Методики диагностики самоактуализации личности С.Б. Кауфмана и А.В. Лазукина в контексте сравнительно-сопоставительного анализа
Аннотация
В статье проводится сравнительно-сопоставительный анализ двух методик диагностики самоактуализации личности в XXI веке: методики американского психолога-когнитивиста С.Б. Кауфмана и российского исследователя в области психологии А.В. Лазукина. Цель: провести сравнительно-сопоставительный анализ методик диагностики самоактуализации личности С.Б. Кауфмана (США) и А.В. Лазукина (Россия). Материалы и методы. Проведен анализ работы С.Б. Кауфмана “Self-Actualizing People in the 21st Century: Integration With Contemporary Theory and Research on Personality and Well-Being” («Самоактуализация людей в 21 веке: интеграция с современной теорией и исследованиями личности и благополучия») (2018) и работы А.В. Лазукина «Диагностика самоактуализации личности» (в адаптации Н.Ф. Калиной (2018). Результаты. В сравнении с методикой А.В. Лазукина, С.Б. Кауфман предлагает более детализированную и универсальную методику, обеспечивающую учет дополнительных факторов, влияющих на самоактуализацию. Также в ходе исследования выясняется, что С.Б. Кауфман выделяет в своей методике три категории, каждая из которых включает различные аспекты, такие как восприятие реальности, факторы влияния, а также уровень удовлетворения потребностей. Это позволяет получить более глубокое понимание внутренней мотивации личности, а также факторов, которые могут положительно или отрицательно влиять на процесс самоактуализации. При этом отмечается, что методика А.В. Лазукина представляет более целостный подход к диагностике самоактуализации, фокусируясь на раскрытии внутреннего потенциала личности с учетом таких аспектов, как интуиция, творческое начало, духовное совершенствование. В статье подчеркивается универсальность обеих методик диагностики самоактуализации личности, что выражается в их применимости к широкому кругу людей разного возраста, профессий, социального положения. Заключение. Сформулирован вывод о том, что обе рассмотренные методики способствуют раскрытию потенциала личности, самоопределению и самоактуализации индивида в условиях цифровизации и глобализации общества
Скачивания
Литература
2. Подладчикова М.М., Козлов В.В. Аспекты мотивации человека на линии жизни // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2024. № 3 (51). С. 154‒158.
3. Садыкова А.Я. Феномен самоактуализации А. Маслоу в современном мире // Символ науки. 2020. № 2. С. 66‒70.
4. Потокин Н.С. Эволюция понятия самоактуализации в работах Карла Роджерса // Молодой ученый. 2024. № 9 (508). С. 153‒155.
5. Rogers C.R. On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy. Boston, New York: Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company, 2012. 366 p.
6. Щеблыкина Ж.В. Взгляд С.Л. Рубинштейна на развитие самосознания личности в жизненном пути // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2009. № 1. С. 1‒7.
7. Balva D., Takooshian H. The Pivotal Role of Students in International Psychology: A Past, Present, and Future Overview // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2022. Vol. 19(3). Р. 607–620. DOI: 10.22363/2313-1683-2022-19-3-607-620
8. Compton W. Self-actualization myths: What did Maslow really say? // Journal of Humanistic Psychology. 2018. Vol. 64 (5). Р. 1–18. DOI: 10.1177/0022167818761929
9. Куницына И.А., Егорова О.В., Яхудина Е.Н. Особенности самоактуализации личности студентов с разными акцентуациями характера // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2023. № 2. С. 232–249. DOI 10.35231/18186653_2023_2_232
10. Бузган Е.И. Взаимосвязь ответственности и самоактуализации у современной молодежи // Экспериментальная психология. 2023. Т. 16, № 4. С. 75–87. DOI: 10.17759/ exppsy.2023160405
11. Сосновский Б.А., Каширский Д.В. Тернистый путь психологии к «Человеку одушевленному» // Психолог. 2022. № 6. С. 98‒110. DOI: 10.25136/2409-8701.2022.6.38795
12. Figueroa J.F. Gamification and Game-based Learning: Two Strategies for the 21st Century Learner // World Journal of Educational Research. 2016. Vol. 3(2). DOI: 10.22158/wjer.v3n2p507
13. Kaufman S.B. Self-Actualizing People in the 21st Century: Integration With Contemporary Theory and Research on Personality and Well-Being // Journal of Humanistic Psychology. 2018. Vol. 63 (1). DOI: 10.1177/0022167818809187
14. Гаранина Ж.Г., Лашина А.И. Особенности самоактуализации специалистов с различной профессиональной направленностью // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2021. Т. 21, № 4. С. 439–454. DOI: 10.15507/2078-9823.056.021.202104.439-454
References
-Copyright (c) 2025 Психология. Психофизиология

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.