ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ПРЕДИКТОР ИХ ПРЕАДАПТАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ БУДУЩЕМУ

  • Л. Н. Степанова Куйбышевский филиал Новосибирского государственного педагогического университета (Россия, 632387, Новосибирская область, г. Куйбышев, ул. Молодёжная, д. 7) stepanovakainsk@yandex.ru
Ключевые слова: личностные особенности, преадаптация к профессиональному будущему, «мягкие навыки», Я-концепция, самоотношение, локус контроля Я

Аннотация

Аннотация. В статье рассматриваются особенности личностного развития студентов высшего учебного заведения как адаптационный ресурс профессиональной реализации в будущем. Цель: изучение особенностей развития Я-концепции выпускников вуза, выступающих в качестве психологических предикторов преадаптации к профессиональному будущему. Материалы и методы. В исследование приняло участие 120 студентов вуза в возрасте от 21 до 23 лет: 60 студентов выпускного курса факультета психологии и 60 студентов выпускного курса факультета информатики и информатики Куйбышевского филиала Новосибирского государственного педагогического университета». В процессе исследования применялись следующие методики: «Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева» (МИС); тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д.А. Леонтьева; «Методика изучения мотивации профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А. Реана; «Методика самооценки «профессиональной подготовленности к педагогической деятельности». Для обработки эмпирических данных использовались методы описательной статистики, в качестве метода математической статистики применялись метод ранговой корреляции Cпиpмeнa, t-критерий Стьюдента для независимых выборок. Результаты. Установлено, что в качестве психологических предикторов готовности к выполнению профессионально-педагогической деятельности выступают такие показатели Я-концепции студентов, как самоуверенность, саморуководство, принятие себя, осмысленность и целенаправленность жизни, внутренняя локализация контроля, в то время как внутренняя конфликтность и самообвинение снижают эффективность обозначенного процесса. При этом психологический профиль личностного развития студентов вуза с одной стороны характеризуется потребностью в совершенствовании и развитии собственной личности, а с другой – представляет собой набор качеств (неуверенность, самообвинение, удовлетворенность процессом и неудовлетворенность результатом жизни и т. д.), которые вступают в противоречие друг с другом, а, следовательно, нуждаются в коррекции. Заключение. В современном постиндустриальном, информационном обществе личностные особенности выполняют функцию квалификационной характеристики профессионала и нуждаются в целенаправленном развитии в процессе профессиональной подготовки. Практическая реализация обозначенной проблемы возможна с внедрением программы дополнительного образования «Психологическая готовность к профессиональной деятельности», включающей в себя разделы, направленные на анализ современного мира профессий, требований к профессионалу будущего с учетом трендов цифровой экономики, и, конечно, практические занятия по развитию soft skills студентов.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторе

Л. Н. Степанова , Куйбышевский филиал Новосибирского государственного педагогического университета (Россия, 632387, Новосибирская область, г. Куйбышев, ул. Молодёжная, д. 7)

Старший преподаватель кафедры психологии и педагогики

Литература

1. Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия // Психологические исследования. 2015. № 8 (40). https://elibrary.ru/ item.asp?id=23593078
2. Вербицкий А.А., Ильязова М.Д. Инварианты профессионализма. Проблемы формирования: моногр. М.: Логос, 2011. 288 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=20243412
3. Зеер Э.Ф. Психологические особенности прогнозирования профессионального будущего молодежи // Актуальные проблемы психологического знания. 2015. № 3 (36). С. 16–26. https://elibrary.ru/ item.asp?id=24339013
4. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Асимметричное профессиональное будущее современной молодежи // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 258–263. https://elibrary.ru/item.asp?id=20365204
5. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Теоретико-прикладные основания прогнозирования профессионального будущего человека // Фундаментальные исследования. 2014. № 9 (Ч. 8). С. 1863–1869. https://elibrary.ru/ item.asp?id=22417032
6. Perceived emotional intelligence, stress reactivity, and symptom reports: Further explorations using the trait metamood scale / P. Salovey, L.R. Stroud, A. Woolery, E.S. Epel // Psychology and Health. 2002. Vol. 17 (5). P. 611–627. DOI: 10.1080/08870440290025812
7. Чуланова О.Л., Ивонина А.И. Формирование soft-skills (мягких компетенций): подходы к интеграции российского и зарубежного опыта, классификация, операционализация // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2017. Т. 6, № 1 (28). С. 53–58. DOI: 10.12737/24692
8. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. М.: МОДЭК, 2004. 224 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=20086841
9. Gilleard J., Gilleard J.D. Developing Cross-Cultural Communication Skills // Prof. Issues Eng. Educ. Pract. 2002. Vol. 128 (4). P. 187–200. DOI: 10.1061/(ASCE)1052-3928(2002)128:4(187)
10. Большедворская М.В. Исследование смысловой реальности современных студентов // Педагогический имидж. 2018. № 1 (38). С. 194–206. https://elibrary.ru/ item.asp?id=32816205
11. Зеер Э.Ф. Панорама основных направлений развития опережающего профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 2. С. 5–8. DOI: 10.24411/2307-4264-2019-10204

References

-
Опубликован
2021-07-11
Как цитировать
Степанова, Л. (2021). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ПРЕДИКТОР ИХ ПРЕАДАПТАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ БУДУЩЕМУ. Психология. Психофизиология, 14(2), 55-65. https://doi.org/10.14529/jpps210206
Раздел
Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред