ЭФФЕКТИВНОСТЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ-СТАРШЕКУРСНИКОВ НА ЭКЗАМЕНЕ

  • А. О. Прохоров Казанский (Приволжский) федеральный университет (Россия, 420021, г. Казань, ул. М. Межлаука, 1) https://orcid.org/0000-0002-8636-2576 alprokhor1011@gmail.com
  • А. В. Чернов Казанский (Приволжский) федеральный университет (Россия, 420021, г. Казань, ул. М. Межлаука, 1) https://orcid.org/0000-0002-6490-8400 albertprofit@mail.ru
  • М. Г. Юсупов Казанский (Приволжский) федеральный университет (Россия, 420021, г. Казань, ул. М. Межлаука, 1) https://orcid.org/0000-0001-9618-223X yusmark@yandex.ru
  • И. С. Решетникова Казанский (Приволжский) федеральный университет (Россия, 420021, г. Казань, ул. М. Межлаука, 1) reshetnikovairina588@mail.ru
Ключевые слова: психическое состояние, саморегуляция, эффективность, экзамен, студент

Аннотация

Обоснование. Теоретическим основанием исследования служит концепция ментальной регуляции психических состояний субъекта, согласно которой формирование механизмов саморегуляции у студентов осуществляется в ходе обучения. Процесс формирования и развития механизмов саморегуляции у студентов обусловлен необходимостью преодолевать состояния, препятствующие эффективному обучению. Цель: выявить особенности проявления психических состояний, используемых способов саморегуляции и регуляторных свойств личности у студентов-старшекурсников различных специальностей с разным уровнем эффективности саморегуляции в ходе сдачи экзамена. Материалы и методы. В исследовании приняли участие студенты 4-го курса (психологи и математики), которые дополнительно были сгруппированы в выборки с низкой и высокой эффективностью саморегуляции психических состояний на экзамене. При проведении исследования использовались как авторские анкеты, так и существующие методики диагностики психических состояний. Результаты. Установлено, что студенты с высокой эффективностью саморегуляции состояний чаще всего переживают позитивные познавательные состояния (сосредоточенность, размышление), тогда как студенты-старшекурсники с низким уровнем эффективности саморегуляции чаще и интенсивнее испытывают негативные психические состояния (волнение, грусть). Показана специфика переживания состояний студентами разных специальностей: у студентов-психологов, в отличие от студентов-математиков, по мере роста уровня эффективности саморегуляции снижается интенсивность переживания негативных психических состояний. Выявлена специфика использования способов саморегуляции студентами разных специальностей: студенты-математики при подготовке к экзамену чаще применяют такие способы регуляции, как прослушивание музыки и релаксация, тогда как студенты-психологи чаще используют способы, требующие сознательного контроля действий и мышления, а именно: использование настроев на хорошее настроение, самовнушение и изменение отношения к ситуации. Заключение. Особую роль в регуляторном процессе имеет ментальная составляющая: вклад структур сознания в изменения состояний субъекта в стрессовой ситуации экзамена.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

А. О. Прохоров , Казанский (Приволжский) федеральный университет (Россия, 420021, г. Казань, ул. М. Межлаука, 1)

Доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии Института психологии и образования

А. В. Чернов , Казанский (Приволжский) федеральный университет (Россия, 420021, г. Казань, ул. М. Межлаука, 1)

Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Института психологии и образования

М. Г. Юсупов , Казанский (Приволжский) федеральный университет (Россия, 420021, г. Казань, ул. М. Межлаука, 1)

Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии Института психологии и образования

И. С. Решетникова , Казанский (Приволжский) федеральный университет (Россия, 420021, г. Казань, ул. М. Межлаука, 1)

Ассистент кафедры общей психологии Института психологии и образования

Литература

1. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. М.: Наука, 2010. 519 с.
2. Сергиенко Е.А., Виленская Г.А., Ковалева Ю.В. Контроль поведения как субъектная регуляция. М.: Институт психологии РАН, 2010. 352 с.
3. Baumeister R.F., Bratslavsky E., Mu-raven M. [et al.] Egodepletion: is the active self a limited resource? // Journal of Personality and Social Psychology. 1998. Vol. 74. P. 1252–1265
4. Schmeichel B.J., Baumeister R.F. Self-regulatory strength // Handbook of self-regulation: Research, theory, and applications / Ed. By K. D. Vohs. New York: Guilford Press, 2004. P. 64–82.
5. Vohs K.D., Heatherton T.F. Self-regulatory failure: a resource-depletion approach // Psychological Science. 2000. Vol. 11. P. 243–254.
6. Carver C.S., Scheier M.F. On the self-regulation of behavior. New York: Cambridge University Press, 1998. 460 p.
7. Berger A. Self-Regulation: Brain, Cognition, and Development (Human Brain Development Series). Washington D.C., USA, 2011. Publ. American Psychological Association. 225 p.
8. De Ridder D., de Wit J. Self-regulation in Health Behavior // Hoboken: John Wiley & Sons, 2006. 264 p.
9. Muraven M., Slessareva E. Mechanisms of self-control failure: Motivation and limited resources // Personality and Social Psychology Bulletin. 2003. Vol. 29(7). P. 894–906. DOI: 10.1177/0146167203029007008.
10. Schunk D.H. Self-regulated learning: The educational legacy of Paul R. Pintrich // Educational Psychologist. 2005. Vol. 40. P. 85–94.
11. Calkins S.D., Howse R.B. Individual differences in self-regulation: Implications for childhood adjustment // The regulation of emotion / Ed. R. Feldman, P. Philippot. Mah-wah, New York: Lawrence Erlbaum Associates Publ. 2004. P. 307–332.
12. Kuhl J., Halish F. Action control: The maintenance of motivational states // Motivation, intention, and volition. Berlin: Springer, 1987. P. 279–291.
13. Pulkinen L. Life style in personality development // European Journal of Personality. 1992. Vol. 6(2). P. 139–155.
14. Lazarus R.S. Stress and emotion: A new synthesis. New York, USA, 1999. Publ. Springer. 342 p.
15. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека. М.: Институт психологии РАН, 2003. 318 с.
16. Прохоров А.О. Структурно-функциональная модель ментальной регуляции психических состояний субъекта // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 1. С. 5–18. DOI: 10.31857/S020595920007852-3
17. Garner R. Metacognition and Reading Comprehension. New York, USA, 1987. Publ. Ablex. 165 p.
18. Garner R., Alexander P.A. Metacognition: Answered and unanswered questions //
Educational Psychologist. 1989. Vol. 24(2). P. 143–158.
19. Gottman J.M., Katz L.F., Hooven C. Parental meta-emotion philosophy and the emotional life of families: Theoretical models and preliminary data // Journal of Family Psychology. 1996. Vol. 10 (3). P. 243–268.
20. Zeidner M. Anxiety and coping with community disasters: The Israeli experience // Journal of Research in Personality. 2007. Vol. 41. P. 213–220.
21. Barrett L.F. How emotions are made: The secret life of the brain. Boston, USA, 2017. Publ. Houghton Mifflin Harcourt. 449 p.
22. Ломов Б.Ф. Психическая регуляция деятельности: Избранные труды. М.: Институт психологии РАН, 2006. 624 с.

