ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ К РАЗЛИЧНЫМ РЕЖИМАМ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Ключевые слова:
традиционный и альтернативный режимы организации учебного процесса, психофизиологический потенциал, нейродинамические показатели, умственная работоспособность, вегетативная регуляция, социально-психологическая адаптация
Аннотация
Обоснование. В ряде школ с целью поддержания оптимальной работоспособности учеников реализуется «альтернативный» режим учебного процесса с равномерным чередованием периодов учебы (5–6 недель) и отдыха (1 неделя). В исследованиях установлено положительное значение такого режима при обучении в начальных классах, а его влияние на адаптацию школьников к началу обучения в основной школе изучено недостаточно. Цель. Комплексное изучение особенностей формирования и реализации психофизиологического адаптационного потенциала подростков 11–12 лет на этапе адаптации к обучению в основной школе при традиционном и альтернативном режимах учебной деятельности. Организация и методы исследования. В исследовании участвовали ученики 5-х классов двух школ: 49 школьников обучались в традиционном режиме и 41 – в альтернативном. В начале и в конце учебного года оценивались нейродинамические показатели умственной работоспособности, вариабельности сердечного ритма, эмоционального состояния, социально-психологической адаптации, копинг-стратегий и успеваемости. Результаты. У пятиклассников при альтернативном режиме учебного процесса наблюдался более высокий уровень и выраженная положительная динамика изучаемых показателей, чем при традиционном режиме, изменения особенно сильно выражены у девочек, подростков с ваготонией и школьников с исходно низким уровнем психофизиологических характеристик. Заключение. Режим учебного процесса с равномерным чередованием периодов учебы и отдыха способствует оптимальной реализации психофизиологического адаптационного потенциала детей при переходе на ступень основной школы.Скачивания
Данные скачивания пока не доступны.
Литература
1. Баранов, А.А. Основные закономерности морфофункционального развития детей и подростков в современных условиях / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Н.А. Скоблина и др. // Вестник РАМН. – 2012. – № 12. – С. 35–41.
2. Безруких, М.М. Актуальные проблемы физиологии развития ребенка / М.М. Безруких, Д.А. Фарбер // Новые исследования. – 2014. – № 3(40). – С. 4–19.
3. Богомолов, А.М. Структурно-функциональный подход к оценке адаптационного потенциала личности / А.М. Богомолов // Сибирский психологический журнал. – 2008. – № 28. – С. 53–58.
4. Васина, Е.В. Адаптация подростков в процессе обучения по разным профильным программам / Е.В. Васина, Н.Н. Кошко // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. – № 1. – С. 33–41.
5. Глебов, В.В. Психофизиологическая адаптация популяции человека к условиям мегаполиса: монография / В.В. Глебов, К.Ю. Михайличенко, А.Я. Чижов. – М.: РУДН, 2013. – 325 с.
6. Горелик, В.В. Особенности психофизиологической адаптации учащихся 11–16 лет к учебным и физическим нагрузкам, детерминированные типами их вегетативной регуляции / В.В. Горелик, В.С. Беляев, С.Н. Филиппова, Б.Н. Чумаков // Человек. Спорт. Медицина. – 2018. – Т. 18, № 1. – С. 20–32. DOI: 10.14529/hsm180102.
7. Дубровинская, Н.В. Психофизиологическая характеристика подросткового возраста / Н.В. Дубровинская // Физиология человека. – 2015. – Т. 41, № 2. – С. 113–122.
8. Игишева, Л.Н. Модель распознавания функционального состояния организма у детей 6–17 лет / Л.Н. Игишева, А.Р. Галеев // Вестник новых медицинских технологий. – 2005. – Т. 12, № 1. – С. 30–33.
9. Казин, Э.М. Особенности психофизиологической адаптации учащихся в различных условиях обучения / Э.М. Казин, О.Л. Тарасова, О.Н. Четверик и др. // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 1 (29). – С. 23–37.
10. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни / Т.Л. Крюкова. – Кострома: Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, 2010. – 296 с.
