ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ПРЕДМЕТНЫЕ ОЛИМПИАДЫ

  • Н. В. Маркина Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования (Россия, 454091, г. Челябинск, ул. Красноармейская, 88) http://orcid.org/0000-0002-5396-9785 nvmark@mail.ru
  • И. В. Выбойщик Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76) http://orcid.org/0000-0003-4194-369X xchik2007@rambler.ru
  • Е. С. Первухина Многопрофильный лицей № 148 г. Челябинска» (Россия, 454004, г. Челябинск, ул. Академика Сахарова, 8) http://orcid.org/0000-0002-2474-6961 elena_pervuchina@mail.ru
  • М. Е. Гумницкий ООО «Мобильное электронное образование» (Россия, 129626, г. Москва, ул. Сущёвский Вал, 16, стр. 4) http://orcid.org/0000-0002-4538-6504 gumm@mail.ru
  • Л. Г. Михайлюк Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области (Россия, 191060, г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, 2) mihayluk-1406@mail.ru
Ключевые слова: психологические ресурсы, проектная деятельность, жизнестойкость, толерантность к неопределенности

Аннотация

Аннотация. Актуальность задана поиском моделей управления деятельностью учителя в контексте развития олимпиадного движения и условий вовлеченности одаренных учащихся в предметные олимпиады. Особое значение приобретает готовность педагога работать в непредсказуемой ситуации, преодолевать трудности, обусловленные спецификой проектной деятельности. Цель: анализ жизнестойкости и толерантности к неопределенности как личностных составляющих психологических ресурсов учителей с различным опытом включенности в инновационные проекты развития конкурсно-олимпиадного движения. Материалы и методы. В исследовании задействованы 157 учителей школ Ленинградской области. С учетом задач скомплектованы четыре группы: две экспериментальные группы, выделенные из числа участников региональной программы поддержки школ-лидеров в области олимпиадного движения, контрольная и дополнительная группы. Диагностика осуществлена с помощью теста жизнестойкости С. Мадди и опросника «Толерантность к неопределенности» S. Budner. Для статистической обработки использованы: методы описательной статистики, сравнительный анализ (критерий Манна – Уитни); корреляционный анализ (критерий ранговой корреляции Спирмена). Результаты. Выявлены различия в степени выраженности жизнестойкости и толерантности к неопределенности в структуре их взаимосвязей между группами учителей: 1) с высокой и низкой экспертными оценками командной работы по созданию инновационных проектов; 2) с высокой результативностью командной работы и учителей, не включенных в разработку проектов, но ведущих индивидуальную работу с учениками-олимпиадниками. Наиболее значимыми психологическими ресурсами их проектной деятельности являются принятие риска и толерантность к новизне неопределенности. Заключение. Проанализированы особенности жизнестойкости и толерантности к неопределенности как личностных составляющих психологических ресурсов проектной деятельности учителей-олимпиадников. Доказан ресурсный потенциал командной работы, позволяющей снизить сопротивление в ситуации неопределенности, выйти на системный уровень решения проблемы.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

Н. В. Маркина , Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования (Россия, 454091, г. Челябинск, ул. Красноармейская, 88)

Кандидат психологических наук, доцент

И. В. Выбойщик , Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76)

Кандидат психологических наук, доцент

Е. С. Первухина , Многопрофильный лицей № 148 г. Челябинска» (Россия, 454004, г. Челябинск, ул. Академика Сахарова, 8)

Старший методист

М. Е. Гумницкий , ООО «Мобильное электронное образование» (Россия, 129626, г. Москва, ул. Сущёвский Вал, 16, стр. 4)

Руководитель направления методологии

Л. Г. Михайлюк , Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области (Россия, 191060, г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, 2)

