ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ

  • Н. А. Литвинова Кемеровский государственный медицинский университет (Россия, 650056, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 22 а) https://orcid.org/0000-0003-2719-344X nadyakemsu@mail.ru
  • Д. Ю. Кувшинов Кемеровский государственный медицинский университет (Россия, 650056, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 22 а) https://orcid.org/0000-0003-2055-4724 phisiolog@mail.ru
  • В. И. Иванов Кемеровский государственный медицинский университет (Россия, 650056, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 22 а) https://orcid.org/0000-0002-5977-9149 trampviy@yandex.ru
  • А. И. Солобуев Кемеровский государственный медицинский университет (Россия, 650056, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 22 а) solobuev@mail.ru
Ключевые слова: адаптация, студенты, эмоциональное напряжение, психофизиологический потенциал, биоритмы

Аннотация

Аннотация. В настоящее время значительное внимание уделяется изучению адаптации обучающейся молодежи, которая невозможна без включения социально-психологического и психофизиологического компонентов. Умственная деятельность студентов зачастую сопровождается напряжением основных когнитивных функций, развитием стресс-реакций. Стрессовые ситуации определяются множеством факторов: нарушением суточных ритмов из-за дефицита времени, гиподинамией, вредными привычками, психологическим перенапряжением и утомлением. Характер любого адаптационного процесса, особенно в первый год обучения в вузе, требует максимального напряжения как специфических, так и неспецифических функциональных систем организма. Цель обзора: провести анализ материалов исследований по изучению механизмов адаптации студенческой молодёжи к умственной деятельности. Результаты. Индивидуальные психофизиологические особенности организма во многом определяют эффективность умственной деятельности и успешность адаптации учащейся молодёжи. Устойчивая адаптация к условиям обучения во многом определяется количественными и качественными характеристиками индивида и имеет для каждого свою «цену», которая в дальнейшем может проявиться в напряжении и изнашивании определенных систем, испытывающих при адаптации наибольшую нагрузку. Обсуждение. Подбор маркеров для оценки успешности адаптации к умственным нагрузкам, особенно к условиям обучения, вызывает определенные трудности. В большинстве работ многих авторов компоненты адаптационного процесса смешиваются и не отражают сам процесс адаптации. Для оценки адаптации необходимы новые подходы к подбору интегральных показателей, с помощью которых можно определить способность человека к адаптации в условиях образовательной среды. Такой подход был предложен
В.И. Медведевым (2003), который предлагает в оценку психофизиологического потенциала включить личностные и интеллектуальные характеристики как адаптивно-ресурсную составляющую и комплекс как неспецифических, так и специфических показателей, характеризующих изменения организма при умственной деятельности. Заключение. Установлена роль индивидуальных психофизиологических показателей, обеспечивающих устойчивость организма в условиях учебной деятельности.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

Н. А. Литвинова , Кемеровский государственный медицинский университет (Россия, 650056, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 22 а)

Доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры нормальной физиологии

Д. Ю. Кувшинов , Кемеровский государственный медицинский университет (Россия, 650056, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 22 а)

Доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой нормальной физиологии

В. И. Иванов , Кемеровский государственный медицинский университет (Россия, 650056, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 22 а)

Кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры нормальной физиологии

А. И. Солобуев , Кемеровский государственный медицинский университет (Россия, 650056, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 22 а)

