Анализ алгоритма повышения эффективности оценки психофизиологической адаптации в учебных заведениях

  • А. А. Мартынова Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук» (Россия, 184209, Мурманская обл., г. Апатиты, мкр. Академгородок, 41а) https://orcid.org/0000-0002-0701-8698 martynovaalla@medknc.ru
  • С. В. Пряничников Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук» (Россия, 184209, Мурманская обл., г. Апатиты, мкр. Академгородок, 41а) https://orcid.org/0000-0002-8321-6805 pryanichnikov@medknc.ru
  • А. Г. Соловьев Северный государственный медицинский университет (Россия, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 51) https://orcid.org/0000-0002-0350-1359 asoloviev1@yandex.ru
  • О. Б. Гонтарь Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук» (Россия, 184209, Мурманская обл., г. Апатиты, мкр. Академгородок, 41а) https://orcid.org/0000-0002-2968-7470 gontar_ob@mail.ru
Ключевые слова: психофизиологическая адаптация, алгоритм стандартизации, эффективность оценки, самооценка состояния, студенты

Аннотация

Обоснование. Значительное внимание уделяется психофизиологической адаптации и здоровью участников образовательного процесса. На территории Арктической зоны России дополнительное влияние на функциональное состояние и адаптационные возможности организма оказывают экстремальные гелиогеофизические факторы, что накладывает свою специфику на методы проведения психофизиологических исследований. Цель. Разработать и апробировать алгоритм стандартизации оценки психофизиологической адаптации обучающихся. Материалы и методы. Исследование проведено в 2020–2021 гг. с участием обучающихся и преподавательского состава Кольского медицинского колледжа г. Апатиты Мурманская область (n = 105). Исследуемые ранжированы по возрасту: младше 23 лет (n = 79) и старше 23 лет (n = 26). Для оценки параметров гемодинамики использован аппаратно-программный комплекс «Омега-М» (Россия, г. Санкт-Петербург) и аппаратно-программный комплекс «НС-Психотест» (Россия, г. Иваново). Результаты. При бинокулярном исследовании скорости простой зрительно-моторной реакции в исследуемых группах обнаружены значимые различия. Показатели находятся у нижней границы нормальных значений. В группе старше 23 лет скорость реагирования стабильнее и выше, чем в группе до 23 лет. Значимых различий по показателям уровня лабильности и выносливости нервной системы при межгрупповом сравнении не выявлено. В группе младше 23 лет преобладает подвижный тип нервной системы с преобладанием процессов возбуждения, в группе от 23 лет и старше – инертный тип нервной системы с преобладанием процессов торможения. В обеих группах преобладает достаточная подвижность нервных процессов в корковом отделе зрительного анализатора. Значимых различий по уровню тревожности не выявлено. Заключение. Полученные данные позволяют провести как группой анализ полученных показателей, так и произвести индивидуальную интерпретацию с последующими персонифицированными рекомендациями по результатам исследования. Предложенный алгоритм позволяет достаточно быстро (в течение 30 мин) комплексно оценить личностные адаптационно-приспособительные механизмы; определить индивидуальные параметры ситуативной, личностной тревожности, самочувствия, активности, настроения и уровень функционального состояния организма.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

А. А. Мартынова , Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук» (Россия, 184209, Мурманская обл., г. Апатиты, мкр. Академгородок, 41а)

Кандидат биологических наук, заведующий научным отделом, Центр медико-биологических проблем адаптации человека в Арктике

С. В. Пряничников , Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук» (Россия, 184209, Мурманская обл., г. Апатиты, мкр. Академгородок, 41а)

Научный сотрудник, Центр медико-биологических проблем адаптации человека в Арктике

А. Г. Соловьев , Северный государственный медицинский университет (Россия, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 51)

Доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии и клинической психологии

О. Б. Гонтарь , Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук» (Россия, 184209, Мурманская обл., г. Апатиты, мкр. Академгородок, 41а)

Кандидат биологических наук, доцент, заместитель директора по научно-исследовательской деятельности, Центр медико-биологических проблем адаптации человека в Арктике

Литература

1. Леус Э.В., Соловьев А.Г., Сидоров П.И. Диагностика девиантого поведения несовершеннолетних // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. № 9. С. 268–278.
2. Новикова Г.А., Соловьев А.Г., Новикова И.А. Оценка нарушения социально-психологической адаптации подростков вследствие пивной алкоголизации // Наркология. 2012. Т. 11, № 7 (127). С. 40–44.
3. Браун О.В., Федоров А.И., Литвинова Н.А. Оценка психофизиологических показателей школьников в условиях профильного обучения // Валеология. 2015. № 4. С. 50–55. DOI: http://doi.org/10.18522/2218-2268-2015-4-50-55
4. Глебов В.В., Аракелов Г.Г. Психофизиологические особенности и процессы адаптации студентов первого курса разных факультетов РУДН // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. 2014. № 2. С. 89–95.
5. Изатулин В.Г., Карабинская О.А., Калягин А.Н. Психофизиологические свойства личности и их влияние на процесс адаптации студентов к образовательной среде // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2015. Т. 136, № 3. С. 130–132.
6. Школьная адаптация подростков с различным типом вегетативной регуляции и проблемы формирования безопасного и здорового образа жизни обучающихся (методологические и организационно-педагогические аспекты) / Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, Н.П. Абаскалова и др. // Валеология. 2015. № 1. С. 42–49.
7. Лоскутова Т.Д. Время реакции как психофизиологический метод оценки функционального состояния ЦНС // Нейрофизиологические исследования в экспертизе трудоспособности / под ред. А.М. Зимкиной, В.И. Климовой-Черкасовой. Л.: Медицина, 1978. С. 165–194.
8. Вохмянина Л.В. Технология проведения теппинг-теста // Физическая культура, спорт и здоровье. 2017. № 29. С. 9–11.
9. Шамшинова А.М., Волков В.В. Функциональные методы исследования в офтальмоло-гии. М.: Медицина, 1998. 414 с.
10. Профессиональная медицинская реабилитация спасателей / С.Ф. Гончаров, И.Б. Ушаков, К.В. Лядов, В.Н. Преображенский. М.: Паритет Граф, 1999. С. 260–262.
11. Heart rate variability: standards of measurement, physiological interpretation and clinical use. Task Force of the European Society of Cardiology and the North American Society of Pacing and Electrophysiology // Circulation. 1996. Vol. 93(5). P. 1043–1065.
12. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем (часть 1) / Р.М. Баевский, Г.Г. Иванов, А.П. Гаврилушкин и др. // Вестник аритмологии. 2002. № 24. С. 65–86.

References

-
Опубликован
2023-04-10
Как цитировать
Мартынова, А., Пряничников, С., Соловьев, А., & Гонтарь, О. (2023). Анализ алгоритма повышения эффективности оценки психофизиологической адаптации в учебных заведениях. Психология. Психофизиология, 16(1), 95-106. https://doi.org/10.14529/jpps230110
Раздел
Психофизиология