Начальник сектора оценки качества образования

Литература

1. Ильина А.В., Коптелов А.В., Машуков А.В. Развитие проектных компетенций работников образования средствами командного менеджмента // KANT. 2019. № 1 (30). С. 27–33. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37230723
2. Тимощенко А.С., Грязева-Добшинская В.Г., Дмитриева Ю.А. Адаптационные ресурсы субъектов с разным типом выбора жизненного пути в стрессовой ситуации организационных изменений // Психология. Психофизиология. 2020. Т. 13. № 4. С. 49–57. DOI: 10.14529/jpps200406
3. Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности / Т.Ю. Иванова, Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин, Е.И. Рассказова, Н.В. Кошелева // Организационная психология. 2018. Т. 8. № 1. С. 85–121. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35088255
4. Личностные и экзистенциально-психологические ресурсы классных руководителей одаренных учащихся / Н.В. Маркина, Titova M.A. Self-regulation resources and job satisfaction in professionals under work stress // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2020. Vol. 91. DOI: 10.15405/epsbs.2020.10.04.34
6. Разработка метода изучения точности профессиональной оценки / И.В. Выбойщик, Д.В. Иноземцев, Г.В. Карлышев, Ю.Л. Юсупова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2010. № 4 (80). С. 58–62. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=14453245
7. Maddi S.R. Hardiness as the Existential Courage to Grow Through Searching for Meaning // The Experience of Meaning in Life / Hicks J., Routledge C. (eds). New York: Springer, Dordrecht, 2013. P. 227–239. DOI: 10.1007/978-94-007-6527-6_18
8. Kobasa S.C., Maddi S.R., Kahn S. Hardiness and health: A prospective study // Journal of Personality and Social Psychology. 1982. Vol. 42 (1). P. 168–177. DOI: 10.1037//0022-3514.42.1.168
9. Махнач А.В. Жизнеспособность человека в условиях неопределенности // Организационная психология и психология труда. 2020. Т. 5. № 4. С. 131–166. DOI: 10.38098/ipran.opwp.2020.17.4.006
10. Васильева С.В., Рыльская Е.А. Конструирование дефиниции концепта «жизнеспособность профессионала» // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 2 (107). С. 106–113. DOI: 10.24411/1813-145X-2019-10358
11. Калинина Н.В., Володина Т.В. Психологические факторы жизнестойкости педагога // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. T. 11. № 4-2. С. 398–403. https:// www.elibrary.ru/ item.asp?id=13619540
12. Budner S. Intolerance of Ambiguity as a Personality Variable // Journal of Per-sonality. 1962. Vol. 30. P. 29–50. DOI: 10.1111/j.1467-6494.1962.tb02303.x
13. Корнилова Т.В., Чумакова М.А. Шкалы толерантности и интолерантности к неопределенности в модификации опросника C. Баднера // Экспериментальная психология. 2014. № 1. С. 92–110. https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=21588520
14. Рокицкая Ю.А., Манучарян Н.Ш. Формирование толерантности к неопределенности в процессе профессионального самоопределения старшеклассников: моногр. Челябинск: ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2019. 176 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41559779
15. Водопьянова Н.Е. Современные концепции ресурсов субъекта профессиональной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. Педагогика. 2015. № 1. С. 45–54. https://www. elibrary.ru/ item.asp?id=23412447
16. “Staying Home – Feeling Positive”: Effectiveness of an on-line positive psychology group intervention during the COVID-19 pan-demic / A. Brouzos, S.P. Vassilopoulos, V.C. Baourda et al. // Curr Psychol. 2021. 1-13. DOI: 10.1007/s12144-021-01613-x.
17. The Measurement of Engagement and Burnout: A Two Sample Confirmatory Factor Analytic Approach. / W.B. Schaufeli, M. Salanova, V. González-romá et al. // Jour-nal of Happiness Studies. 2002. Vol. 3. P. 71–92. DOI: 10.1023/A:1015630930326

References

-
Опубликован
2021-07-11
Как цитировать
Маркина, Н., Выбойщик, И., Первухина, Е., Гумницкий, М., & Михайлюк, Л. (2021). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ПРЕДМЕТНЫЕ ОЛИМПИАДЫ. Психология. Психофизиология, 14(2), 27-37. https://doi.org/10.14529/jpps210203
Раздел
Общая психология, психология личности, история психологии