Возможность подготовки матерей к материнской терапии ребёнка дошкольного возраста с проблемами в развитии

  • Н. Я. Большунова Новосибирский государственный педагогический университет (Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28) https://orcid.org/0000-0001-8826-1499 nat_bolshunova@mail.ru
  • В. Н. Подосинов 1) Новосибирский государственный педагогический университет (Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28); 2) Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями имени А.И. Бороздина (Россия, 630055, г. Новосибирск, ул. Лыкова, д. 4) https://orcid.org/0009-0007-5606-4424 podosin@mail.ru
  • О. В. Лисиченко Новосибирский государственный медицинский университет (Россия, 630091, г. Новосибирск, Красный пр., 52) https://orcid.org/0009-0005-2147-121X 164706@mail.ru
Ключевые слова: материнская абилитация (терапия), дети с ОВЗ, материнский монолог, музыка, обучение матерей процессу абилитации

Аннотация

Обоснование. Статья посвящена проблеме подготовки матерей к их участию в абилитационном процессе с использованием материнского монолога и специально подобранной музыки как технологии решения проблем развития ребенка дошкольного возраста. Цель: обосновать необходимость участия матери в абилитационном процессе, где мать ребенка является главным создателем, исполнителем и сорежиссёром (помощником психолога) сценария всех коррекционных техник, основанных на методике использования материнского монолога. Материалы и методы. Базой исследования (2015–2024 гг.) выступили муниципальные дошкольные образовательные учреждения: № 481, 385, 281, 369, «Золотой Ключик» г. Новосибирска, а также мамы детей, которые проходили курсы реабилитации в реабилитационном центре им. А.И. Бороздина, в медицинском центре абилитации детей «Святитель Лука» (г. Бердск). Возраст матерей – 18–47 лет. Методологию исследования влияния материнской абилитации составили основные положения системного подхода, предложенные Б.Ф. Ломовым, а также культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Исследование успешности обучения матерей технологии материнской абилитации осуществлялось с использованием методики «Шкала степени отверженности ребенка в семье» А.И. Баркан, анкеты, разработанной О.В. Лисиченко совместно с сотрудниками медицинского университета. Исследование осуществлялось по модели формирующего эксперимента. Результаты. В ходе эксперимента выявлены значимые различия по параметрам степени отверженности ребенка в семье, восприятия ребенка матерью в процессе реабилитации. Заключение: подготовка психологом матерей к реализации методики материнской абилитации (использования материнского монолога вместе со специально подобранной музыкой) эффективна для их обучения использованию всех компонентов технологии. Применение разработанного комплекса материнской терапии позволяет повысить эффективность материнской психотерапевтической функции на ранних этапах развития ребенка.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

Н. Я. Большунова , Новосибирский государственный педагогический университет (Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28)

Доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии и истории психологии факультета психологии, заведующий лабораторией психологической антропологии и дифференциальной психологии

В. Н. Подосинов , 1) Новосибирский государственный педагогический университет (Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28); 2) Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями имени А.И. Бороздина (Россия, 630055, г. Новосибирск, ул. Лыкова, д. 4)

1) соискатель кафедры общей психологии и истории психологии; 2) педагог-психолог

О. В. Лисиченко , Новосибирский государственный медицинский университет (Россия, 630091, г. Новосибирск, Красный пр., 52)

Кандидат медицинских наук

Литература

1. Подосинов В.Н. Музыкально-голосовые технологии психологической помощи детям дошкольного возраста с проблемами в развитии // Развитие человека в современном мире. 2023. № 3. С. 98–108.
2. Большунова Н.Я. Кризис детства или кризис взрослости: проблема отношений детского и взрослого общества в современном мире // Развитие человека в современном мире. 2019. № 1. С. 7–17.
3. Большунова Н.Я., Моторина Л.Е., Устинова О.А. Участность и сопричастность как основа отношений детского и взрослого мира // Развитие человека в современном мире. 2023. № 3. С. 7–26.
4. Карабанова О.А., Малофеев Н.Н. Стратегия развития образования детей с ОВЗ: по дороге к реализации культурно-исторического подхода // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15, № 4. С. 89–99.
5. Венгер А.Л. Ребенок в обществе: исторический кризис детства // Вопросы психологии. 2008. № 4. С. 3–12.
6. Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. 1992. № 3. С. 7–13.
7. Elkind D. Hurried child: growing up too fast too soon. 2001. 288 с.
8. Postman N. The Disappearance of Childhood. New York. Vintage Books, a division of Random House, Inc., 1994. 151 p. URL: https://interesi.wordpress.com/wp-content/uploads/2017/10/ disappearance.pdf (дата обращения: 15.07.2024)
9. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Изд-во «Наука». 1984. 448 с.
10. Сорокоумова С.Н. Организация психологической помощи дошкольникам в инклюзивном образовании // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13, № 2(5). С. 1172–1177.
11. Драпкин Б.З. Психотерапия материнской любовью. М.: Изд. «ДеЛи принт». 2004. 232 с.
12. Настольная книга педагога-абилитолога / Науч. ред. Л.И. Боровиков. Новосибирск. 2021. 236 с.
13. Соколова Е.В. Системная психокоррекция и абилитация. Новосибирск: Изд. НГПУ. 2007. 550 с.
14. Дубровская М.Ю., Тарасевич Е.Е. Новосибирский музыкант А.И. Бороздин и его детский оздоровительно-образовательный центр в системе отечественной абилитационной педагогики // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 2. С. 190–198. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-2-190-198.
15. Мозг человека и многозначность когнитивной информации: конвергентный подход / Т.В. Черниговская, В.М. Аллахвердов, А.Д. Коротков и др. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2020. Т. 36, вып. 4. С. 675–686.
16. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 1996. Т. 1, № 4. С. 5–18
17. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Летний сад. 2000. 415 с.

References

-
Опубликован
2024-12-30
Как цитировать
Большунова, Н., Подосинов, В., & Лисиченко, О. (2024). Возможность подготовки матерей к материнской терапии ребёнка дошкольного возраста с проблемами в развитии. Психология. Психофизиология, 17(4), 87-97. https://doi.org/10.14529/jpps240407
Раздел
Медицинская (клиническая) психология