Особенности конфликтологической компетентности студентов-психологов с разным уровнем психологического благополучия
Аннотация
Обоснование. Современная практика высшего психологического образования не предполагает целенаправленной работы по повышению конфликтологической компетентности и психологического благополучия студентов, в то время как они важны для будущего психолога и часто не сформированы к моменту окончания обучения. Цель: выявление особенностей конфликтологической компетентности у студентов-психологов с разным уровнем психологического благополучия. Материалы и методы. В выборку исследования вошло 360 студентов психологических направлений подготовки из трех вузов РФ. Было использовано семь психодиагностических методик: «Методика исследования межличностного восприятия в конфликтной ситуации» А.И. Тащевой, «Диагностика личностной креативности» Е.Е. Туник, «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева, методика диагностики помех в установлении эмоциональных контактов В.В. Бойко, методика оценки рефлективности личности А.В. Карпова, тест «Стратегии поведения в конфликте» Томаса – Килманна, а также шкала психологического благополучия К. Рифф.
Результаты. Отрицательные проявления конфликтологической компетентности (негативное восприятие конфликтов, низкая любознательность, избегание рисков, конфликтность, вспыльчивость, обидчивость и подозрительность) значимо выше у студентов-психологов с низким уровнем психологического благополучия, их индекс эмоциональной эффективности в конфликте также ниже в связи с большим количеством «помех» в установлении эмоциональных контактов. Студенты-психологи с высоким психологическим благополучием более рефлексивны и используют более продуктивные стратегии поведения в конфликтах. Заключение. Психологическое благополучие напрямую соотносится с компонентами конфликтологической компетентности студентов-психологов: психологические благополучные студенты более адекватно воспринимают конфликты и ярче проявляют креативность в конфликтном взаимодействии, имеют адекватный уровень агрессивности, а также имеют в целом меньший уровень конфликтности, чаще практикуют соперничество и сотрудничество, не склонны к избеганию и глубже рефлексируют относительно своего поведения и поведения других.
Скачивания
Литература
2. Вербицкий А.А., Щербакова О.И. Конфликтологическая культура специалиста: технологии формирования. М.: Московский педагогический государственный университет, 2016. 413 с.
3. Шемятихин В.А., Зиньковский А.В. Основные направления и структура профессиональной компетентности преподавателей вузов МЧС России // Образование и наука: известия Уральского отделения РАО. 2007. № 6. С. 45–54.
4. Беляшов В.А., Егорова Т.Е., Серебровская Н.Е. Аутопсихологическая компетентность и возможности ее развития в процессе вузовской подготовки будущих специалистов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2018. № 5 (80). С. 73–77.
5. Хасан Б.И., Привалихина Т.И. Становление конфликтной компетентности – результат образовательной практики // Социальные конфликты (экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения). Вып. 21. М.: Изд-во Едиториал УРСС. 2004. 136 с.
6. Бережная Г.С. Методологические основы формирования профессионально-конфликтологической компетентности педагога // Вестник Балтийского федерального университета
им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2007. № 4. С. 48–52.
7. Кашапов М.М., Лукина А.С., Махновец С.Н. Структурно-уровневая организация конфликтной компетентности в профессиональной деятельности руководителя // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. – 2023. Т. 13, № 2. С. 261–278.
8. Кашапов М.М., Воскресенский А.М., Кашапов А.С. Креативный компонент конфликтной компетентности студентов // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2022. № 50 (69). С. 140–155.
9. Manek T.V.A. Leading Teams Through Productive Conflict Engagement // Master of Science in organizational Dynamics Theses. 2020. Iss. 96. 60 p. URL: repository.upenn.edu/handle/20.500.14332/41968 (дата обращения: 02.04.2024).
10. Dijkstra M.T.M., Beersma B., Cornelissen R.A.W.M. The emergence of the Activity Reduces Conflict Associated Strain (ARCAS) model: A test of a conditional mediation model of workplace conflict and employee strain // Journal of Occupational Health Psychology. 2012. Vol. 17(3). P. 365–375. DOI: 10.1037/a0028550
11. Conflict and well-being at work: The moderating role of personality / M.T.M. Dijkstra, D. Van Dierendonck, A. Evers, C.K.W. De Dreu // Journal of Managerial Psychology. 2005. Vol. 20. P. 87–104. DOI: 10.1108/02683940510579740
12. The Transformation of Conflicts into Relational Well-Being in Physical Education: GIAM Model / A. Rillo-Albert, P. Lavega-Burgues, Q. Prat at al. // International journal of environmental research and public health. 2021. Vol. 18 (3). P. 1071. DOI: 10.3390/ijerph18031071
13. Ингуран О.В. Психологическое благополучие специалистов помогающих профессий: теоретические предпосылки исследования // Проблемы науки. 2019. № 4 (40). С. 96–104.
14. Габдулина Л.И., Москалёва Н.А. Психологическое благополучие студентов-психологов на завершающем этапе их профессиональной подготовки // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9, № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/80PSMN621.pdf (дата обращения: 26.06.2023).
15. Бородовицына Т.О. Особенности психологического благополучия студентов различных профилей подготовки // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т 8, № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/45PSMN420.pdf (дата обращения: 26.06.2023).
16. Козьмина Л.Б. Динамика психологического благополучия студентов-психологов в период обучения в вузе // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 118–120.
17. If, Why, and When Subjective Well-Being Influences Health, and Future Needed Research / E. Diener, S.D. Pressman, J. Hunter, D. Delgadillo-Chase // Applied Psychology: Health and Well-Being. 2017. Vol. 9 (2). P. 133–167. DOI: 10.1111/aphw.12090.
18. Dresden J., Thompson K.F. Looking Closely at Clinical Practice: A Clear-Eyed Vision for the Future of Teacher Education // Peabody Journal of Education. 2021. Vol. 96 (1). P. 8–21. DOI: 10.1080/0161956X.2020.1864242
19. Pavot W. The Assessment of Subjective Well-Being: Successes and Shortfalls. Eds. M. Eid, R.J. Larsen. The Science of Subjective Well-Being. New York. The Guilford Press. 2008. P. 124–140.
References
-Copyright (c) 2024 Психология. Психофизиология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.