Повышение эффективности саморегуляции студентов при адаптации к стрессовым нагрузкам

  • Н. А. Лисова Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (Россия, 660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89) https://orcid.org/0000-0002-6923-8039 nadia.krs@yandex.ru
  • С. Н. Шилов 1) Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (Россия, 660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89); 2) Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Россия, 655017, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Вяткина, д. 14) https://orcid.org/0000-0001-9132-6652 shiloff.serg@yandex.ru
Ключевые слова: адаптационные возможности, студенты, психоэмоциональная нагрузка, саморегуляция, функциональное состояние, биоуправление

Аннотация

Введение. В последние годы большую обеспокоенность вызывает прогрессирующий рост числа психоэмоциональных и соматических нарушений, выявляемых у обучающихся высших учебных заведений. Данная проблема требует разработки новых подходов и внедрения в практику эффективных способов развития адаптационных резервов студентов. Цель: оценка адаптационных реакций и саморегуляции студентов высшего учебного заведения, а также разработка способа их эффективного совершенствования с применением технологии игрового биоуправления. Материалы и методы. Исследование проходило на базе педагогического университета с участием 100 студенток, в экспериментальной части исследования приняли участие 32 обучающихся, разделенные поровну на экспериментальную и контрольную группы. В течение месяца все участники проходили курс биоуправления по контролю частоты сердечных сокращений. В экспериментальной группе обучение проводилось по предложенной авторами статьи методике. Для контроля результатов использовались методы динамической омегаметрии головного мозга, измерение параметров сенсомоторных реакций, вариабельности ритма сердца. Результаты. В статье представлены результаты исследования особенностей психофизиологической саморегуляции и адаптивных возможностей центральной нервной системы студентов. Предлагается способ повышения адаптационных возможностей студентов за счет оптимизации функционального состояния и развития навыков саморегуляции в стрессовых ситуациях. Дается экспериментальное обоснование предложенного способа. Заключение. В результате исследования было выявлено неблагоприятное состояние механизмов адаптации и низкий уровень саморегуляции у значительного количества обучающихся. Предложенный способ повышения саморегуляции и адаптационных резервов позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся за счет учета его функционального состояния, что способствует более эффективной коррекции снижений адаптации.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

Н. А. Лисова , Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (Россия, 660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89)

Кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры специальной психологии

С. Н. Шилов , 1) Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (Россия, 660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89); 2) Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Россия, 655017, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Вяткина, д. 14)

1)  доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры коррекционной педагогики; 2) профессор кафедры фундаментальной медицины и гигиены

