Исследование отношения к болезни ребенка и отношений в семьях, воспитывающих детей с сахарным диабетом

  • Г. Ф. Тулитбаева Уфимский университет науки и технологий (Россия, 450000, г. Уфа, ул. З. Валиди, д. 32) https://orcid.org/0000-0002-3754-9473 tulitbaevagf@rambler.ru
  • О. И. Политика Уфимский университет науки и технологий (Россия, 450000, г. Уфа, ул. З. Валиди, д. 32) https://orcid.org/0000-0002-5538-7711 okcanapolitika@yandex.ru
  • И. Р. Хабибуллина Уфимский университет науки и технологий (Россия, 450000, г. Уфа, ул. З. Валиди, д. 32) https://orcid.org/0000-0002-7783-8034 khabind@mail.ru
Ключевые слова: отношение, отношение к болезни ребенка, сахарный диабет, ребенок, взаимоотношения, семья, отношение личности к заболеванию

Аннотация

Обоснование. К группе одних из самых распространенных заболеваний в мире относится сахарный диабет. Динамика распространенности сахарного диабета растет с каждым годом, кроме того, большинство статистических данных отмечают ранний возраст возникновения болезни. Несомненно, заболевание оказывает влияние на многие факторы в развитии личности, однако в поле нашего зрения попадает проблема взаимосвязи отношения родителей к заболеванию ребенка с отношениями в семье. Указанные факторы играют ключевую роль в формировании личности, собственного отношения ребенка к своему заболеванию, эмоционального состояния и адаптационных возможностей. Цель исследования состоит в выявлении взаимосвязи отношения родителя к болезни ребенка сахарным диабетом и отношениях в семьях. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 72 респондента (2 отца, 70 матерей). Все респонденты отметили наличие 1-го типа сахарного диабета у детей. Большинство родителей (66,6 %) после постановки диагноза ребенку не обращались за психологической помощью; у остальных были обращения за психологической помощью. Исследование проводилось при помощи специализированных чатов для родителей, воспитывающих детей с сахарным диабетом, и в чатах для взрослых людей, у которых в анамнезе имеется заболевание сахарным диабетом. Использовались следующие психодиагностические методики: «Диагностика отношения к болезни ребенка» (В.Е. Каган, И.П. Журавлева), «Опросник эмоциональных отношений в семье» (ОДРЭВ) (Е.И. Захарова), «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис). Результаты. Наибольшее количество корреляционных связей имеет выраженная тревога родителя как показателя отношения к заболеванию ребенка со следующими переменными семейных взаимоотношений: гиперпротекцией, недостатком требований или обязательств, неустойчивостью стиля воспитания, фобией утраты, вынесением конфликта между супругами в сферу воспитания, предпочтением женских качеств, воспитательной неуверенностью родителя, отношением к себе как к родителю и чувством, возникающим во взаимодействии с ребенком. Заключение. Выявленная структура доказывает связь эмоционального компонента отношения родителя к заболеванию своего ребенка (положительного или отрицательного) и внутрисемейных отношений. Полученные данные будут особенно полезны для работы клинических психологов, оказывающих психологическую помощь и сопровождение в условиях амбулаторного приема или стационара при отделении эндокринологии, врачам-эндокринологам, врачам-диабетологам.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

Г. Ф. Тулитбаева , Уфимский университет науки и технологий (Россия, 450000, г. Уфа, ул. З. Валиди, д. 32)

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического сопровождения и клинической психологии, руководитель Высшей школы психологии и педагогики, заведующий кафедрой психологического сопровождения и клинической психологии, Институт гуманитарных и социальных наук

О. И. Политика , Уфимский университет науки и технологий (Россия, 450000, г. Уфа, ул. З. Валиди, д. 32)

Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологического сопровождения и клинической психологии, Институт гуманитарных и социальных наук