11. Медведев, В.И. Адаптация человека / В.И. Медведев. – СПб.: Ин-т мозга человека РАН, 2003. – 584 с.
12. Осницкий, А.К. Определение характеристик социальной адаптации / А.К. Осницкий // Психология и школа. – 2004. – № 1. – С. 43–56.
13. Поленова, М.А. Биместровая модель – новый вариант структуры учебного года / М.А. Поленова, С.Б. Соколова, А.В. Данова, О.С. Панина // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2017. – № 1. – С. 17–22.
14. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. – СПб.: Питер, 2009. – 192 с.
15. Сороко, С.И. Индивидуальные стратегии адаптации человека в экстремальных условиях / С.И. Сороко, А.А. Алдашева // Физиология человека. – 2012. – Т. 38, № 6. – С. 78–86.
16. Тарасов, С.В. Образовательная среда как социокультурная и педагогическая категория / С.В. Тарасов // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2014. – № 1. – С. 5–15.
17. Тарасова, О.Л. Возрастные и типологические особенности психовегетативного статуса школьников: результаты комплексного психофизиологического мониторинга / О.Л. Тарасова, Э.М. Казин, О.Н. Четверик и др. // Валеология. – 2015. – № 4. – С. 33–40.
18. Шаханова, А.В. Особенности развития соматотропной функции гипофиза и коры надпочечников (по кортизолу) у мальчиков в возрасте 8–17 лет / А.В. Шаханова, Т.В. Челышкова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. – 2017. – № 2 (201). – С. 49–58.
19. Шибкова, Д.З. Морфофункциональные и психофизиологические особенности адаптации школьников к учебной деятельности / Д.З. Шибкова, П.А. Байгужин, М.В. Семенова, А.А. Шибков. – Челябинск, 2016. – 380 с.
20. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.
21. Ясюкова, Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций: методическое руководство / Л.А. Ясюкова. – СПб.: ГП «ИМАТОН», 1997. – 80 с.
22. Bajaj, B. Mediating role of self-esteem in the relationship of mindfulness to resilience and stress / B. Bajaj // International journal of emergency mental health and human resilience. – 2017. – Vol. 19 (4). – 372 p.
23. Carver, C.S. Situational coping and coping dispositions in a stressful transaction / C.S. Carver, M.F. Scheier // Journal of Personality and Social Psychology. – 1994. – Vol. 66 (1). – P. 184–195.
24. Lazarus, R.S. The concept of coping / R.S. Lazarus, S. Folkman // Stress and Coping. – N.Y., 1991. – P. 189–206.
25. Longin, E. Autonomic nervous system function in infants and adolescents: impact of autonomic tests on heart rate variability / E. Longin, C. Dimitriadis, S. Shazi et al. // Pediatr. Cardiol. – 2009. – Vol. 30, № 3. – P. 311–324.
2. Безруких, М.М. Актуальные проблемы физиологии развития ребенка / М.М. Безруких, Д.А. Фарбер // Новые исследования. – 2014. – № 3(40). – С. 4–19.
3. Богомолов, А.М. Структурно-функциональный подход к оценке адаптационного потенциала личности / А.М. Богомолов // Сибирский психологический журнал. – 2008. – № 28. – С. 53–58.
4. Васина, Е.В. Адаптация подростков в процессе обучения по разным профильным программам / Е.В. Васина, Н.Н. Кошко // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. – № 1. – С. 33–41.
5. Глебов, В.В. Психофизиологическая адаптация популяции человека к условиям мегаполиса: монография / В.В. Глебов, К.Ю. Михайличенко, А.Я. Чижов. – М.: РУДН, 2013. – 325 с.
6. Горелик, В.В. Особенности психофизиологической адаптации учащихся 11–16 лет к учебным и физическим нагрузкам, детерминированные типами их вегетативной регуляции / В.В. Горелик, В.С. Беляев, С.Н. Филиппова, Б.Н. Чумаков // Человек. Спорт. Медицина. – 2018. – Т. 18, № 1. – С. 20–32. DOI: 10.14529/hsm180102.
