ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПОЖИЛЫХ ЖЕНЩИН
Аннотация
Аннотация. Актуальность изучения психологических механизмов старения связана с неуклонным повышением продолжительности жизни населения в разных странах и повышением вследствие этого вероятности ухудшения здоровья. Одним из факторов сохранения высокого качества жизни лиц преклонного возраста является их физическая активность и социальное благополучие. Цель: изучение роли занятий танцами (шоу-балет) в «успешном» старении вследствие поддержания физической, социальной и когнитивной активности женщинами пенсионного возраста. Материалы и методы. Выполнен сравнительный анализ показателей качества жизни, эмоционального интеллекта и предпочитаемого досуга в группе женщин, регулярно занимающихся танцами (n = 30; 59,9 ± 5,5 года), в сравнении с теми, кто посещает лекции Народного факультета НГТУ (ГрК) (n = 30; 61,6 ± 4,2 года). Результаты. При отсутствии значимых межгрупповых различий в интегральной самооценке качества жизни группа женщин, регулярно занимающихся танцами, характеризовалась более высокими показателями по шкалам общего здоровья, социального функционирования и психического здоровья. При анализе компонентов эмоционального интеллекта в группе женщин, регулярно занимающихся танцами, обнаружены большие значения «позитивной экспрессивности» и «сопереживание несчастьям», но меньшие – «принятие решений на основе эмоций» по сравнению с контрольной группой, что указывает на более эффективную эмоциональную регуляцию поведения в группе женщин, регулярно занимающихся танцами. Заключение. Занятия танцами в пожилом возрасте можно рассматривать как способ танцевально-двигательной терапии и комплексной активации когнитивных резервов, способствующей выбору и поддержанию такой формы деятельности в когнитивной, физической и эмоциональной сфере, которая приводит к сохранению и, соответственно, более высокой самооценке общего здоровья, социального функционирования и психического здоровья в сравнении с относительно «пассивной» контрольной группой.
Скачивания
Литература
2. Heckhausen J., Schulz R. A life span theory of control // Psychological Review. 1995. Vol. 102 (2). P. 284–304. DOI: 10.1037/0033-295x.102.2.284.
3. Simonton D.K. Origins of genius: Darwinian perspectives on creativity. N.Y.: Oxford University Press, 1999. 320 p. https://psycnet.apa.org/record/1999-02789-000
4. Koch S., Kunz T., Lykou S., Cruz R. Effects of dance movement therapy and dance on health-related psychological outcomes: a meta-analysis // Arts Psychother. 2014. Vol. 41 (1). P. 46–64. DOI: 10.1016/j.aip.2013.10.004
5. San J.B., Hípola P. Emotional intelli-gence and dance: a systematic review // Research in Dance Education. 2020. Vol. 21 (1). P. 57–81. DOI: 10.1080/14647893.2019.1708890
6. Lee H-J. The influence of emotional intelligence on self-leadership and dance achievement of university students majoring in dance // The Korean Journal of Physical Education. 2019. Vol. 58 (3). P. 305–306. DOI: 10.23949/kjpe.2019.05.58.3.20
7. Stănescu M., Tomescu G. The relationship between dance and multiple intelligences of institutionalised children: A theoretical framework for applied research // BRAIN. Broad Research in Artificial Intelligence and Neuroscience. 2021. Vol. 11 (4Sup1). P. 167–184. DOI: 10.18662/brain/11.4Sup1/163
8. Esmail A. Vrinceanu T., Lussier M. et al. Effects of dance/movement training vs. aerobic exercise training on cognition, physical fitness and quality of life in older adults: A randomized controlled trial // J Bodyw Mov Ther. 2020. Vol. 24 (1). P. 212–220. DOI: 10.1016/j.jbmt.2019.05.004.
9. Gronek P., Boraczyński M., Haas A.N. et al. Body adaptation to dance: A gerontological perspective // Aging Dis. 2021. Vol. 12 (3). P. 902–913. DOI: 10.14336/AD.2020.1107.
10. Kattenstroth J.C., Kalisch T., Holt S. et al. Six months of dance ıntervention enhances postural, sensorimotor, and cognitive performance in elderly without affecting cardiorespiratory functions // Frontiers in Aging Neuroscience. 2013. Vol. 5 (5). DOI: 10.3389/fnagi.2013.00005.
11. Rehfeld K., Lüders A., Hökelmann A. et al. Dance training is superior to repetitive physical exercise in inducing brain plasticity in the elderly // PLoS One. 2018. Vol. 13 (7). e0196636. DOI: 10.1371/journal.pone.0196636.