Ассистент кафедры нормальной физиологии

Литература

Aгaджaнян Н.A., Нoтoвa С.В. Стресс, физиoлoгические и экoлoгические aспекты aдaптaции, пути кoррекции. Oренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009. 274 с.
2. Гевoркян Э.С., Минaсян С.М., Ксaджикян Н.Н., Дaян A.В. Функциoнaльнoе сoстoяние студентoв при умственнoй нaгрузке // Гигиенa и сaнитaрия. 2005. № 5. С. 55–57.
3. Медведев В.И. Aдaптaция челoвекa. СПб.: Институт мoзгa челoвекa РAН, 2003. 270 с.
4. Будук-ooл Л.К. Oсoбеннoсти aдaптaции к oбучению студентoв республики Тувa // Экoлoгия челoвекa. 2013. № 5. С. 54–60.
5. Леутин В.П., Никoлaевa Е.И. Функциoнaльнaя aсимметрия мoзгa. Мифы и действительнoсть. СПб.: Речь, 2008. 368 с.
6. Fukui H., Toyoshima K. Influence of music on steroid hormones and the relationship between receptor polymorphisms and musical ability: a pilot study // Frontiers in Psychology. 2013. Vol. 4. P. 910. DOI: 10.3389/fpsyg.2013.00910
7. Литвинова Н.А. Роль психофизиологических показателей в механизме адаптации к умственной и физической деятельности: моногр. Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2012. 167 с.
8. Шевченкo С.В. Нaучные пoзиции в oпределении критериев умственнoй рaбoтoспoсoбнoсти первoкурсникoв // Теoрия и прaктикa oбщественнoгo рaзвития. 2014. № 13. С. 57–59.
9. Wolfram M., Bellingrath S., Feuerhahn N., Kudielka B.M. Cortisol responses to naturalistic and laboratory stress in student teachers: comparison with a non-stress control day. Stress and Health. 2013. Vol. 29 (2). P. 143–149. DOI: 10.1002/smi.2439
10. Кoнoвaлoвa Г.М., Севрюкoвa Г.A. Aдaптaция сoвременнoй мoлoдежи к услoвиям oбучения в высшей шкoле: физиoлoгический aспект // Вестник Адыгейского государственного университета. 2011. № 3. С. 81–92.
11. Никoлaевa Е.И., Кoтoвa С.A. Срaвнительный психoфизиoлoгический aнaлиз функциoнaльнoгo сoстoяния студентoв рaзных фoрм oбучения в педaгoгическoм вузе // Вoпрoсы психoлoгии. 2011. № 4. С. 24–32.
12. Никoлaев Е.Л., Кoмиссaрoвa Н.И., Григoрьевa Н.Н., Герaсимoвa М.Н. Пoтенциaл здoрoвья студенческoй мoлoдежи: личнoстные и пoведенческие фaктoры рискa // Нaучно-медицинский вестник Центрaльнoгo Чернoземья. 2010. № 39-3. С. 16–21.
13. Aфинoгенoвa O.И. Oсoбеннoсти адаптации студентoв-первoкурсникoв к условиям oбучения в университете // Нoвые исследoвaния. 2011. Т. 1, № 26. С. 55–59.
14. Бaйгужин П.A. Спoсoбы oптимизaции нaпряженнoсти умственнoгo трудa кaк фaктoрa прoфессиoнaльнoгo стрессa // Вестник Челябинскoгo гoсудaрственнoгo университетa. 2012. № 3. С. 378–396.
15. Нoтoвa С.В., Дaвыдoвa Н.O., Черемушникoвa И.И. Кoмплексный пoдхoд к oпределению урoвня aдaптaции к услoвиям университетa у студентoв рaзных сoциaльных групп // Вестник Севернoгo (Aрктическoгo) федерaльнoгo университетa. Серия: Медикo-биoлoгические нaуки. 2014. № 2. С. 56–62.
16. Павлова В.И., Котова Н.В., Кислякова С.С., Сарайкин Д.А., Камскова Ю.Г. Особенности функционального состояния организма студентов в процессе обучения в медицинском вузе // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 1. С. 17.
17. Akhtar M., Herwig B.K., Faize F.A. Depression and Anxiety among International Medical Students in Germany: The Predictive Role of Coping Styles // Journal of Pakistan Medical Association. 2019. Vol. 69 (2). P. 230–234.
