Психологические детерминанты материнства и смысложизненные ориентации у студенток медицинского университета

  • Е. С. Набойченко Уральский государственный педагогический университет (Россия, 620091, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26) https://orcid.org/0000-0001-7315-6741 dhona@mail.ru
  • Е. А. Cеркова-Холмская Уральский государственный медицинский университет (Россия, 620028, г. Екатеринбург, ул. Репина, д. 3) https://orcid.org/0000-0003-4620-7448 ielizavieta.kholmskaia@mail.ru
Ключевые слова: смысложизненные ориентации, студенты медицинского университета, материнство

Аннотация

Обоснование. Современная студенческая молодежь представляет собой особую категорию населения, являющуюся потенциалом для решения демографических проблем общества, актуальным является изучение смысложизненных ориентаций, семейных ценностей и отношения к родительству. Цель: выявить психологические детерминанты материнства и смысложизненные ориентации у студенток младших и старших курсов обучения. Материалы и методы. Обследованы 150 студенток репродуктивного возраста (от 18 до 25 лет), обучающихся медицинского университета. Для исследования психологических детерминант материнства применялся «Опросник деторождения» (М.Н. Родштейн), для изучения смысложизненных ориентаций применялся «Тест смысложизненных ориентаций» (Д.А. Леонтьев). Исследование было проведено анкетным опросом в очной форме. Математико-статистическая обработка данных была осуществлена с применением программы SPSS Statistics. Результаты. Выявлено, что актуальные жизненные ориентации девушек-студенток направлены на реализацию образовательной деятельности и построение профессиональной траектории. Однако осознание важности создания семьи и психологическая готовность к осуществлению роли матери в будущем остается нереализованной и может стать проблемой в построении гармоничных взаимоотношений с противоположным полом. Учитывая полученные данные, необходимо формировать ценностное отношение к созданию семьи, материнству и адекватной оценке способности к осуществлению роли матери у девушек. Заключение. Выявленный относительно низкий уровень готовности к семейной жизни и осуществления родительской роли свидетельствует о необходимости создания системы психологической подготовки студенток к созданию семьи и материнству.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

Е. С. Набойченко , Уральский государственный педагогический университет (Россия, 620091, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26)

Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и конфликтологии

Е. А. Cеркова-Холмская , Уральский государственный медицинский университет (Россия, 620028, г. Екатеринбург, ул. Репина, д. 3)

Ассистент кафедры клинической психологии и педагогики

Литература

1. Рожков М.И. Стратегия развития воспитания в России – новые ориентиры воспитательной деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 3. С. 1–7
2. Жизненные перспективы учащейся молодежи: ценности и смыслы бытия / И.А. Виноградова, Г.А. Винокурова, К.К. Голубушина и др. М.: М.: МГПУ. 2015. 219 с.
3. Бобченко Т.Г. Отношение студентов – будущих педагогов-психологов и социальных педагогов – к семье // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 1 С. 1–15. URL: https://mir-nauki.com/PDF/28PSMN120.pdf (дата обращения: 12.03.2024).
4. Вержибок Г.В. Семейные ценности студенческой молодежи как матрица построения будущего // Южно-российский журнал социальных наук. 2018. Т. 19, № 3. С. 75–95.
5. Исаева О.М., Олкова Е.Н., Акимова А.Ю. Факторы психологического благополучия российской молодежи // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27, № 4. С. 24–35. DOI: 10.17759/pse.2022270403
6. Евдокимова А.С. Ценностные ориентации студенческой молодежи как фактор экономической социализации личности // Психолог. 2019. № 6. С. 17–26. DOI: 10.25136/2409-8701.2019.6.31384.
Башманова Е.Л. Социальная готовность регионального студенчества к семье, браку и родительству в призме трансформации ценностей современной молодежи // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. № 4 (40). С. 185–198.
8. Кизилова С.А., Ращикулина Е.Н. Ценности материнства и отцовства: подходы к определению // Политика, экономика и социальная сфера: проблемы взаимодействия. 2016. № 2. С. 280–284.
9. Fertility awareness and attitudes towards parenthood among Danish university college students / N.O. Sørensen, S. Marcussen, M.G. Backhausen et al. // Reproductive Health. 2016. Vol. 13(1). Art. 146. DOI: 10.1186/s12978-016-0258-1.
10. Crocetti E., Rubini M., Meeus W. Capturing the dynamics of identity formation in various ethnic groups: Development and validation of a three-dimensional model // Journal of adolescence. 2008. Vol. 31. P. 207–222. DOI: 10.1016/j.adolescence.2007.09.002.
11. Rotkirch A. All that she wants is a (nother) baby? Longing for children as a fertility incentive of growing importance // Journal of Evolutionary Psychology. 2007. Vol. 5(1). P. 89–104. DOI: 10.1556/JEP.2007.1010
12. Carr D. Personal identity is social identity // Phenomenology and the Cognitive Sciences. 2021. Vol. 20. P. 341–351. DOI: 10.1007/s11097-020-09702-1
13. Fraser D.M., Hughes A.J. Perceptions of motherhood: The effect of experience and knowledge on midwifery students // Midwifery. 2009. Vol. 25 (3). P. 307–316. DOI: 10.1016/j.midw.2007.07.007.
14. Serbian medical students fertility awareness and attitudes towards future parenthood / I. Vujčić, T. Radičević, E. Dubljanin et al. // European Journal of Contraception and Reproductive Health Care. 2017. Vol. 22(4). P. 291–297. DOI: 10.1080/13625187.2017.1368478.
15. The how and what of identity formation: Associations between identity styles and value orientations / M.D. Berzonsky, J. Cieciuch, B. Duriez et al. // Personality and Individual Differences. 2011. Vol. 50(2). P. 295–299. DOI: 10.1016/j.paid.2010.10.007.
16. Age neutrality of categorically and dimensionally measured DSM-5 section II personality disorder symptoms / I. Debast, G. Rossi, S.P. Van Alphen et al. // Journal of Personality Assessment. 2015. Vol. 97(4). P. 321–329. DOI: 10.1080/00223891.2015.1021814
17. Galanaki E., Leontopoulou S. Criteria for the transition to adulthood, developmental features of emerging adulthood, and views of the future among greek studying youth // Europes Journal of Psychology. 2017. Vol. 13(3). P. 417–440. DOI: 10.5964/ejop.v13i3.1327
18. Capturing ruminative exploration: Extending the four-dimensional model of identity formation in late adolescence / K. Luyckx, S.J. Schwartz, M.D. Berzonsky et al. // Journal of Research in Personality. 2008. Vol. 42(1). P. 58–82. DOI: 10.1016/j.jrp.2007.04.004.

References

-
Опубликован
2024-09-30
Как цитировать
Набойченко, Е., & Cеркова-ХолмскаяЕ. (2024). Психологические детерминанты материнства и смысложизненные ориентации у студенток медицинского университета. Психология. Психофизиология, 17(3), 47-56. https://doi.org/10.14529/jpps240304
Раздел
Медицинская (клиническая) психология