Ценностные предикторы формирования эго-структуры личности
Аннотация
Обоснование. Актуальность задана поиском предикторов интеграции свойств и особенностей личности и ее ценностно-смысловых компонентов в единую целостную структуру личности. Акцент сделан на генезисе сопряженности эго-состояний личности и ее типов ценностей. Трансформация социокультурной ситуации определяет необходимость учета менталитета разных возрастных групп, проявляемых в ситуациях выбора субъектом цели деятельности и процессов ее саморегуляции. Цель: изучение особенностей формирования ценностных предикторов степени выраженности эго-состояний в структуре личности. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 360 женщин в возрасте от 18 до 44 лет. Диагностика ценностной структуры личности осуществлена с помощью опросника ценностей Ш. Шварца (адаптация В.Н. Карандашева). Для диагностики степени выраженности эго-состояний личности применен транзактный опросник Д. Джонгвард (адаптация В.К. Калиненко, В.А. Петровского). Для статистической проверки использованы: критерий ранговой корреляции Спирмена, множественный регрессионный анализ, U-критерий Манна – Уитни, критерий Крускала – Уоллиса. Результаты. Доказано, что для каждого эго-состояния характерна своя структура ценностей, а взаимосвязь между типами ценностей и эго-состояниями является динамической структурой, зависящей от возраста. Выявлены значимые взаимосвязи между особенностями поведения человека (выраженностью эго-состояний) и структурой ценностей. Обнаружен феномен «сцепленных различий» по типу ценностей и структуре эго-состояний между близкими по возрасту группами. Заключение. Данное исследование раскрывает один из аспектов личностного выбора и доказывает, что ценности являются предикторами эго-структуры личности. Полученные результаты ставят для будущих исследований вопрос о том, насколько тип личности, определяемый различной степенью выраженности эго-состояния «Взрослый», сопряжен с базовыми ценностями, детерминирующими экзистенциальную модель личностного выбора.
Скачивания
Литература
2. Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психотерапия / пер. с англ. М.: Академический Проект, 2022. 311 с.
3. Rokeach M. The nature of human values. New York: Free Press, 1973.
4. Карандашев В.Н. Концепция ценностей культуры Ш. Шварца // Вопросы психологии. 2009. № 1. С. 81–96.
5. Исрапилова З.А. Динамика ценностных ориентаций современной молодежи (на примере Республики Дагестан) // Манускрипт. 2019. № 2 (8). С. 82–87. DOI: 10.30853/manuscript.2019.8.16
6. Возраст, ценности и модернизация в глобальной перспективе / А.В. Коротаев, Ю.В. Зинькина, Е.В. Слинько, С.Э. Билюга // Вестник Московского университета. Серия 27: Гло-балистика и геополитика. 2018. № 1. С. 45–67.
7. Гумницкий М.Е. Особенности ценностно-смысловой сферы личности молодых людей с разным уровнем выраженности религиозности // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2013. № 5 (52). С. 72–78.
8. Фатьянова К.С. Особенности диагностики в транзактном анализе личности // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 4 (49). С. 290–295.
9. Пузиков В.Г. Детские обиды: структура и возможности работы в рамках транзактного анализа // Петербургский психологический журнал. 2015. № 10. С. 75–90.
10. Киселева Р.Н. Возможности психотерапии аутодеструктивного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы // Прикладная юридическая психология. 2021. № 2 (55). С. 76–83. DOI: 10.33463/2072-8336.2021.2(55).076-083.
11. Петровский В.А. Индивидуальность и саморегуляция: опыт мультисубъектной теории // Мир психологии. 2007. № 1 (49). С. 13–30.
12. Петровский В.А., Таран Т.А. Модель рефлексивного выбора: трансактная версия // Рефлексивные процессы и управление. 2003. Т. 3, № 1. С. 74–92.
13. Личностные и экзистенциально-психологические ресурсы классных руководителей, работающих с одаренными детьми / Н.В. Маркина, Е.В. Солдатова, И.Л. Качуро, А. Гаврилюк // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 1. С. 102–135. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-1-102-135
14. Alipieva D. The impact of ego states of parent, adult and child on the professional choice of teachers // Journal of Education Culture and Society. 2017. Vol. 8 (2). P. 177–192. DOI: 10.15503/jecs20172.177.192
15. Keskin A., Özkamali E. The intermediate role of ego states in the relationship of self-perception and marriage satisfaction // International Journal of Eurasian Education and Culture. 2021. Vol. 6 (15). P. 2359–2377. DOI: 10.35826/ijoecc.491
16. Close J. Structural transactional analysis: ego selves and ego states – cause-effect and interventions // International Journal of Transactional Analysis Research and Practice. 2021. Vol. 12 (2). P. 3–16. DOI: 10.29044/v12i2p3
17. Петровский В.А. «Субъектность» в пространстве культуры и наяву // Мир психологии. 2015. № 3 (83). С. 14–38.
18. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.
19. Система ценностных ориентаций «поколения Z»: социальные, культурные и демографические детерминанты / М.С. Яницкий, А.В. Серый, О.А. Браун и др. // Сибирский психологический журнал. 2019. № 72. С. 46–67. DOI: 10.17223/17267080/72/3.
20. Ценностные основания переживания стресса и адаптации студентов: кросс-культурное исследование / Е.И. Колтунов, В.Г. Грязева-Добшинская, Ю.А. Дмитриева и др. // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 2. С. 138–168. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-2-138-168
21. Солдатова Е.Л. Образ возраста как нормативный элемент культуры и идеальная форма развития // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2009. № 5 (138). С. 62–70.
22. Sedgwick J.M. Contextual Transactional Analysis: The Inseparability of Self and World (1st ed.). Routledge. 2020. DOI: 10.4324/9780429201608
References
-Copyright (c) 2024 Психология. Психофизиология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.