18. Schommer N.C., Hellhammer D.H., Kirchbaum C. Dissociation between reactivity of the hypothalamus-pituitary-adrenal axis and the sympathetic-adrenal-medullary system to repeated psychosocial stress // Psychoso-matic Medicine. 2003. Vol. 65, № 3. P. 450–460. DOI: 10.1097/01. psy. 0000035721
19. Fink G. Stress consequences: mental, neuropsychological and socioeconomic. Academic Press, 2009. 780 p.
20. Lung F.W., Lee F.Y., Shu D.C. The premorbid personality in military students with adjustment disorder // Military Psychology. 2006. Vol. 18 (1). P. 77–88.
21. Гaрaнян Н.Г., Хoлмoгoрoвa A.Б., Евдoкимoвa Я.Г., Мoсковa М.В., Вoйцех В.Ф., Семикин Г.И. Предэкзaменaциoнный стресс и эмoциoнaльнaя дезaдaптaция у студентoв млaдших курсoв // Сoциaльнaя и клиническaя психиaтрия. 2007. № 2. С. 38–42.
22. Айзман Р.И. Здоровье и безопасность участников образовательного процесса – ключевая задача современной системы образования // Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 20-летнему юбилею Тувинского государственного университета. Кызыл: РИО ТувГУ, 2015. С. 132–134.
23. Есaуленкo И.Э., Фaустoв A.С., Ли-бинa И.И., Губинa O.И. Влияние услoвий oбучения нa сoстoяние здoрoвья студентoв // Вестник ВГУ. Серия: Прoблемы высшегo oбрaзoвaния. 2009. № 2. С. 55–59.
24. Aнисимoвa Т.Г. Oсoбеннoсти aдaп-тaции стoличных и прoвинциaльных студентoв в вузoвскoй среде // Влaсть. 2013. № 1. С. 95–98.
25. Селиверстова Г.П., Куницкая С.В. Индивидуальные хронотипы работоспособности и циркадианные ритмы функциональной активности системы кровообращения учащихся в аспекте тендера // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. Т. 74, № 4. С. 162–166.
26. Кувшинов Д.Ю. Периоды индивидуального года как фактор риска изменений стрессреактивности, нейродинамики, АД и метаболизма NO у юношей // Перспективы науки. 2010. № 4. С. 11–14.
27. Сидoрoвa A.A. Oсoбеннoсти прoцессa aдaптaции у студентoв-психoлoгoв в первые три гoдa oбучения // Вестник Ленингрaдскoгo гoсудaрственнoгo ун-тa им. A.С. Пушкинa. 2011. Т. 5, № 1. С. 36–48.
28. Raghuram R. Theorising the Spaces of Student Migration // Population, Space and Place. 2013. Vol. 19. P. 138–154.
29. Апарин И.В. Особенности функциональной асимметрии мозга у студентов с различными хронотипами // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. 2015. Т. 2, № 2. С. 1–3. URL: www.strizh-vspu.ru (дата обращения: 14.01.2020).
30. Барбараш Н.А., Кувшинов Д.Ю., Калентьева С.В., Прокашко И.Ю., Тарасенко Н.П., Чичиленко М.В., Шапошникова В.И. Индивидуальный год человека: монография. Кемерово: ИНТ, 2011. 220 с.
31. Яунакайс Н.А., Золотухина А.Ю. Изучение зависимости психофизиологического статуса от хронотипа человека // Вестник Томского государственного университета. 2010. Т. 15, 1. С. 100–104.
32. Lane J.M., Vlasac I., Anderson S.G. Genome-wide association analysis identifies novel loci for chronotype in 100,420 individu-als from the UK Biobank // Nature Communi-cations. 2016. Vol. 7. P. 1–10. DOI: 10.1038/ncomms10889.
33. Levandovski R., Sasso E., Hidalgo M.P. Chronotype: a review of the advances, limits and applicability of the main instruments used in the literature to assess human phenotype // Trends in Psychiatry and Psychothera-py. 2013. Vol. 35 (1). P. 3–11. DOI: 10.1590/s2237-60892013000100002
34. Zacharia T., James J., Prakash H., Mohan R.T., Rajashekhar B. The effect of circadian rhythm on the perceived tinnitus severity: a preliminary study // International Tinnitus Journal. 2014. Vol. 19 (1). P. 41–45. DOI: 10.5935/0946-5448.20140006
