Типологические особенности самосознания женщин, применяющих насилие по отношению к ребенку

  • А. В. Саночкина Уральский государственный педагогический университет (Россия, 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26) https://orcid.org/0000-0002-8798-0421 Ann.movchan@gmail.com
  • Н. Н. Васягина Уральский государственный педагогический университет (Россия, 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26) https://orcid.org/0000-0003-3899-3768 vasyagina_n@mail.ru
  • К. Браун Ноттингемский университет (здание Йанг Фуджа, кампус Джубили, ул. Воллатон, г. Ноттингем, NG8 1BB, Великобритания) https://orcid.org/0000-0003-3032-0518 kevin.browne@nottingham.ac.uk
Ключевые слова: самосознание, типизация женщин, самосознание матери, психологическое насилие, физическое насилие, абьюз, насилие, материнство, детско-родительские отношения, детство, воспитание

Аннотация

Обоснование. Мать играет основную роль в воспитании и социализации ребенка. Применение насилия со стороны родителей оказывает негативное воздействие на психологическое здоровье ребенка, его познавательную функцию, физиологическую и эмоциональную сферу. При этом особенности взаимодействия и воспитания ребенка напрямую связаны с осознанием и принятием материнской роли, ее самосознанием. Учитывая содержательные и типологические особенности самосознания женщин, склонных к применению насилия, можно адресно оказывать психологическое воздействие, а значит, более эффективно нивелировать уровень насилия по отношению к ребенку.
Цель: определение типологических особенностей самосознания женщин, применяющих психологическое и физическое насилие по отношению к ребенку. Материалы и методы. Для изучения содержания самосознания были использованы опросник по методике самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантилеева; опросник Н.Н. Васягиной и К.В. Гуляевой «Уровень субъектности матери» УСМ; сочинение Н.Н. Васягиной «Я – мама»; опросник И.М. Марковской «Взаимодействие родитель – ребенок». В исследовании приняли участие 100 женщин, которые применяют физическое и психологическое насилие по отношению к своему ребенку. Выборка была сформирована методом случайного выбора на основе анонимного исследования с помощью международной методики ICAST-P. Результат. Результатом исследования стала эмпирически верифицированная типология самосознания женщин, применяющих насилие по отношению к ребенку. Заключение. При изучении когнитивных, эмоциональных и поведенческих механизмов самосознания женщин, применяющих насилие, нами были эмпирически верифицированы 5 типов женщин. Это позволяет увидеть специфику явления, определить разнонаправленные причины применения насилия, способы объяснения собственных действий, отношение к себе, ребенку и насилию, а также позволит нивелировать поведение матери адресно и более эффективно.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

А. В. Саночкина , Уральский государственный педагогический университет (Россия, 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26)

Аспирант, кафедра психологии образования

Н. Н. Васягина , Уральский государственный педагогический университет (Россия, 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26)

Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования, Институт психологии

К. Браун , Ноттингемский университет (здание Йанг Фуджа, кампус Джубили, ул. Воллатон, г. Ноттингем, NG8 1BB, Великобритания)

Кандидат наук, профессор судебной психологии и здоровья детей, директор Центра судебной и семейной психологии, отделение психиатрии и прикладной психологии, медицинский факультет