7. Дубровинская, Н.В. Психофизиологическая характеристика подросткового возраста / Н.В. Дубровинская // Физиология человека. – 2015. – Т. 41, № 2. – С. 113–122.
8. Игишева, Л.Н. Модель распознавания функционального состояния организма у детей 6–17 лет / Л.Н. Игишева, А.Р. Галеев // Вестник новых медицинских технологий. – 2005. – Т. 12, № 1. – С. 30–33.
9. Казин, Э.М. Особенности психофизиологической адаптации учащихся в различных условиях обучения / Э.М. Казин, О.Л. Тарасова, О.Н. Четверик и др. // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 1 (29). – С. 23–37.
10. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни / Т.Л. Крюкова. – Кострома: Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, 2010. – 296 с.
11. Медведев, В.И. Адаптация человека / В.И. Медведев. – СПб.: Ин-т мозга человека РАН, 2003. – 584 с.
12. Осницкий, А.К. Определение характеристик социальной адаптации / А.К. Осницкий // Психология и школа. – 2004. – № 1. – С. 43–56.
13. Поленова, М.А. Биместровая модель – новый вариант структуры учебного года / М.А. Поленова, С.Б. Соколова, А.В. Данова, О.С. Панина // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2017. – № 1. – С. 17–22.
14. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. – СПб.: Питер, 2009. – 192 с.
15. Сороко, С.И. Индивидуальные стратегии адаптации человека в экстремальных условиях / С.И. Сороко, А.А. Алдашева // Физиология человека. – 2012. – Т. 38, № 6. – С. 78–86.
16. Тарасов, С.В. Образовательная среда как социокультурная и педагогическая категория / С.В. Тарасов // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2014. – № 1. – С. 5–15.
17. Тарасова, О.Л. Возрастные и типологические особенности психовегетативного статуса школьников: результаты комплексного психофизиологического мониторинга / О.Л. Тарасова, Э.М. Казин, О.Н. Четверик и др. // Валеология. – 2015. – № 4. – С. 33–40.
18. Шаханова, А.В. Особенности развития соматотропной функции гипофиза и коры надпочечников (по кортизолу) у мальчиков в возрасте 8–17 лет / А.В. Шаханова, Т.В. Челышкова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. – 2017. – № 2 (201). – С. 49–58.
19. Шибкова, Д.З. Морфофункциональные и психофизиологические особенности адаптации школьников к учебной деятельности / Д.З. Шибкова, П.А. Байгужин, М.В. Семенова, А.А. Шибков. – Челябинск, 2016. – 380 с.
20. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.
21. Ясюкова, Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций: методическое руководство / Л.А. Ясюкова. – СПб.: ГП «ИМАТОН», 1997. – 80 с.
22. Bajaj, B. Mediating role of self-esteem in the relationship of mindfulness to resilience and stress / B. Bajaj // International journal of emergency mental health and human resilience. – 2017. – Vol. 19 (4). – 372 p.
23. Carver, C.S. Situational coping and coping dispositions in a stressful transaction / C.S. Carver, M.F. Scheier // Journal of Personality and Social Psychology. – 1994. – Vol. 66 (1). – P. 184–195.
24. Lazarus, R.S. The concept of coping / R.S. Lazarus, S. Folkman // Stress and Coping. – N.Y., 1991. – P. 189–206.
25. Longin, E. Autonomic nervous system function in infants and adolescents: impact of autonomic tests on heart rate variability / E. Longin, C. Dimitriadis, S. Shazi et al. // Pediatr. Cardiol. – 2009. – Vol. 30, № 3. – P. 311–324.
References
Опубликован
2019-07-15
Как цитировать
Четверик, О., Тарасова, О., & Казин, Е. (2019). ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ К РАЗЛИЧНЫМ РЕЖИМАМ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. Психология. Психофизиология, 12(2), 89-107. https://doi.org/10.14529/jpps190208
Выпуск
Раздел
Психофизиология
Copyright (c) 2019 Психология. Психофизиология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.