Взаимосвязь показателей вариабельности сердечного ритма с психофизиологическими характеристиками подростков
Аннотация
Обоснование. Формирование психофизиологических характеристик индивидуума, проявляющихся в силе, скорости и устойчивости реакций, в темпе и ритме психических процессов, в значительной мере определяется генотипически во взаимодействии с окружающей средой. Влияние экзогенных факторов может оказывать корректирующий эффект. Цель: выявить особенности взаимосвязи показателей вариабельности сердечного ритма с психофизиологическими характеристиками подростков, обучающихся в образовательном учреждении интернатного типа. Материалы и методы. Проведена комплексная психофизиологическая диагностика 256 обучающихся в возрасте 14–16 лет, включающая оценку показателей вариабельности сердечного ритма, нейродинамических и психодинамических характеристик. С помощью пакета прикладных программ Statistica v. 10.0 проведен корреляционный анализ исследуемых показателей. Результаты. Показано, что в зависимости от возраста и пола подростки демонстрируют отличительные особенности в формировании взаимосвязей между показателями вариабельности сердечного ритма и психофизиологическими характеристиками: у мальчиков-подростков преобладание парасимпатической регуляции вегетативной нервной системы положительно влияет на работоспособность головного мозга и память, но сопровождается снижением уровня функциональной подвижности нервных процессов; преобладание симпатических влияний на сердечный ритм у девочек-подростков выражается в увеличении функциональной подвижности нервных процессов и показателей кратковременной памяти. Заключение. В пубертатный период онтогенеза функциональная система адаптации подростков обоего пола отличается увеличением количества связей между показателями вегетативной регуляции, нейродинамическими и когнитивными характеристиками, указывающим на напряжение на внутрисистемном уровне.
Скачивания
Литература
2. Brown M.L. Integrative Approaches to Stress, Anxiety, and Resilience // Pediatric Annals. 2019. Vol. 48(6). Art. ID e226-e230. DOI: http://doi.org/10.3928/19382359-20190515-05.
3. Ермакова И.B., Адамовская О.Н., Сельверова Н.Б. Особенности физического развития, гормонального статуса, вегетативной нервной регуляции сердечного ритма и психоэмоционального состояния подростков на IV-V стадии пубертата // Новые исследования. 2017. № 1(50). С. 32–41.
4. School-based interventions to prevent anxiety and depression in children and young people: a systematic review and network meta-analysis / D.M. Caldwell, S.R. Davies, S.E. Hetrick [et al.] // Lancet Psychiatry. 2019. Vol. 6(12). P. 1011–1020. DOI: http://doi.org/10.1016/S2215-0366(19)30403-1.
5. Оценка психофизиологического потенциала в процессе адаптации к учебной деятельности / Н.А. Литвинова, В.И. Иванов, М.Г. Березина, В.В. Глебов // Психология. Психофизиология. 2021. Т. 14. № 2. С. 108–122. DOI: http://doi.org/10.14529/jpps210211.
6. Cabral M.D., Patel D.R. Risk factors and prevention strategies for anxiety disorders in childhood and adolescence // Advances in Experimental Medicine and Biology. 2020. Vol. 1191. Р. 543–559. DOI: http://doi.org/10.1007/978-981-32-9705-0_27.
7. Assis S.G., Avanci J.Q., Serpeloni F. Adolescence in public health – revisiting 25 years of publications // Ciência and saúde coletiva. 2020. Vol. 25 (12). Р. 4831–4842. DOI: http://doi.org/ 10.1590/1413-812320202512.18322020.
8. Связь вегетативного тонуса девушек и юношей с их психологическим профилем личности / М.П. Морозова, А.М. Евсеев, А.В. Прохорова и др. // Физиология человека. 2020. Т. 46, № 5. С. 15–26. DOI: http://doi.org/10.31857/S0131164620050100.
9. Варич Л.А., Немолочная Н.В. Особенности психофизиологической адаптации подростков, обучающихся в условиях образовательного учреждения интернатного типа, с учетом типа вегетативной регуляции // Журнал эволюционной биохимии и физиологии. 2020. Т. 56, № 7. С. 548. DOI: http://doi.org/10.31857/S0044452920071183.
