МОДЕЛИ НЕВРОТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ У ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ РАССТРОЙСТВАМИ АДАПТАЦИИ

  • И. В. Благовещенская Южно-Уральский государственный медицинский университет (Россия, 454092, г. Челябинск, ул. Воровского, 64) https://orcid.org/0000-0001-5453-6511 iv.blago@mail.ru
  • А. В. Капцов Московский городской педагогический университет, Самарский филиал (Россия, 443081, г. Самара, ул. Стара-Загора, 76) https://orcid.org/0000-0002-7999-6546 av.kaptsov@mail.ru
  • О. Б. Конева Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 76) https://orcid.org/0000-0002-2551-4978 coneva@mail.ru
Ключевые слова: невроз, модели, поведение, адаптация, медиаторный анализ, предиктор

Аннотация

Аннотация. Построение моделей невротического поведения позволяет воссоздать конфликтогенную природу невротического расстройства, прогностически оценить развитие невроза в зависимости от мультифакториальных интервенций на личность, выявить и оценить психотерапевтические мишени, увидеть и объяснить механизм взаимосвязи между участниками невротического взаимодействия. Цель. Построить медиаторные модели, поясняющие поведение невротической личности, в целях выявления психотерапевтических мишеней для своевременной и адекватной психокоррекции и профилактики. Материалы и методы. В исследовании приняло участие 35 пациентов с невротическими расстройствами F.4 (F.40 – F.48), из них 16 мужчин и 19 женщин в возрасте от 18 до 50 лет. Методическим обеспечением исследования являлись: методика «Миннесотский многоаспектный личностный опросник» (MMPI) (модификация Л.Н. Собчик), методика «Акмеологический тест личностных ценностей» (А.В. Капцов), методика шкалирования самооценки и уровня притязаний Дембо–Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан), методика «Уровень невротизации и психопатизации» (Н.Б. Ласко, Л.И. Вассерман, О.Ю. Щелкова), тест жизнестойкости С. Мадди, (адаптация Д.А. Леонтьева), методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т. Холмс и Р. Райх). Математико-статистическая обработка данных проведена в программах Excel for Windows 2010 и Statistica 10.0 с использованием методов двухмерной описательной статистики с описанием меры связей: Кендалла τ; U Манна –Уитни, построением корреляционных матриц, корреляционных плеяд для визуализации полученных результатов. Проведен пошаговый медиаторный анализ, выполненный на основе метода множественной регрессии. Результаты. Установлены взаимосвязи между потенциальным медиатором (ценности), предиктором (характеристики личности по MMPI) и модератором (особенности личности). Построены и проверены два типа моделей с полным и не полным медиаторным эффектом, определяющих уровень дисперсии как очевидной и неочевидной связи со всеми участниками формируемой модели невротического взаимодействия. В результате исследования выявлены характерные особенности личности при невротических расстройствах, а также проанализированы их взаимосвязи. Заключение. Анализ результатов исследования позволил сформировать модели невротического поведения у лиц, страдающих расстройствами адаптации, определить психотерапевтические мишени, необходимые для своевременной и адекватной психокоррекции и профилактики.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

И. В. Благовещенская , Южно-Уральский государственный медицинский университет (Россия, 454092, г. Челябинск, ул. Воровского, 64)

Кандидат биологических наук, доцент кафедры клинической психологии

А. В. Капцов , Московский городской педагогический университет, Самарский филиал (Россия, 443081, г. Самара, ул. Стара-Загора, 76)

Доктор психологических наук, руководитель научно-исследовательского центра

О. Б. Конева , Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 76)

Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, психодиагностики и психологического консультирования