12. Князев Г.Г., Митрофанова Л.Г., Разумникова О.М., Барчард К. Адаптация русскоязычной версии «Опросника эмоционального интеллекта» К. Барчард // Психологический журнал. 2012. Т. 33, № 4. С. 112–120. https://elibrary.ru/item.asp?id=17964548
13. Mattle M., Chocano-Bedoya P.O., Fischbacher M. et al. Association of dance-based mind-motor activities with falls and physical function among healthy older adults: A systematic review and meta-analysis // JAMA Netw Open. 2020. Vol. 3 (9). e2017688. DOI: 10.1001/jamanetworkopen.2020.17688.
14. Pessoa R.F., Neves C.M., Ferreira M.E.C. Dance therapy in aging: A systematic review // Journal of Physical Education & Sport. 2019. Vol. 19 (2). P. 1180–1187. DOI: 10.7752/jpes.2019.02171
15. Borhan A., Hewston P., Merom D. et al. Effects of dance on cognitive function among older adults: a protocol for systematic review and meta-analysis // Syst Rev. 2018. Vol. 7 (1). 24. DOI: 10.1186/s13643-018-0689-6
References
1. Brandstadter J., Greve W. The aging self: Stabilizing and protective processes. Developmental Review. 1994; 14 (1): 52–80. DOI: 10.1006/drev.1994.10032. Heckhausen J., Schulz R. A life span theory of control. Psychological Review. 1995; 102 (2): 284–304. DOI: 10.1037/0033-295x.102.2.284.
3. Simonton D.K. Origins of genius: Darwinian perspectives on creativity. N.Y. Oxford University Press. 1999: 320. https://psycnet.apa.org/record/1999-02789-000
4. Koch S., Kunz T., Lykou S., Cruz R. Effects of dance movement therapy and dance on health-related psychological outcomes: a meta-analysis. Arts Psychother. 2014; 41 (1): 46–64. DOI: 10.1016/j.aip.2013.10.004
5. San Juan B., Hípola P. Emotional intelligence and dance: a systematic review. Research in Dance Education. 2020; 21 (1): 57–81. DOI: 10.1080/14647893.2019.1708890
6. Lee H-J. The influence of emotional intelligence on self-leadership and dance achievement of university students majoring in dance. The Korean Journal of Physical Education. 2019; 58 (3): 305–306. DOI: 10.23949/kjpe.2019.05.58.3.20
7. Stănescu M., Tomescu G. The relationship between dance and multiple intelligences of institutionalised children: A theoretical framework for applied research. BRAIN. Broad Research in Artificial Intelligence and Neuroscience. 2021; 11 (4Sup1): 167–184. DOI: 10.18662/brain/11.4Sup1/163
8. Esmail A., Vrinceanu T., Lussier M. et al. Effects of dance/movement training vs. aerobic exercise training on cognition, physical fitness and quality of life in older adults: A randomized controlled trial. J Bodyw Mov Ther. 2020; 24 (1): 212–220. DOI: 10.1016/j.jbmt.2019.05.004.
9. Gronek P., Boraczyński M., Haas A.N. et al. Body adaptation to dance: A gerontological perspective. Aging Dis. 2021; 12 (3): 902–913. DOI: 10.14336/AD.2020.1107.
10. Kattenstroth J.C., Kalisch T., Holt S. et al. Six months of dance ıntervention enhances postural, sensorimotor, and cognitive performance in elderly without affecting cardio-respiratory functions. Frontiers in Aging Neuroscience. 2013; 5 (5). DOI: 10.3389/fnagi.2013.00005.
11. Rehfeld K., Lüders A., Hökelmann A. et al. Dance training is superior to repetitive physical exercise in inducing brain plasticity in the elderly. PLoS One. 2018; 13 (7): e0196636. DOI: 10.1371/journal.pone.0196636.
12. Knyazev G.G., Mitrofanova L.G., Razumnikova O.M., Barchard K. Adaptation of russian language version of K. Barchards “Emotional intelligence questionnaire”. Psikhologicheskii zhurnal = Psychological journal. 2012; 33 (4): 112–120. https://elibrary.ru/item.asp?id=17964548
13. Mattle M., Chocano-Bedoya P.O., Fischbacher M. et al. Association of dance-based mind-motor activities with falls and physical function among healthy older adults: A systematic review and meta-analysis. JAMA Netw Open. 2020; 3 (9): e2017688. DOI: 10.1001/jamanetworkopen.2020.17688.
14. Pessoa R.F., Neves C.M., Ferreira M.E.C. Dance therapy in aging: A systematic review. Journal of Physical Education & Sport. 2019; 19 (2): 1180–1187. DOI: 10.7752/jpes.2019.02171
15. Borhan A., Hewston P., Merom D. et al. Effects of dance on cognitive function among older adults: a protocol for systematic review and meta-analysis. Syst Rev. 2018; 7 (1): 24. DOI: 10.1186/s13643-018-0689-6
Copyright (c) 2022 Психология. Психофизиология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.