Литература

1. Оценка психофизиологического потенциала в процессе адаптации к учебной деятельности / Н.А. Литвинова, В.И. Иванов, М.Г. Березина, В.В. Глебов // Психология. Психофизиология. 2021. Т. 14, № 2. С. 108–122. DOI: https://doi.org/10.14529/jpps210211
2. The impact of mathematics anxiety on stress appraisals, neuroendocrine responses, and academic performance in a community college sample / J.P. Jamieson, A.E. Black, L.E. Pelaia, H.T. Reis // Journal of Educational Psychology. 2020. Vol. 113(6). P. 1164–1176. DOI: https://doi.org/ 10.1037/edu0000636
3. Байгужин П.А., Кирсанов В.М., Шибкова Д.З. Статистические характеристики показателей функционального состояния организма студентов в зависимости от уровня регламентированности учебно-профессиональной деятельности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7, № 3. С. 223–240. DOI: https://doi.org/10.15293/2226-3365.1703.14
4. Ларионова С.В. Исследование эмоционально-волевой саморегуляции у обучающихся вузов деонтологического типа // Педагогическое образование в России. 2018. № 1. С. 185–190.
5. Landrum B. Examining Students Confidence to Learn Online, Self-Regulation Skills and Perceptions of Satisfaction and Usefulness of Online Classes // Online Learning. 2020. Vol. 24, № 3. P. 128–146. DOI: https://doi.org/10.24059/olj.v24i3.2066
6. Kovac S., Speckmann E.J., Gorji A. Uncensored EEG: the role of DC potentials in neurobiology of the brain // Progress in neurobiology. 2018. Vol. 165. P. 51–65. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.pneurobio.2018.02.001
7. Heart rate variability biofeedback improves emotional and physical health and performance:
a systematic review and meta analysis / P. Lehrer, K. Kaur, A. Sharma et аl. // Applied psychophysiology and biofeedback. 2020. Vol. 45, № 3. P. 109–129. DOI: https://doi.org/10.1007/s10484-021-09526-y
8. Holzman J.B., Bridgett D.J. Heart rate variability indices as biomarkers of topdown self-regulatory mechanisms: A meta-analytic review // Neuroscience and Biobehavioral Reviews. 2017. Vol. 74. P. 233–255. DOI: https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2016.12.032
9. Сороко С.И., Трубачев В.В. Нейрофизиологические и психофизиологические основы адаптивного биоуправления. СПб: Изд-во Политехника-сервис, 2010. 594 с.
10. Джунусова Г.С., Сатаева Н.У., Садыкова Г.С. Прогнозная оценка адаптивных возможностей человека с учетом индивидуально-типологических особенностей центральной нервной системы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2018. № 12-2. С. 235–239.
11. Меньшикова И.А. Физиологические основы нейробиоуправления // Потенциал современной науки. 2017. № 2. С. 32–34.
12. Зыбин К.Д. Физиологическая значимость энтропии колебаний сверхмедленных биопотенциалов // Научный вестник здравоохранения Кубани. 2018. № 4. С. 1–6.
13. Московченко О.Н., Шумаков А.В. Индивидуализация спортивной подготовки борцов греко-римского стиля на основе метода омегаметрии // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2018. № 1 (43). С. 127–133. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2018-43-1-46
14. Грибанов А.В., Аникина Н.Ю., Котцова О.Н. Распределение церебральных энергетических процессов у молодых людей, постоянно проживающих в Арктическом регионе // Журнал медико-биологических исследований. 2019. Т. 7, № 1. С. 118–123. DOI: https://doi.org/ 10.17238/issn2542-1298.2019.7.1.118
15. Лисова Н.А., Лукьянова А.А., Кирко В.И. Эффективная адаптация к стрессогенной нагрузке: роль активационных механизмов и типологических свойств нервной системы // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Биология. Химия. 2020. T. 6 (72), № 2. C. 119–128.
16. Мурик С.Э. Омегоэлектроэнцефалография: становление нового метода, диагностические возможности // Известия Иркутского государственного университета. Серия Биология. Экология. 2018. Т. 26. С. 69–85. DOI: https://doi.org/10.26516/2073-3372.2018.26.69
17. Купцова С.А. Психическая саморегуляция как компонент культуры здоровья // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2018. № 2. C. 221–232.
18. Дёмин Д.Б., Поскотинова Л.В. Изменение спектральных характеристик электроэнцефалограммы в процессе биоуправления параметрами вариабельности сердечного ритма у здоровых // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2017. Т. 117. № 3. С. 65–68.
19. Uziel L., Baumeister R. F. The Self-Control Irony: Desire for Self-Control Limits Exertion of Self-Control in Demanding Settings // Personality and Social Psychology Bulletin. 2017. Vol. 43. Is. 5. P. 693–705. DOI: https://doi.org/10.1177/0146167217695555
20. Integrating models of self-regulation / M. Inzlicht, K.M. Werner, J.L. Briskin, B.W. Roberts // Annual Review of Psychology. 2021. Vol. 72. P. 319–345. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-psych-061020-105721