Литература

1. Абабков В.А. Психологическая диагностика расстройств эмоциональной сферы и личности / Науч. ред. Л.И. Вассерман, О.Ю. Щелкова. Санкт-Петербург: Скифия-принт, 2014. 408 с.
2. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства // Российский психотерапевтический журнал. 2016. № 1 (7). С. 22–31.
3. Janowski M., Biedrycka M. Skuteczność psychoterapii Gestalt w zakresie regulacji emocji u
pacjentów z zaburzeniami nerwicowymi/lękowymi // Psychoterapia. 2014. № 4 (171). P. 63–75.
4. Колотильщикова Е.А. Психологические основы неврозогенеза: основные концепции и модели // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2015. Т. 11, № 1. С. 30–56.
5. Baron R.M., Rodin J. Personal control as a mediator of crowding. In A. Baum, J. Singer, S. Valins (Eds.) // Advances in envi-ronmental psychology. 1978. Vol. 1. P. 145–190. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum
6. Baron R.M., Kenny D.A. The moderator-mediator variable distinction in social psychological research: Conceptual, strategic, and statistical considerations // Journal of Personality and Social Psychology. 1986. Vol. 51(6). P. 1173–1182.
7. Иванова И.А., Куимова Н.Н., Корниенко Н.А., Тарасюк А.А. Особенности самосознания лиц с невротическими расстройствами // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 1. С. 209–213.
8. Prusak J. Rozróżnianie sumienia od superego u osób religijnych w kontekście pracy z nerwicą eklezjogenną // Psychoterapia. 2016. № 4 (179). P. 33–44.
9. Вахренева О.А., Колотильщикова Е.А. Особенности структуры личности больных с неврастенией и неврозоподобными резидуально‐органическими расстройствами // Вестник психотерапии. 2014. № 50 (55). С. 30–46.
10. Siwiak-Kobayashi M. What Really Heals in Therapeutic Community? Some Reflections on The Importance of Social Learning in Therapy of Neuroses // Psychoterapia. 2013. Vol. 3 (166). Р. 55–59.
11. Капцов А.В. Психологическая аксиометрия // Психологическая диагностика. 2011. № 4. С. 4–14.
12. Rosander P., Bäckström M., Stenberg G. Personality traits and general intelligence as predictors of academic performance: A structural equation modelling approach // Learning and Individual Differences. 2011. Vol. 21. P. 590–596. DOI: 10.1016/J.LINDIF.2011.04.004

References

1. Ababkov V.A. Psychological diagnostics of disorders of the emotional sphere and personality. Eds. L.I. Wasserman, O.Y. Shchelkova. St. Petersburg: Scythia-print, 2014:408. (in Russ.).
2. Alexandrovsky Yu.A. Borderline mental disorders. Rossiiskii psikhoterapevticheskii zhurnal = Russian Psychotherapeutic journal. 2016;1(7):22–31. (in Russ.).
3. Janowski M., Biedrycka M. Skuteczność psychoterapii Gestalt w zakresie regulacji emocji u pacjentów z zaburzeniami nerwicowymi/llękowymi. Psychoterapia. 2014;4(171):63–75.
4. Kolotilshchikova E.A. Psychological foundations of neurosogenesis: basic concepts and models. Vestnik psikhiatrii i psikhologii Chuvashii = Bulletin of Psychiatry and psychology of Chuvashia. 2015;11(1):30–56. (in Russ.).
5. Baron R.M., Rodin J. Personal control as a mediator of crowding. In A. Baum, J. Singer, S. Valins (Eds.). Advances in environmental psychology. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum. 1978;1:145–190.
6. Baron R.M., Kenny D.A. The moderator-mediator variable distinction in social psychological research: Conceptual, strategic, and statistical considerations. Journal of Personality and Social Psychology. 1986;51(6):1173–1182.
7. Ivanova I.A., Kuimova N.N., Kornienko N.A., Tarasyuk A.A. Features of self-consciousness of persons with neurotic disorders. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik = Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2017;1:209–213. (in Russ.).
8. Prusak J. Rozróżnianie sumienia od superego u osób religijnych w kontekście pracy z nerwicą eklezjogenną. Psychoterapia. 2016;4(179):33–44.
9. Vakhreneva O.A., Kolotilshchikova E.A. Features of the personality structure of patients with neurasthenia and neurosis-like residual organic disorders. Vestnik psikhoterapii = Bulletin of psychotherapy. 2014;50(55):30–46.
10. Siwiak-Kobayashi M. What Really Heals in Therapeutic Community? Some Reflections on The Importance of Social Learning in Therapy of Neuroses. Psychoterapia. 2013;3(166):55–59.
11. Kaptsov A.V. Psychological axiometry. Psikhologicheskaya diagnostika = Psychological diagnostics. 2011;4:4–14. (in Russ.).
12. Rosander P., Bäckström M., Stenberg G. Personality traits and general intelligence as predictors of academic performance: A structural equation modelling approach. Learning and Individual Differences. 2011;21:590–596. DOI: 10.1016/J.LINDIF.2011.04.004
Опубликован
2021-12-31
Как цитировать
Благовещенская, И., Капцов, А., & Конева, О. (2021). МОДЕЛИ НЕВРОТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ У ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ РАССТРОЙСТВАМИ АДАПТАЦИИ. Психология. Психофизиология, 14(4), 62-71. https://doi.org/10.14529/jpps210406
Раздел
Медицинская (клиническая) психология