References

1. Morosanova V.I. Samoregulyatsiya i individualnost cheloveka [Self-regulation and human individuality]. Moscow: Nauka Publ. 2010:519. (in Russ.).
2. This is Sergienko.A., Vilenskaya G.A., Kovaleva Yu.V. Kontrol povedeniya kak subektnaya regulyatsiya [Behavior control as subject regulation]. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Publ. 2010:352. (in Russ.).
3. Baumeister R.F., Bratslavsky E., Muraven M. [et al.] Ego-depletion: is the active self a limited resource? Journal of Personality and Social Psychology. 1998;74:1252–1265
4. Schmeichel B.J., Baumeister R.F. Self-regulatory strength. Handbook of self-regulation: Research, theory, and applications. Ed. K.D. Vohs. NY: Guilford Press Publ. 2004:64–82.
5. Vohs K.D., Heatherton T.F. Self-regulatory failure: a resource-depletion approach. Psychological Science. 2000;11:243–254.
6. Carver C.S., Scheier M.F. On the self-regulation of behavior. NY: Cambridge University Press. 1998:460.
7. Berger A. Self-Regulation: Brain, Cognition, and Development (Human Brain Development Series). Washington D.C. Publ. American Psychological Association. 2011:225.
8. De Ridder D., de Wit J. Self-regulation in Health Behavior. Hoboken: John Wiley & Sons, 2006:264.
9. Muraven M., Slessareva E. Mechanisms of self-control failure: Motivation and limited resources. Personality and Social Psychology Bulletin. 2003;29(7):894–906. DOI: 10.1177/0146167203029007008.
10. Schunk D.H. Self-regulated learning: The educational legacy of Paul R. Pintrich. Educational Psychologist. 2005;40:85–94.
11. Calkins S.D., Howse R.B. Individual differences in self-regulation: Implications for childhood adjustment. The regulation of emotion. Ed. R. Feldman, P. Philippot. Mahwah, NY: Lawrence Erlbaum Associates Publ. 2004:307–332.
12. Kuhl J., Halish F. Action control: The maintenance of motivational states. Motivation, intention, and volition. Berlin: Springer. 1987:279–291.
13. Pulkinen L. Life style in personality development. European Journal of Personality. 1992;6(2):139–155.
14. Lazarus R.S. Stress and emotion: A new synthesis. NY. Publ. Springer. 1999:342.
15. Dikaya L.G. Psikhicheskaya samoregulyatsiya funktsionalnogo sostoyaniya cheloveka [Mental self-regulation of the functional state of a person]. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Publ. 2003:318. (in Russ.).
16. Prokhorov A.O. [Structure-functional model of mental regulation of subjects psychic states]. Psikhologicheskii zhurnal = Psychological journal. 2020;41(1):5–18. (in Russ.). DOI: 10.31857/S020595920007852-3
17. Garner R. Metacognition and Reading Comprehension. NY. Publ. Ablex. 1987:165.
18. Garner R., Alexander P.A. Metacognition: Answered and unanswered questions. Educational Psychologist. 1989;24(2):143–158.
19. Gottman J.M., Katz L.F., Hooven C. Parental meta-emotion philosophy and the emotional life of families: Theoretical models and preliminary data. Journal of Family Psychology. 1996;10(3):243–268.
20. Zeidner M. Anxiety and coping with community disasters: The Israeli experience. Journal of Research in Personality. 2007;41:213–220.
21. Barrett L.F. How emotions are made: The secret life of the brain. Boston. Publ. Houghton Mifflin Harcourt. 2017:449.
22. Lomov B.F. Psikhicheskaya regulyatsiya deyatelnosti: Izbrannye trudy [Mental regulation of activity: Selected works]. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Publ. 2006:624. (in Russ.).
Опубликован
2021-12-31
Как цитировать
Прохоров, А., Чернов, А., Юсупов, М., & Решетникова, И. (2021). ЭФФЕКТИВНОСТЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ-СТАРШЕКУРСНИКОВ НА ЭКЗАМЕНЕ. Психология. Психофизиология, 14(4), 51-61. https://doi.org/10.14529/jpps210405
Раздел
Общая психология, психология личности, история психологии