Литература

1. Рамих В.А. Материнство как социокультурный феномен. Ростов н/Д. 1997. 236 с.
2. Устинова Н.А. Детерминанты развития самосознания матери // Дискуссия. 2012. № 6. С. 158–162.
3. Eşel E. Anneliğin Nörobiyolojisi [Neurobiology of motherhood] // Türk Psikiyatri Dergisi. 2010. Vol. 21 (1). P. 68–78. (in Turkish).
4. Akande B. Some socio-cultural factors influencing fertility behaviour: a case study of Yoruba women // Biology and society. 1989. Vol. 6(4). P. 165–170.
5. Self-esteem and relationship satisfaction during the transition to motherhood / M.A. van Scheppingen, J.J.A. Denissen, J.M. Chung et al. // Journal of Personality and Social Psychology. 2018. Vol. 114 (6). P. 973–991. DOI: https://doi.org/10.1037/pspp0000156
6. Васягина Н.Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве России: монография. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. 2013. 309 с.
7. Effects of mindfulness on maternal stress, depressive symptoms and awareness of present moment experience: A pilot randomised trial / J. Beattie, H. Hall, M.A. Biro et al. // Midwifery. 2017. Vol. 50. P. 174–183. DOI: https://doi.org/10.1016/j.midw.2017.04.006.
8. Васягина Н.Н., Рыбакова Е.Н. Структурно-содержательный анализ самосознания матери // Образование и наука. 2007. № 2 (44). С. 75–84
9. Тарабрина Н.В. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. М.: Когито-Центр, 2007. 208 с.
10. Волкова Е.Н. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления. СПб.: Питер. 2008. 240 с.
11. Intergenerational Impacts of Family Violence – Mothers and Children in a Large Prospective Pregnancy Cohort Study / D. Gartland, R. Giallo, H. Woolhouse // eClinicalMedicine. 2019. Vol. 15. P. 51–61. DOI: https://doi.org/10.1016/j.eclinm.2019.08.008

References

1. Ramih V.A. Materinstvo kak sotsiokul'turnyi fenomen. [Motherhood as a socio-cultural phenomenon]. Rostov-na-Donu. 1997:236. (in Russ.).
2. Ustinova N.A. Determinants of the development of the mother's self-awareness. Diskussiya = Discussion. 2012;6:158–162. (in Russ.).
3. Eşel E. Anneliğin Nörobiyolojisi [Neurobiology of motherhood]. Türk Psikiyatri Dergisi. 2010;21(1):68–78. (in Turkish).
4. Akande B. Some socio-cultural factors influencing fertility behaviour: a case study of Yoruba women. Biology and society. 1989;6(4):165–170.
5. van Scheppingen M.A., Denissen J.J.A., Chung J.M. et al. Self-esteem and relationship satisfaction during the transition to motherhood. Journal of Personality and Social Psychology. 2018;114(6):973–991. DOI: https://doi.org/10.1037/pspp0000156
6. Vasyagina N.N. Sub"ektnoe stanovlenie materi v sovremennom sociokul'turnom prostranstve Rossii [Subjective formation of a mother in the modern socio-cultural space of Russia]. Yekaterinburg. 2013:364. (in Russ.).
7. Beattie J., Hall H., Biro M.A. et al. Effects of mindfulness on maternal stress, depressive symptoms and awareness of present moment experience: A pilot randomised trial. Midwifery. 2017;50:174–183. DOI: https://doi.org/10.1016/j.midw.2017.04.006
8. Vasyagina N.N., Rybakova E.N. Structural and meaningful analysis of the mother's self-awareness. Obrazovanie i nauka = Education and science. 2007;2(44):75–84. (in Russ.).
9. Tarabrina N.V. Prakticheskoe rukovodstvo po psikhologii posttravmaticheskogo stressa [A practical guide to the psychology of post-traumatic stress]. Moscow. Kogito-Tsentr Publ. 2007:208. (in Russ.).
10. Volkova E.N. Problemy nasiliya nad det'mi i puti ikh preodoleniya [Problems of child abuse and ways to overcome them]. Санкт-Петербург. Piter Publ. 2008:240. (in Russ.).
11. Gartland D., Giallo R., Woolhouse H. et al. Intergenerational Impacts of Family Violence – Mothers and Children in a Large Prospective Pregnancy Cohort Study. eClinicalMedicine. 2019;15:51–61. DOI: https://doi.org/10.1016/j.eclinm.2019.08.008
Опубликован
2022-09-30
Как цитировать
Саночкина, А., Васягина, Н., & Браун, К. (2022). Типологические особенности самосознания женщин, применяющих насилие по отношению к ребенку. Психология. Психофизиология, 15(3), 5-13. https://doi.org/10.14529/jpps220301
Раздел
Общая психология, психология личности, история психологии