Сравнение особенностей дезадаптивного поведения детей младшего школьного возраста, подвергавшихся пренатальному воздействию этанола, обучающихся в образовательных учреждениях разных типов

  • А. М. Лановая Национальный научный центр наркологии – филиал Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского (Россия, 119002, г. Москва, Малый Могильцевский переулок, д. 3) https://orcid.org/0000-0002-4255-7953 alesya.lan@gmail.com
  • Е. Ю. Шакун Национальный научный центр наркологии – филиал Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского (Россия, 119002, г. Москва, Малый Могильцевский переулок, д. 3) https://orcid.org/0000-0002-6086-3823 egor_shakun@mail.ru
  • Е. В. Фадеева 1) Национальный научный центр наркологии – филиал Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского (Россия, 119002, г. Москва, Малый Могильцевский переулок, д. 3); 2) Московский государственный психолого-педагогический университет (Россия, 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29); 3) Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева (Россия, 192019, г. Санкт-Петербург, ул. Бехтерева, д. 3) https://orcid.org/0000-0001-5411-9611 nscnfadeeva@mail.ru
Ключевые слова: дезадаптивное поведение, дезадаптация, поведенческие нарушения, дети, младший школьный возраст, пренатальное воздействие алкоголя, образовательные учреждения, интеллект, шкала Вайнленд, тест Векслера

Аннотация

Обоснование. Дети, подвергавшиеся пренатальному воздействию этанола, характеризуются различными тяжелыми и в большинстве случаев необратимыми поведенческими и неврологическими нарушениями, в связи с чем они являются одной из наиболее социально уязвимых групп, нуждаясь в своевременной диагностике и психологической коррекции различных нарушений, влияющих на их социальную адаптацию. Цель. Представлены сравнительные результаты исследования, направленного на изучение и описание особенностей дезадаптивного поведения у детей младшего школьного возраста, подвергавшихся пренатальному воздействию этанола и посещающих учебные заведения различных типов. Материалы и методы. Участники исследования – 77 детей (57 мальчиков, 20 девочек) в возрасте от 7 до 10 лет (M = 8,6, SD = 1,0). Методики исследования – шкала дезадаптивности поведения Вайнленд (Vineland Adaptive Behavior Scales – VABS) и сокращенный вариант детского теста Векслера (Wechsler Intelligence Scale for Children – WISC). Результаты. В статье представлены характеристики адаптации и уровня интеллектуального развития детей, обучающихся в различных образовательных учреждениях и имеющих различный семейный статус (7 образовательных профилей). Заключение. Выявлено, что такие факторы, как низкий уровень интеллекта и обучение в государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в коррекционных школах повышают риск формирования дезадаптивного поведения младших школьников, подвергавшихся пренатальному воздействию этанола.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

А. М. Лановая , Национальный научный центр наркологии – филиал Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского (Россия, 119002, г. Москва, Малый Могильцевский переулок, д. 3)

Научный сотрудник отдела организации профилактической помощи в наркологии

Е. Ю. Шакун , Национальный научный центр наркологии – филиал Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского (Россия, 119002, г. Москва, Малый Могильцевский переулок, д. 3)

Младший научный сотрудник отдела организации профилактической помощи в наркологии

Е. В. Фадеева , 1) Национальный научный центр наркологии – филиал Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского (Россия, 119002, г. Москва, Малый Могильцевский переулок, д. 3); 2) Московский государственный психолого-педагогический университет (Россия, 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29); 3) Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева (Россия, 192019, г. Санкт-Петербург, ул. Бехтерева, д. 3)

1) кандидат психологических наук, заведующий отделом организации профилактической помощи в наркологии; 2) доцент кафедры юридической психологии и права; 3) младший научный сотрудник отделения терапии стационарных больных с аддиктивными расстройствами