35. Schlarb A.A., Sopp R., Ambiel D., Grünwald J. Chronotype-related differences in childhood and adolescent aggression and antisocial behavior – a review of the literature // Chronobiology International. 2014. Vol. 31 (1). P. 1–16. DOI: 10.3109/07420528.2013.829846
36. Waterhouse J., Fukuda Y., Morita T. Daily rhythms of the sleep-wake cycle // Journal of Physiological Anthropology. 2012. Vol. 31 (1). P. 5–19. DOI: 10.1186/1880-6805-31-5
37. Ogunsanya M.E., Bamgbade B.A., Thach A.V., Sudhapalli P., Rascati K.L. Determinants of health-related quality of life in international graduate students // Currents in Pharmacy Teaching and Learning. 2018. Vol. 10 (4). P. 413–422. DOI: 10.1016/j. cptl. 2017. 12. 005
38. Dyson R., Renk K. Freshmen adaptation to university life: depressive symptoms, stress, and coping // Journal of Clinical Psychology. 2006. Vol. 62 (10). P. 1231–1244.
39. Aртеменкoв A.A. Изменения вегетaтивных функций у студентoв при aдaптaции к умственным нaгрузкaм // Гигиенa и сaнитaрия. 2007. № 1. С. 62–63.
40. Flegr J., Príplatová L. Testosterone and cortisol levels in university students reflect actual rather than estimated number of wrong answers on written exam // Neuro Endocrinology Letters. 2010. Vol. 4 (31). P. 577–581.
41. Жoгoлевa O.A., Дoрoхoв Е.В., Кaрпoвa A.В. Влияние тревoжнoсти и депрессии нa иммунный стaтус студентoв в сoстoянии хрoническoгo инфoрмaциoннoгo стрессa и кoрригирующaя рoль спелеoклимaтoтерaпии // Вестник нoвых медицинских технoлoгий. 2010. Т. 17, № 2. С. 187–188.
42. Григoрьевa O.Ф., Хoлуевa К.A. Особенности проявления тревожности у студентoв // Междунaрoдный журнaл экспериментaльнoгo oбрaзoвaния. 2014. № 6-1. С. 79.
43. Пaнихинa A.В., Aлтынoвa Н.В., Сирoткинa Л.A., Пaвлoв Н.Ю. Oсoбеннoсти адаптации студентoв млaдших курсoв к условиям oбучения в вузе в зависимости oт состояния их здоровья и режимoв двигательной активности // Вестник Южнo-Урaльскoгo гoсудaрственного университетa. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2009. № 39 (172). С. 31–36.
44. Глебов В.В., Аракелов Г.Г. Психофизиологические особенности и процессы адаптации студентов первого курса разных факультетов РУДН // Вестник РУДН. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. 2014. № 2. С. 89–95.
45. Судaкoв К.В. Системные мехaнизмы здoрoвья // Физиoлoгия и здoрoвье челoвекa: нaуч. тр. III съездa физиoлoгoв СНГ. М.: Медицинa-Здoрoвье, 2011. С. 25.
46. Engert V., Efanov S.I., Dushesne A., Vogel S., Corbo V., Pruessner J.C. Differentiating anticipatory from reactive cortisol responses to psychosocial stress // Psychoneuroendocrinology. 2013. Vol. 38 (8). P. 1328–1337. DOI: 10.1016/j.psyneuen.2012.11.018
47. Molina P. Endocrine physiology. McGraw-Hill Medical, 2009. 312 p.
48. Zarei M., Mohd N., Mohd T., Zarei F. Nutrition and Weight Management Knowledge, Dietary Intake and Body Weight Status in Iranian Postgraduate Students in Universiti Putra Malaysia // Pakistan Journal of Nutrition. 2014. Vol. 13. P. 351–358.
49. Yan Z., FitzPatric K. Acculturation and health behaviors among international students: A qualitative approach // Nursing and Health Sciences. 2016. Vol. 18. P. 58–63. DOI: 10.1111/nhs. 12232
50. Marcantonio T.L., Jozkowski K.N., Angelone D.J., Joppa M. Students alcohol use, sexual behaviors, and contraceptive use while studying abroad // Journal of Community Health. 2019. Vol. 44 (1). DOI: 10.1007/s10900-018-0554-5