10. Шевелева А.М. Возрастные и половые особенности вариабельности сердечного ритма у здоровых подростков // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. 2019. № 1(69). С. 125–127. DOI: http://doi.org/10.19163/1994-9480-2019-1(69)-125-127
11. Editorial: Heart Rate Variability and Other Autonomic Markers in Children and Adoles-cents / G.E. Billman, J. Sacha, B. Werner [et al.] // Frontiers in Physiology. 2019. Vol. 10. Art ID 1265. DOI: http://doi.org/10.3389/fphys.2019.01265.
12. Типологическая вариабельность психофизиологических особенностей младших школьников как прогностическая основа для формирования успешности в спортивной и оздоровительной деятельности / В.В. Колпаков, Е.А. Томилова, Н.Ю. Стрижак [и др.] // Человек. Спорт. Медицина. 2019. Vol. 19(S2). P. 7–17. DOI: http://doi.org/10.14529/hsm19s201.
13. Kircanski K., Williams L.M., Gotlib I.H. Heart rate variability as a biomarker of anxious depression response to antidepressant medication // Depression and Anxiety. 2019. Vol. 36(1). P. 63–71. DOI: http://doi.org/10.1002/da.22843.
14. Баевский Р.М., Иванов Г.Г. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения // Ультразвуковая и функциональная диагностика. 2001. № 3. С. 106–127.
15. Zhu J., Ji L., Liu C. Heart rate variability monitoring for emotion and disorders of emotion // Physiological Measurement. 2019. Vol. 40 (6). Art. ID 064004. DOI: http://doi.org/10.1088/1361-6579/ab1887.
16. Negative cognitive emotion regulation as a predictor of adolescent heart rate variability and entropy under social stress / A. Fiol-Veny, M. Balle, A. De la Torre-Luque [et al.] // Anxiety, Stress and Coping. 2019. Vol. 32. № 6. P. 641–653. DOI: http://doi.org/10.1080/10615806.2019.1641199
17. Adolescents brain-autonomic coupling during emotion processing / D.G. Weissman, A.E. Guyer, E. Ferrer et al. // Neuroimage. 2018. Vol. 183. P. 818–827. DOI: http://doi.org/10.1016/ j.neuroimage.2018.08.069
18. Шлык Н.И. Управление тренировочным процессом спортсменов с учетом индивидуальных характеристик вариабельности ритма сердца // Физиология человека. 2016. Т. 42, № 6. С. 81–91. DOI http://doi.org/10.7868/S0131164616060187
19. Age-Based prediction of maximal heart rate in children and adolescents: a systematic review and meta-analysis / Z.S. Cicone, C.J. Holmes, M.V. Fedewa [et al.] // Research Quarterly for Exercise and Sport. 2019. Vol. 90(3). P. 417–428. DOI: http://doi.org/10.1080/02701367.2019.1615605.
20. Бобков Г.С., Зверева М.В., Бобкова С.Н. Особенности регуляции сердечной деятельности у мальчиков-подростков в условиях дистанционного обучения // Современные вопро-сы биомедицины. 2021. Т. 5, № 4 (17). DOI: http://doi.org/10.51871/2588-0500_2021_05_04_14.
21. Лоскутова А.Н. Показатели вариабельности сердечного ритма и вегетативной реактивности у подростков-европеоидов, уроженцев Северо-Востока России // Здоровье населе-ния и среда обитания. 2018. № 9. С. 28–32. DOI: http://doi.org/10.35627/2219-5238/2018-306-9-28-32
22. Стресс у детей и подростков – проблема сегодняшнего дня / И.Н. Захарова, И.Б. Ершова, Т.М. Творогова, Ю.Г. Глушко // Медицинский совет. 2021. № 1. С. 237–246. DOI: http://doi.org/10.21518/2079-701X-2021-1-237-246.
23. Галеев А. Р., Игишева Л. Н., Казин Э. М. Вариабельность сердечного ритма у здоровых детей в возрасте 6-16 лет // Вестник Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина. Серия «Медицина». 2002. № 3 (545). С. 35-40.
24. Kashdan E., Duncan D., Parnell A., Schattler H. Mathematical methods in systems biology // Mathematical Biosciences and Engineering. 2016. Vol. 13(6). DOI: http://doi.org/10.3934/mbe.201606i
25. Железовская Г.И., Недогреева Н.Г., Львицына А.А. Педагогические условия создания информационно-образовательной среды учебного заведения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. № 2 (23). С. 93–96.
References
-Copyright (c) 2023 Психология. Психофизиология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.