены три интеллектуальных типа жизнеспособности, ориентированные на разные модели решения жизненных задач: «старательно-нестабильный» (решение жизненной ситуации через затраченное время, возможно, креативное, ключевая особенность – усидчивость), «дезадаптивно-нестабильный» (сложности во взаимодействии с социумом и собой, ключевая особенность – опора на имеющийся опыт) и «проживающе-стабильный» (спонтанное решение жизненных ситуаций, успешная адаптация к социуму, понимание себя, ключевая особенность – адаптированность). Заключение. Полученные результаты могут быть использованы в работе психологических служб вузов, в индивидуальном консультировании и в учебном процессе подготовки психологов
Скачивания
Литература
2. Рыльская Е.А. Тест «Жизнеспособность человека»: разработка и психометрические характеристики // Социум и власть. 2016. № 1(57). С. 25–30.
3. Рыльская Е.А. Типы жизнеспособности человека // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2009. № 30(163). С. 24–30.
4. Liu H., Boyatzis R.E. Focusing on Resilience and Renewal From Stress: The Role of Emotional and Social Intelligence Competencies // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. ID art. 685829. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.685829
5. Kokcam B., Arslan C., Tras Z. Do Psychological Resilience and Emotional Intelligence Vary Among Stress Profiles in University Students? A Latent Profile Analysis // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. ID art. 788506. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.788506
6. Emotional Intelligence Profiles and Mobbing in Nursing: The Mediating Role of Social Support and Sensitivity to Anxiety / M.M.d.M. Jurado, Á.M. Martínez, A.B.B. Martín et al. // European Journal of Investigation in Health, Psychology and Education. 2021. Vol. 11(2). P. 345–357. DOI: 10.3390/ejihpe11020026
7. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. Сер. труды Института психологии РАН; под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. Москва, Институт психологии РАН. 2004. С. 29–36
8. Перикова Е.И., Бызова В.М. Факторная структура русскоязычной версии опросника «Метакогнитивная включенность в деятельность» // Культурно-историческая психология. 2022. № 2. С. 116–126. DOI: 10.17759/chp.2022180213
9. Туник Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. СПб.: Питер. 2013. 320 с.
10. Корнилова Т.В., Разваляева А.Ю. Апробация русскоязычного варианта полного опросника С. Эпстайна «Рациональный-Опытный» (Rational-Experiential Inventory) // Психологический журнал. 2017. № 3. С. 92–107. DOI: 10.7868/S0205959217030084
11. Psychological Resilience, Mental Health, and Inhibitory Control Among Youth and Young Adults Under Stress / A. Afek, R. Ben-Avraham, A. Davidov et al. // Frontiers in Psychiatry. 2020. Vol. 11. ID art. 608588. DOI: 10.3389/fpsyt.2020.608588
12. Exploring the interplay of emotional intelligence, psychological resilience, perceived stress, and life satisfaction: A cross-sectional study in the Turkish context / A. Kartol, S. Üztemur, M.D. Griffiths et al. // BMC Psychology. 2024. Vol. 362. ID art. 362. DOI: 10.1186/s40359-024-01860-0
13. Sarrionandia A., Ramoz-Diaz E., Fernandez-Lasarte O. Resilience as a Mediator of Emotional Intelligence and Perceived Stress: A Cross-Country Study // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9. ID art. 2653. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.02653
14. Study of Factors Associated with the Development of Emotional Intelligence and Resilience in University Students / M. Valverde-Jane, M. Ortega-Caballero, I. Ortega-Caballero et al. // Education Sciences. 2023. Vol. 13(3). ID art. 255. DOI: 10.3390/educsci13030255
15. Wigtil C.J., Henriques G.R. The Relationship Between Intelligence and Psychological Well-Being in Incoming College Students // Psychology of Well-Being: Theory, Research and Practice. 2015. Vol. 5. ID art. 4. DOI: 10.1186/s13612-015-0029-8
16. Denovan A., Dagnall N., Drinkwater K. Examining what Mental Toughness, Ego Resiliency, Self-efficacy, and Grit measure: An exploratory structural equation modelling bifactor approach // Current Psychology. 2022. Vol. 42. P. 22148–22163. DOI: 10.1007/s12144-022-03314-5
References
--Copyright (c) 2025 Психология. Психофизиология

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.