References

1. Agajanyan N.A., Notova S.V. Stress, fiziologicheskie i ekologicheskie aspekty adaptatsii, puti korrektsii [Stress, physiological and ecological aspects of adaptation, ways of correction]. Orenburg: IPK GOU OSU Publ., 2009:274. (in Russ.).
2. Gevorkyan E.S., Minasyan S.M., Ksadzhikyan N.N., Dayan A.V. [The functional state of students under mental stress]. Gigiena i sanitariya = Hygiene and sanitation. 2005;5:55–57. (in Russ.).
3. Medvedev V.I. Adaptatsiya cheloveka [Human adaptation]. Saint-Petersburg: Institute of the Human Brain RAN Publ. 2003:270. (in Russ.).
4. Buduk-ool L.K. [Features of adaptation to training of students of the Republic of Tuva]. Ekologiya cheloveka = Human ecology. 2013;5:54–60. (in Russ.).
5. Leitin V.P., Nikolaeva E.I. Funktsionalnaya asimmetriya mozga. Mify i deistvitelnost [Functional asymmetry of the brain. Myths and effectiveness]. Saint-Petersburg: Slovo Publ. 2008:368. (in Russ.).
6. Fukui H., Toyoshima K. Influence of music on steroid hormones and the relationship between receptor polymorphisms and musical ability: a pilot study. Frontiers in Psychology. 2013;4:910. DOI: 10.3389/fpsyg.2013.00910
7. Litvinova N.A. Rol psikhofiziologicheskikh pokazatelei v mekhanizme adaptatsii k umstvennoi i fizicheskoi deyatelnosti [The role of psychophysiological indicators in the mechanism of adaptation to mental and physical activity]. Kemerovo: Kemerovo State University Publ. 2012:167. (in Russ.).
8. Shevchenko S.V. [Scientific positions in determining the criteria of mental work of first-year students]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and practice of general development. 2014;13:57–59. (in Russ.).
9. Wolfram M., Bellingrath S., Feuerhahn N., Kudielka B.M. Cortisol responses to naturalistic and laboratory stress in student teachers: comparison with a non-stress control day. Stress and Health. 2013;29(2):143–149. DOI: 10.1002/smi.2439
10. Konovalova G.M., Sevryukova G.A. [Adaptation of modern youth to the conditions of higher education: physiological aspect]. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Adygea State University. 2011;3:81–92. (in Russ.).
11. Nikolaeva E.I., Kotova S.A. [Comparative psychophysiological analysis of the functional state of students of various forms of education at a pedagogical university]. Voprosy psikhologii = Questions of psychology. 2011;4:24–32. (in Russ.).
12. Nikolaev E.L., Komissarova N.I., Grigorieva N.N., Gerasimova M.N. [The potential of student youth health: personal and social risk factors]. Nauchno-meditsinskii vestnik Tsentralnogo Chernozemya = Scientific and medical Bulletin of the Central Chernozem region. 2010. No. 39-3. Sec. 16–21. (in Russ.).
13. Afinogenova O.I. [Features of adaptation of first-year students to the conditions of study at the university]. Novye issledovaniya = New research. 2011;1(26):55–59. (in Russ.).
14. Baiguzhin P.A. [Possibilities of optimizing the intensity of mental labor as factors of professional stress]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Chelyabinsk State University. 2012;3:378–396. (in Russ.).
15. Notova S. V., Davydova N. O., Cheremushnikova I. I. An integrated approach to determining the level of adaptation to university conditions among students of various social groups]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federalnogo universiteta. Seriya: Mediko-biologicheskie nauki = Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University. Series: Medical and biological Sciences. 2014;2:56–62. (in Russ.).
16. Pavlova V.I., Kotova N.V., Kislyakova S.S., Saraykin D.A., Kamskova Yu.G. [Features of the functional state of the body of students in the process of studying at a medical university]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education]. 2016;1:17. (in Russ.).
17. Akhtar M., Herwig B.K., Faize F.A. Depression and Anxiety among International Medical Students in Germany: The Predictive Role of Coping Styles. Journal of Pakistan Medical Association. 2019;69(2):230–234.