И. Р. Хабибуллина , Уфимский университет науки и технологий (Россия, 450000, г. Уфа, ул. З. Валиди, д. 32)

Кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры психологического сопровождения и клинической психологии, Институт гуманитарных и социальных наук

Литература

1. Дедов И.И., Шестакова М.В., Викулова О.К. и др. Сахарный диабет в Российской Федерации: динамика эпидемиологических показателей по данным Федерального регистра сахарного диабета за период 2010–2022 гг. Сахарный диабет. 2023. Vol. 26(2). P. 104–123. DOI: 10.14341/DM13035
2. Павлова Л.Б. Психологические проблемы и личностные особенности подростков с сахарным диабетом // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 76–2. С. 191–197
3. Ксенофонтова В.А. Поведенческие особенности подростков с диагнозом «сахарный диабет» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Философия. Психология. Педагогика. 2020. Вып. 1. С. 76–79. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-1-76-79
4. Коломиец И.Л. Эмоциональные и поведенческие характеристики детей с сахарным диабетом и их матерей // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. 2012. № 5(16). URL: http://mprj.ru/archiv_global/2012_5_16/nomer/nomer06.php (дата обращения: 16.07.2024).
5. Никифорова Е.М., Коноваленко Н.В. Особенности психоэмоционального статуса у детей, страдающих сахарным диабетом типа 1 // Волгоградский научно-медицинский журнал. 2011. № 2(30). С. 31–33.
6. Рахматуллина Э.Н. Эмоциональное состояние подростков с сахарным диабетом 1 типа с различным стажем заболевания // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 8. С. 252–255.
7. Майоров А.Ю., Мельникова О.Г. Клинические и психологические аспекты гипогликемии при сахарном диабете // Сахарный диабет. 2010. № 3. С. 46–50.
8. Болдырева Т.А., Нарбекова Э.Ф. Некоторые закономерности отношения матери к болезни ребенка, страдающего сахарным диабетом 1 типа // Вестник Оренбургского государственного университета. 2022. С. 1–7. DOI: 10.25198/1814-6457-233-118.
9. Черепанова И.В., Черепанов О.А. Самоотношение и отношение к ребенку у матерей, воспитывающих детей с сахарным диабетом: сравнительный анализ // Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А.А. Куляшова. Серыя C. Псіхолага-педагагічныя навукі: педагогіка, псіхалогія, методыка. 2020. № 2 (56). С. 79–84.
10. Исследование нарушений внутрисемейных взаимоотношений в семьях с детьми, страдающими сахарным диабетом / Д.А. Рудакова, Б.Ю. Володин, Д.С. Петров и др. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021. Т. 29, № 3. С. 437–441. DOI: 10.32687/0869-866X-2021-29-3-437-441.
11. Ушакова В.Р. Переживания в отношении болезни у детей с хроническими соматическими заболеваниями // Проблемы современного образования. 2021. Т. 13, № 3. С. 70–80. DOI: 10.31862/2218-8711-2021-3-70-80.
12. Мосина Е.С. Психологическая поддержка и сопровождение семей, имеющих ребенка с сахарным диабетом 1 типа, методами интегративной сказкотерапии на начальном этапе заболевания // Клиническая и специальная психология. 2014. Т. 3, № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/ archive/2014_n4/ Mosina (дата обращения: 24.06.2024).
13. Чумак С.А. Терапевтическое обучение и самоконтроль как ведущее звено в лечении сахарного диабета 1 типа у детей (обзор и собственные данные) // Украинский журнал детской эндокринологии. 2012. № 1 (1). С. 018–026

References

-
Опубликован
2024-09-30
Как цитировать
Тулитбаева, Г., Политика, О., & Хабибуллина, И. (2024). Исследование отношения к болезни ребенка и отношений в семьях, воспитывающих детей с сахарным диабетом. Психология. Психофизиология, 17(3), 66-74. https://doi.org/10.14529/jpps240306
Раздел
Медицинская (клиническая) психология