ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ О ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

  • Л. А. Рассудова Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Россия https://orcid.org/0000-0001-8270-5378 la-write@yandex.ru
Ключевые слова: студенты-психологи, ограниченные возможности здоровья, высшее образование, психологическая готовность к профессиональной деятельности, инклюзия, психолого-педагогическое сопровождение

Аннотация

Обоснование. Современная система образования нуждается в грамотных и квалифицированных специалистах, в том числе в психологах, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Подготовка психологов, способных работать в современной системе инклюзивного образования, становится важнейшей задачей высшей школы. Профессиональное обучение специальных психологов предполагает формирование у них объективных представлений о личности человека с ограниченными возможностями здоровья, изучению которых посвящено данное исследование. Цель: выявить представления студентов-психологов о личности человека с ограниченными возможностями здоровья. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 53 студента Омского государственного педагогического университета, обучающиеся на 3-м курсе факультета психологии и педагогики. Эмпирическим методом исследования стал контент-анализ, с помощью которого были проанализированы эссе студентов. Были выделены и охарактеризованы три категории: «Представления о личности человека с ограниченными возможностями здоровья», «Представления о себе», «Представления о социальном окружении». Результаты. Установлено, что наибольшая частота встречаемости присуща категории «Представления о личности человека с ограниченными возможностями здоровья», которая отражает хорошо сформированные представления студентов о личностных качествах и психологических потребностях лиц с ограниченными возможностями здоровья. Представления о социальном окружении лиц с ограниченными возможностями, а также о своей собственной личности оказались сформированы в меньшей степени. Заключение. Полученные результаты позволяют свидетельствовать о неполноте и фрагментарности представлений о личности человека с ограниченными возможностями здоровья, сформированных у студентов-психологов. Испытуемые имеют верные представления о психологических ресурсах, необходимых лицам с нарушенным развитием для успешной социальной интеграции, и частично верные представления о потребностях названной категории лиц. Полученные данные раскрывают новые сведения об особенностях формирования профессиональных представлений студентов-психологов, специализирующихся на психолого-педагогическом
сопровождении лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторе

Л. А. Рассудова , Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Россия

Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии

Литература

1. Банч, Г. 10 ключевых пунктов успешной инклюзии / Г. Банч // Аутизм и нарушения развития. – 2010. – Т. 8, № 3. – С. 50–56.
2. Веретенникова, А.Е. Аргументирующее эссе как средство оценки компетенций / А.Е. Веретенникова, Э.Б. Доби // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2017. – № 1 (68). – С. 65–67.
3. Вершловский, С.Г. Контент-анализ в педагогическом исследовании / С.Г. Вершловский, М.Д. Матюшкина. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования АППО, 2012. – 56 с.
4. Волкова, В.В. Исследование социального стереотипа и психологического портрета лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью глазами студентов / В.В. Волкова, Е.В. Михальчи // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2016. – Т. 9, № 2. – С. 31–42.
5. Гребенникова, Е.В. Психологическая готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования / Е.В. Гребенникова, Е.Ю. Закотнова // Вестник ТГПУ. – 2015. – № 3 (156). – С. 34–37.
6. Долинская, В.В. Практико-ориентированное образование: проблемы и пути их решения / В.В. Долинская, В.Л. Слесарев // Вестник университета имени О.Е. Кутафина. – 2016. – № 10 (26). – С. 6–17.
7. Жукова, В.Ф. Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовность» / В.Ф. Жукова // Известия Томского политехнического университета. – 2012. – № 6. – С. 117–121.
8. Купершлаг, И.Г. Рефлексивное эссе как средство развития профессиональной Я-концепции будущего педагога / И.Г. Купершлаг // Вестник ТГПУ. – 2016. – № 5 (170). – С. 74–77.
9. Курилович, В.К. Формирование готовности педагогов к работе с детьмиинвалидами и детьми с ОВЗ / Н.В. Курилович, Е.А. Чернова // Ученые записки ЗабГУ. Сер. Педагогические науки. – 2018. – Т. 13, № 6. – С. 136–143.
10. Малахова, Т.В. Особенности эмоционального отношения родителей к дошкольникам с задержкой психического развития / Т.В. Малахова // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 2. – С. 176–187.
11. Манукян, В.Р. Психологическое содержание и факторы возникновения кризиса профессионального развития у студентов вуза / В.Р. Манукян // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 4. – С. 109–117.
12. Рождественская, Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей / Н.А. Рождественская, А.В. Разумова // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2002. – № 2. – С. 48.
13. Фоминых, Е.С. Психологические ресурсы лиц с ограниченными возможностями здоровья как фактор инклюзии в общество / Е.С. Фоминых // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 86–92. – http://e-koncept.ru/2016/56332.htm (дата обращения: 18.06.2019).
14. Шабанова, О.П. Практико-ориентированная подготовка педагога как стратегия российского образования / О.П. Шабанова, М.Н. Шабанова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2015. – № 1 (33). – С. 123–127. – http://scientific-notes.ru/#new-number?id=38 (дата обращения: 18.06.2019).
15. Levitt, J.M. Developing a model of disability that focuses on the actions of disabled people / J.M. Levitt // Disability & Society. – 2017. – Vol. 32. – P. 735–747.
16. Fisher, K.R. Policies to change attitudes to people with disabilities / K.R. Fisher, C. Purcal // Scandinavian Journal of Disability Research. – 2017. – Vol. 19, № 2. – P. 161–174.