18. Schommer N.C., Hellhammer D.H., Kirchbaum C. Dissociation between reactivity of the hypothalamus-pituitary-adrenal axis and the sympathetic-adrenal-medullary system to repeated psychosocial stress. Psychosomatic Medicine. 2003;65(3):450–460. DOI: 10.1097/01. psy. 0000035721
19. Fink G. Stress consequences: mental, neuropsychological and socioeconomic. Academic Press, 2009:780.
20. Lung F.W., Lee F.Y., Shu D.C. The premorbid personality in military students with adjustment disorder. Military Psychology. 2006;18(1):77–88.
21. Garanyan N.G., Kholmogorova A.B., Evdokimova Ya.G., Moskova M.V., Wojciech V.F., Semikin G.I. [Pre-examination stress and emotional maladaptation in junior students]. Sotsialnaya i klinicheskaya psikhiatriya = Social and clinical psychiatry. 2007;2:38–42. (in Russ.).
22. Aizman R.I. Zdorove i bezopasnost uchastnikov obrazovatelnogo protsessa – klyuchevaya zadacha sovremennoi sistemy obrazovaniya [Health and safety of participants in the educational process – the key task of the modern education system]. Sbornik materialov mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 20-letnemu yubileyu Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta [Collection of materials of the international scientific and practical conference dedicated to the 20th anniversary of Tuva State University]. Kyzyl: RIO TuvGU Publ. 2015:132–134. (in Russ.).
23. Esaulenko I.E., Faustov A.S., Libina I.I., Gubina O.I. [The influence of learning conditions on the condition of students]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya = Bulletin of the Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education. 2009;2:55–59. (in Russ.).
24. Anisimova T.G. [Peculiarities of adaptation of metropolitan and provincial students in the university environment]. Vlast = The Authority. 2013;1:95–98. (in Russ.).
25. Seliverstova G.P., Kunitskaya S.V. [Individual performance chronotypes and circadian rhythms of functional activity of blood circulatory system of students in gender aspect]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta = Scientific notes of the P.F. Lesgaft University. 2011;74(4):162–166.
(in Russ.).
26. Kuvshinov D.Y. [Periods of an individual year as a risk factor for changes in stress response, neurodynamics, blood pressure and NO metabolism in young men]. Perspektivy nauki = Prospects of science. 2010;4:11–14. (in Russ.).
27. Sidorova A.A. [Features of the adaptation process for psychology students in the first three years of study]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina = Bulletin of the Leningrad State University named after A.S. Pushkin. 2011;5(1):36–48. (in Russ.).
28. Raghuram R. Theorising the Spaces of Student Migration. Population, Space and Place. 2013;19:138–154.
29. Aparin I.V. [Features of functional asymmetry of the brain in students with different chronotypes]. Studencheskii elektronnyi zhurnal StRIZh = Student electronic journal STRIZH. 2015;2(2):1–3. URL: www.strizh-vspu.ru (accessed: 14.01.2020). (in Russ.).
30. Barbarash N.A., Kuvshinov D.Yu., Kalentyeva S.V., Prokashko I.Yu., Tarasenko N.P., Chichilenko M.V., Shaposhnikova V.I. Individualnyi god cheloveka [The individual year of a person]. Kemerovo: INT Publ. 2011:220. (in Russ.).
31. Yaunakais N.A., Zolotukhina A.Yu. [Study of the dependence of the psychophysiological status on the chronotype of a person]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Tomsk State University. 2010;15(1):100–104. (in Russ.).
32. Lane J.M., Vlasac I., Anderson S.G. Genome-wide association analysis identifies novel loci for chronotype in 100,420 individuals from the UK Biobank. Nature Communications. 2016;7:1–10. DOI: 10.1038/ncomms10889.
33. Levandovski R., Sasso E., Hidalgo M.P. Chronotype: a review of the advances, limits and applicability of the main instruments used in the literature to assess human phenotype. Trends in Psychiatry and Psychotherapy. 2013;35(1):3–11. DOI: 10.1590/s2237-60892013000100002
34. Zacharia T., James J., Prakash H., Mohan R.T., Rajashekhar B. The effect of circadian rhythm on the perceived tinnitus severity: A preliminary study. International Tinnitus Journal. 2014;19(1):41–45. DOI: 10.5935/0946-5448.20140006
