КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТИВНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ИЗ СРЕДНЕЙ АЗИИ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕТЕРБУРГСКОМ ВУЗЕ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
Аннотация
Обоснование. В статье представлены результаты исследования социально-психологической адаптации российских и иностранных студентов ближнего зарубежья первого года обучения. Актуальность проблемы обусловлена тем, что конструктивное взаимодействие иностранных граждан с учебно-профессиональной образовательной средой и комфортное проживание на территории Российской Федерации невозможно без сформированного толерантного поведения иностранного студента. Цель. Определить особенности коммуникативной толерантности и социально-психологической адаптивности российских и иностранных студентов и студенток. Материалы и методы. Обследовано 42 иностранных студента ближнего зарубежья и 40 российских студентов первого года обучения, мужского и женского пола, средний возраст – 19,95 года. Методики исследования: опросник общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко; методика социально-психологической адаптации К.Р. Роджерса и Р.Е. Даймонда (модифицированная А.К. Осницким); личностный опросник «НЭП» Г.Ю. Айзенка (под редакцией А.А. Рукавишникова и Л.А. Сосниной). Результаты для интерпретации были получены посредством вычисления параметрического t-критерия Стьюдента и корреляционного анализа К. Пирсона с использованием пакета статистических программ SPSS v. 22.0. Результаты. Обнаружены множественные различия между показателями шкал общей коммуникативной толерантности и социально-психологической адаптивности у иностранных и российских юношей. У девушек выявлено только одно различие по шкале «Лживость» методики социально-психологической адаптации. У них сильнее выражена социальная желательность, что может быть интерпретировано как более высокий уровень коммуникативной толерантности. Между коммуникативной толерантностью и социально-психологической адаптивностью у иностранных и российских юношей и девушек существуют прямые и обратные связи. Российские студенты и студентки имеют более высокие значения показателей социально-психологической адаптивности, чем иностранные студенты и студентки. Заключение. Определены особенности коммуникативной толерантности и социально-психологической адаптивности российских и иностранных студентов мужского и женского пола в процессе их социально-психологической адаптации к новой образовательной и социокультурной среде Санкт-Петербурга.
Скачивания
Литература
2. Арзамасцева, Н.Г. Особенности формирования этнической толерантности обучающихся в поликультурной образовательной среде вуза / Н.Г. Арзамасцева, В.В. Константинова // Вестник Марийского государственного университета. – 2019. – Т. 13, № 3. – С. 313–318. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-3-313-318
3. Асмолов, А.Г. О смыслах понятия толерантность / А.Г. Асмолов // Век толерантности. – 2001. – № 1. – С. 8–18.
4. Белецкая, Е.А. Специфика формирования толерантности в студенческой среде к представителям разных национальностей в образовательном пространстве вуза / Е.А. Белецкая, С. Демирхан // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – Вып. 28. – C. 146–149.
5. Бондырева, С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 240 с.
6. Даниленко, Л.П. Особенности социально-психологической адаптации студентов при вхождении в вузовскую среду / Л.П. Даниленко // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2020. – № 1. – С. 101–109. DOI: 10.18384/2310-7235-2020-1-101-109
7. Корякина, А.А. К вопросу о формировании толерантности в поликультурном образовательном пространстве / А.А. Корякина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – Т. 8, № 1 (26). – С. 179–182.
8. Ланина, Л.В. Адаптация иностранных студентов в российском вузе (на примере Астраханского ГМУ) / Л.В. Ланина // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – № 5. – https://mir-nauki.com/PDF/07PDMN519.pdf (обращение 16.05.2020).
9. Одинокая, М.А. Проблемы адаптации иностранных студентов в условиях российского вуза / М.А. Одинокая, О.А. Шередекина // Вопросы методики преподавания в вузе. – 2019. – Т. 8, № 30. – С. 20–27. DOI: 10.18720/HUM/ISSN2227-8591.30.02
10. Солдатова, Г.У. Принципы формирования толерантности и управления рисками ксенофобии / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Л.А. Шайгерова // Национальный психологический журнал. – 2011. – № 2 (6). – С. 60–79.
11. Хамиди, Э. Проблема формирования толерантности в процессе обучения иностранных студентов / Э. Хамиди // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. – 2014. – № 4. – С. 75–79.
12. An Intercultural Management Perspective of Foreign Students Adaptation in Chinese Universities: A Case Study of China Three Gorges University / L. Ping, X. Jing, B. Othman et al. // Engineering technology & applied science research. – 2019. – Vol. 9, № 2. – P. 3971–3977.
13. Angelova, I. Adaptation of foreign medical students in a new sociocultural envi-ronment / I. Angelova // Pedagogika-Pedagogy. – 2020. – Vol. 92, № 6. – P. 847–857.
14. Bulhakova, O. Students psychologi-cal readiness for social interaction: system and subjective approach / O. Bulhakova // Science and education. – 2018. – Vol. 1. – P. 117–123. DOI: 10.24195/2414-4665-2018-1-16.
15. Stoykov, A. Dynamics of the communicative tolerance and the attitude of accepting the other person in the social work students / A. Stoykov // Amazonia Investiga. – 2019. – Vol. 8, № 21. – P. 538–550.
16. Xing, Zh. Model of pedagogical support for foreign students in the process of adaptation to training at universities of Ukraine / Zh. Xing // Science and education. – 2017. – Vol. 6. – P. 38–43.
17. Yu, B. “Its more foreign than a foreign country”: adaptation and experience of Mainland Chinese students in Hong Kong / B. Yu, K. Zhang // Tertiary education and management. – 2016. – Vol. 22, № 4. – P. 300–315.
References
-