Литература

1. Денисова Е.А., Ткаченко И.М. Особенности социально-психологической адаптации воспитанников интернатных учреждений // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2018. № 1. С. 43–48. DOI: 10.18323/2221-5662-2018-1-43-48
2. Авакян Т.В., Воликова С.В., Сорокова М.Г. Влияние социальной ситуации развития на социальное познание у детей-сирот // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8, № 1. С. 19–32. DOI: 10.17759/psyclin.2019080102
3. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации // Психологическая наука и образование. 2009. Т. 14, № 3. С. 5–12.
4. Фадеева Е.В., Ненастьева А.Ю., Корчагина Г.А. Оценка физического развития детей как предварительный этап диагностики нарушений, связанных с внутриутробным воздействием этанола на плод // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 2020. № 4. С. 73–81. DOI: 10.31363/2313-7053-2020-4-73-81
5. Фадеева Е.В., Ненастьева А.Ю., Корчагина Г.А. Результаты критериальной и описательной оценки дисморфологических нарушений, возникших в связи с пренатальным воздействием этанола, у детей младшего школьного возраста // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. 2021. Т. 55, № 2. С. 62–72. DOI: 10.31363/2313-7053-2021-55-2-62-72
6. Диагностическое значение отдельных признаков фетального алкогольного синдрома плода / А.К. Абасова, Т.С. Подлевских, С.Б. Петров и др. // Вятский медицинский вестник. 2020. № 2 (66). С. 47–50. DOI: 10.24411/2220-7880-2020-10082
7. Wilhoit L.F., Scott D.A., Simecka B.A. Fetal alcohol spectrum disorders: characteristics, complications, and treatment // Community Mental Health Journal. 2017. Т. 53, № 6. С. 711–718. DOI: 10.1007/s10597-017-0104-0
8. Зиматкин С.М., Бонь Е.И. Фетальный алкогольный синдром: поведенческие и неврологические нарушения // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. 2013. № 2 (42). С. 14–17.
9. Показатели развития ребенка с фетальным алкогольным синдромом в подростковом периоде / Л. Мудрова, И. Гюнтер, Е. Зорина, С. Бахшиева // Врач. 2018. Т. 29, № 8. С. 63–66. DOI: 10.29296/25877305-2018-08-16
10. GoFAR: improving attention, behavior and adaptive functioning in children with fetal alcohol spectrum disorders: brief report / C.D. Coles, J.A. Kable, E. Taddeo, D. Strickland // Developmental neurorehabilitation. 2018. Vol. 21(5). P. 345–349. DOI: 10.1080/17518423.2018.1424263
11. Важность создания абилитационных программ для детей с фетальным алкогольным синдромом и фетально-алкогольным спектром нарушений / А.Ю. Марянян, Е.В. Молчанова, Н.В. Акудович, А.Н. Калькова // Acta Biomedica Scientifica. 2021. Т. 6, № 2. С. 142–148. DOI: 10.29413/ABS.2021-6.2.16
12. Сайфутдинова Л.Р. Изучение особенностей адаптивного поведения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями развития с помощью шкалы Вайнленд // Психологическая наука и образование. 2007. № 5. С. 48–55.
13. Sparrow S.S., Cicchetti D.V. Diagnostic uses of the Vineland adaptive behavior scales // Journal of Pediatric Psychology. 1985. Vol. 10(2). P. 21 DOI: 10.1093/jpepsy/10.2.215
14. Сайфутдинова Л.Р. Шкала Вайнленд как метод комплексной оценки адаптивного функционирования детей с нарушениями развития // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 19, № 45. С. 418–423

References

-
Опубликован
2023-11-05
Как цитировать
Лановая, А., Шакун, Е., & Фадеева, Е. (2023). Сравнение особенностей дезадаптивного поведения детей младшего школьного возраста, подвергавшихся пренатальному воздействию этанола, обучающихся в образовательных учреждениях разных типов. Психология. Психофизиология, 16(3), 88-99. https://doi.org/10.14529/jpps230308
Раздел
Медицинская (клиническая) психология