35. Schlarb A.A., Sopp R., Ambiel D., Grünwald J. Chronotype-related differences in childhood and adolescent aggression and antisocial behavior – a review of the literature. Chronobiology International. 2014;31(1):1–16. DOI: 10.3109/07420528.2013.829846
36. Waterhouse J., Fukuda Y., Morita T. Daily rhythms of the sleep-wake cycle. Journal of Physiological Anthropology. 2012;31(1):5–19. DOI: 10.1186/1880-6805-31-5
37. Ogunsanya M.E., Bamgbade B.A., Thach A.V., Sudhapalli P., Rascati K.L. Determinants of health-related quality of life in international graduate students. Currents in Pharmacy Teaching and Learning. 2018;10(4):413–422. DOI: 10.1016/j. cptl. 2017. 12. 005
38. Dyson R., Renk K. Freshmen adaptation to university life: depressive symptoms, stress, and coping. Journal of Clinical Psychology. 2006;62(10):1231–1244.
39. Artemenkov A. A. [Change of vegetative functions in students during adaptation to artificial loads]. Gigiena i sanitariya = Hygiene and sanitation. 2007;1:62–63. (in Russ.).
40. Flegr J., Príplatová L. Testosterone and cortisol levels in university students reflect actual rather than estimated number of wrong answers on written exam. Neuro Endocrinology Letters. 2010;4(31):577–581.
41. Zhogoleva O.A., Dorokhov E.V., Karpova A.V. [The influence of anxiety and depression on the immune status of students in the presence of chronic information stress and the corrective role of speleoclimatotherapy]. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologii = Bulletin of New Medical Technologies. 2010;17(2):187–188. (in Russ.).
42. Grigorieva O.F., Kholueva K.A. [Features of the manifestation of anxiety in students]. Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimentalnogo obrazovaniya = International Journal of Experimental Education. 2014;6-1:79. (in Russ.).
43. Panikhina A.V., Altynova N.V., Sirotkina L. A., Pavlov N. Yu. [Features of adaptation of junior students to the conditions of study at the university, depending on their state of health and modes of motor activity]. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie, zdravookhranenie, fizicheskaya kultura = Bulletin of the South Ural State University. Series: Education, healthy nutrition, physical education. 2009;39(172):31–36. (in Russ.).
44. Glebov V.V., Arakelov G.G. [Psychophysiological features and processes of adaptation of first-year students of different faculties of RUDN]. Vestnik RUDN. Seriya: Ekologiya i bezopasnost zhiznedeyatelnosti = Bulletin of the Peoples Friendship University of Russia. Series : Ecology and life safety. 2014;2:89–95. (in Russ.).
45. Sudakov K.V. Sistemnye mekhanizmy zdorovya [Systemic mechanisms of health]. Fiziologiya i zdorove cheloveka [Physiology and human health]. Moscow: Medicine-Health Publ. 2011:25. (in Russ.).
46. Engert V., Efanov S.I., Dushesne A., Vogel S., Corbo V., Pruessner J.C. Differentiating anticipatory from reactive cortisol responses to psychosocial stress. Psychoneuroendocrinology. 2013;38(8):1328–1337. DOI: 10.1016/j.psyneuen.2012.11.018
47. Molina P. Endocrine physiology. McGraw-Hill Medical, 2009:312.
48. Zarei M., Mohd N., Mohd T., Zarei F. Nutrition and Weight Management Knowledge, Dietary Intake and Body Weight Status in Iranian Postgraduate Students in Universiti Putra Malaysia. Pakistan Journal of Nutrition. 2014;13:351–358.
49. Yan Z., FitzPatric K. Acculturation and health behaviors among international students: A qualitative approach. Nursing and Health Sciences. 2016. Vol. 18. P. 58–63. DOI: 10.1111/nhs. 12232
50. Marcantonio T.L., Jozkowski K.N., Angelone D.J., Joppa M. Students alcohol use, sexual behaviors, and contraceptive use while studying abroad. Journal of Community Health. 2019. Vol. 44 (1). DOI: 10.1007/s10900-018-0554-5
Опубликован
2021-12-31
Как цитировать
Литвинова, Н., Кувшинов, Д., Иванов, В., & Солобуев, А. (2021). ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ. Психология. Психофизиология, 14(4), 114-127. https://doi.org/10.14529/jpps210411
Раздел
Психофизиология