References

1. Banch G. [10 key points for successful inclusion]. Autism i narusheniya razvitiya [Autism and
developmental disorders], 2010, no. 3, pp. 50–56. (in Russ).
2. Veretennikova A.E., Dobi E.B. [An argumentative essay as a means of assessing competencies]. Psikhopedagogika v pravookhranitelnykh organakh [Psychopedagogy in law enforcement], 2017, no. 1 (68), pp. 65–67. (in Russ).
3. Vershlovskiy S.G., Matyushkina M.D. Kontent-analiz v pedagogicheskom issledovanii [Content analysis in pedagogical research]. St. Petersburg, APPO, 2012. 56 p. (in Russ).
4. Volkova V.V., Mikhalchi E.V. [Study of the social stereotype and psychological portrait of a person with disabilities and disabilities through the eyes of students]. Teoreticheskaya i eksperimentalnaya psikhologiya [Theoretical and experimental psychology], 2016, no. 2, pp. 31–42. (in Russ).
5. Grebennikova E.V., Zakotnova E.Yu. [Psychological readiness of students-psychologists for professional activity in the conditions of inclusive education]. Vestnik TGPU [Bulletin of TGPU], 2015, no. 3 (156), pp. 34–37. (in Russ).
6. Dolinskaya V.V., Slesarev V.L. [Practice-oriented education: problems and solutions]. Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina [Bulletin of the University named after O.E. Kutafin], 2016, no. 10 (26), pp. 6–17. (in Russ).
7. Zhukova V.F. [Psychological and pedagogical analysis of the category of “psychological readiness”]. Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta [News of Tomsk Polytechnic University], 2012, no. 6, pp. 117–121. (in Russ).
8. Kupershlag I.G. [Reflective essay as a means of developing a professional self-concept of a future teacher]. Vestnik TGPU [Bulletin of TGPU], 2016, no. 5 (170), pp. 74–77. (in Russ).
9. Kurilovich V.K., Chernova E.A. [Formation of the readiness of teachers to work with children with disabilities and children with disabilities]. Uchenye zapiski ZabGU. Ser. Pedagogicheskie nauki [Scientific notes ZabSU. Ser. Pedagogical sciences], 2018, no. 6, pp. 136–143. (in Russ).
10. Malakhova T. V. [Features of the emotional attitude of parents to preschoolers with mental retardation]. Mezhdunarodnyy studencheskiy nauchnyy vestnik [International Student Science Bulletin], 2018, no. 2, pp. 176–187. (in Russ).
11. Manukyan V.R. [Psychological content and factors of the crisis of professional development among university students]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2011, no. 4, pp. 109–117. (in Russ).
12. Rozhdestvenskaya N.A., Razumova A.V. [Inharmonious styles of family education and parental perception of their children]. Vestnik MGU. Ser. 14 Psikhologiya [Bulletin of Moscow State University. Ser. 14 Psychology], 2002, no. 2, p. 48. (in Russ).
13. Fominykh E.S. [Psychological resources of persons with disabilities as a factor of inclusion in society]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal “Kontsept” [Scientific and methodological electronic journal “Concept”], 2016, Vol. 20, pp. 86–92. http://e-koncept.ru/2016/56332.htm (accessed 18.06.2019). (in Russ).
14. Shabanova O. P., Shabanova M. N. [Practice-oriented teacher training as a strategy of Russian education]. Uchenye zapiski. Elektronnyy nauchnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientists notes. Electronic scientific journal of Kursk State University], 2015, no. 1 (33), pp. 123–127. http://scientific-notes.ru/#new-number?id=38 (дата обращения: 18.06.2019). (in Russ).
15. Levitt J.M. Developing a model of disability that focuses on the actions of disabled people. Disability & Society, 2017, vol. 32, pp. 735–747.
16. Fisher K.R. Policies to change attitudes to people with disabilities. Scandinavian Journal of Disability Research, 2017, vol. 19, no. 2, pp. 161–174.
Опубликован
2020-10-21
Как цитировать
Рассудова, Л. (2020). ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ О ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. Психология. Психофизиология, 13(3), 24-34. https://doi.org/10.14529/jpps200303
Раздел
Медицинская (клиническая) психология