References

1. Litvinova N.A., Ivanov V.I., Berezina M.G., Glebov V.V. Assessment of psychophysiological potential in the process of adaptation to educational activities. Psikhologiya. Psikhofiziologiya = Psychology. Psychophysiology. 2021;14(2):108–122. (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.14529/jpps210211
2. Jamieson J.P., Black A.E., Pelaia L.E., Reis H.T. The impact of mathematics anxiety on stress appraisals, neuroendocrine responses, and academic performance in a community college sample. Journal of Educational Psychology. 2020;113(6):1164–1176. DOI: https://doi.org/10.1037/edu0000636
3. Baiguzhin P.A., Kirsanov V.M., Shibkova D.Z. Statistical characteristics of indicators of the functional state of the body of students depending on the level of regulation of educational and professional activities. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University. 2017;7(3):223–240. (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.15293/2226-3365.1703.14
4. Larionova S.V. The study of emotional-volitional self-regulation in students of universities of the deontological type. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii = Pedagogical education in Russia. 2018;1:185–190. (in Russ.).
5. Landrum B. Examining Students Confidence to Learn Online, Self-Regulation Skills and Perceptions of Satisfaction and Usefulness of Online Classes. Online Learning. 2020;24(3):128–146. DOI: https://doi.org/10.24059/olj.v24i3.2066
6. Kovac S., Speckmann E.J., Gorji A. Uncensored EEG: the role of DC potentials in neurobiology of the brain. Progress in neurobiology. 2018;165:51–65. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pneurobio.2018.02.001
7. Lehrer P., Kaur K., Sharma A., Shah K. et al. Heart rate variability biofeedback improves emotional and physical health and performance: a systematic review and meta analysis. Applied psychophysiology and biofeedback. 2020;45(3)109–129. DOI: https://doi.org/10.1007/s10484-021-09526-y
8. Holzman J.B., Bridgett D.J. Heart rate variability indices as bio-markers of top-down self-regulatory mechanisms: A meta-analytic review. Neuroscience and Biobehavioral Reviews. 2017;74:233–255. DOI: https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2016.12.032
9. Soroko S.I. Trubachev V.V. Neirofiziologicheskie i psikhofiziologicheskie osnovy adaptivnogo bioupravleniya. [Neurophysiological and psychophysiological foundations of adaptive biofeedback]. St. Petersburg: Polytechnic Publ. 2010:594. (in Russ.).
10. Dzhunusova G.S., Sataeva N.U., Sadykova G.S. Predictive assessment of human adaptive capabilities taking into account individual typological features of the central nervous system. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamentalnykh issledovaniy = International Journal of Applied and Fundamental Research. 2018;12(2):235–239. (in Russ.).
11. Menshikova I.A. Physiological foundations of neurobiological management. Potentsial sovremennoy nauki = The potential of modern science. 2017;2:32–34. (in Russ.).
12. Zybin K.D. Physiological significance of the entropy of oscillations of super-slow biopotentials. Nauchnyy vestnik zdravookhraneniya Kubani = Scientific Bulletin of Kuban healthcare. 2018;4:1–6. (in Russ.).
13. Moskovchenko O.N., Shumakov A.V. Individualization of sports training of Greco-Roman style wrestlers based on the omegametry method. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astafeva = Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev. 2018;43(1):127–133. (in Russ.). DOI: https://doi.org/ 10.25146/1995-0861-2018-43-1-46
14. Gribanov A.V., Anikina N.Yu., Kotova O.N. Distribution of cerebral energy processes in young people permanently residing in the Arctic region. Zhurnal mediko-biologicheskikh issledovaniy = Journal of Biomedical Research. 2019;7(1):118–123. (in Russ.). DOI: https://doi.org/ 10.17238/issn2542-1298.2019.7.1.118
15. Lisova N.A., Lukyanova A.A., Kirko V.I. Effective adaptation to stress load: the role of activation mechanisms and typological properties of the nervous system. Uchenye zapiski Krymskogo federalnogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Biologiya. Khimiya = Scientific notes of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Biology. Chemistry. 2020;72(2):119–128. (in Russ.).
16. Murik S.E. Omegaelectroencephalography: Formation History and Diagnostic Capabilities of the New Method in Electrophysiology. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Biologiya. Ekologiya = The Bulletin of Irkutsk State University. Series Biology. Ecology. 2018;26:69–85. DOI: https://doi.org/10.26516/2073-3372.2018.26.69 (in Russ.).
17. Kuptsova S.A. Mental self-regulation as a component of health culture. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University. 2018;2:221–232. (in Russ.).
18. Demin D.B., Poskotinova L.V. Changes in the spectral characteristics of the electroencephalogram in the process of biofeedback of heart rate variability parameters in healthy individuals. Zhurnal nevrologii i psikhiatrii im. S.S. Korsakova = Journal of Neurology and Psychiatry named after S.S. Korsakov. 2017;117(3):65–68. (in Russ.).
19. Uziel L., Baumeister R.F. The Self-Control Irony: Desire for Self-Control Limits Exertion of Self-Control in Demanding Settings. Personality and Social Psychology Bulletin. 2017;43(5):693–705. DOI: https://doi.org/10.1177/0146167217695555
20. Inzlicht M., Werner K.M., Briskin J.L., Roberts B.W. Integrating models of self-regulation. Annual Review of Psychology. 2021;72:319–345. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-psych-061020-105721
Опубликован
2022-04-03
Как цитировать
Лисова, Н., & Шилов, С. (2022). Повышение эффективности саморегуляции студентов при адаптации к стрессовым нагрузкам. Психология. Психофизиология, 15(1), 121-130. https://doi.org/10.14529/jpps220111
Раздел
Психофизиология