ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗЛИЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОТОРНОЙ АСИММЕТРИИ РУК У ПЕРВОКЛАССНИКОВ, ОБСЛЕДОВАННЫХ В ДИНАМИКЕ УЧЕБНОГО ГОДА
Ключевые слова:
функциональная межполушарная асимметрия, моторная асимметрия, школьники, образовательная среда, адаптация.
Аннотация
У одних и тех же первоклассников (n = 89) разными методами оценивалось проявление «рукости» в тестах «по предпочтению», по кистевой динамометрии и по эффективности выполнения незнакомой двигательной задачи (инструментальное тестирование). Результаты. Показано, что в начале учебного года отсутствуют статистически значимые корреляционные связи между общим результатом оценки профиля асимметрии в тестах «по предпочтению» – с одной стороны, и результатами динамометрии или тестирования на приборе «компьютерный измеритель движений» – с другой. Результаты определения ведущей руки в тестах «по предпочтению» также не были связаны с результатами динамометрии. Однако обнаружена корреляционная связь профиля латерализации «по предпочтению» с асимметрией показателя длительности цикла движения в инструментальном тестировании: R = 0,258; p = 0,024. В конце учебного года у той же выборки первоклассников установлены изменения профиля латерализации: в тестах «по предпочтению» они выявлены в единичных случаях, в тестах «по эффективности выполнения двигательной задачи» – у большинства школьников. При этом обнаружены корреляционные взаимосвязи результатов инструментального тестирования с таковыми в других тестах: асимметрии показателя плавности движений – и «рукости» в тесте «аплодисменты» (R = 0,259;p = 0,035); асимметрии показателя точности работы флексоров – и асимметрии кистевой динамометрии (R = –0,227; p = 0,037). Заключение. Исследование динамики функциональной моторной асимметрии инструментальными методами позволяет школьному психологу более точно оценивать эффективность адаптации детей к образовательному процессу.Скачивания
Данные скачивания пока не доступны.
Литература
1. Горбунов, А.В. Определение доминантного полушария головного мозга у детей школьного возраста и у больных неврологического профиля / А.В. Горбунов, О.А. Молоткова, Т.Н. Ефимова, Г.И. Дронова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. – 2014. – Т. 19, № 1. – С. 81–82.
2. Гутник, Б.И. Мануальная моторная асимметрия: центральное или периферическое происхождение? / Б.И. Гутник, В.И. Кобрин // Асимметрия. – 2007. – Т. 1, № 1. – С. 69–70.
3. Жаворонкова, Л.А. Нейрофизиология: межполушарная асимметрия мозга человека (правши-левши): монография / Л.А. Жаворонкова. – М.: Юрайт, 2019. – 217 с.
4. Илларионова, А.В. Влияние развития координационных способностей на уровень моторной асимметрии / А.В. Илларионова, Л.В. Капилевич // Физическая культура, здравоохранение и образование. Материалы IX Международной научно-практической конференции, посвященной памяти В.С. Пирусского; под ред. проф. В.Г. Шилько. – Томск, 2015. – С. 57–59.
5. Панкова, Н.Б. Изменения показателей моторной асимметрии у первоклассников под влиянием факторов образовательной среды / Н.Б. Панкова, М.Ю. Карганов // Асимметрия. – 2013. – Т. 7, № 3. – С. 20–31.
6. Хачатурова, И.Э. Характер индивидуального профиля асимметрии в процессе годичного цикла подготовки спортсменовстрелков // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. – 2015. – № 3. – С. 237–239.
7. Циснецкий, А.К. Определение уровня тревожности у военнослужащих с различной моторной асимметрией в период адаптации в воинском коллективе / А.К. Циснецкий, О.М. Разумникова, А.Ф. Повещенко // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 2. – С. 210–212.
8. Чемерчей, О.А. Классификация моторной симметрии верхних и нижних конечностей выполнения технических действий в прикладных видах единоборств / О.А. Чемерчей // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 6(148). – С. 234–239.
9. Чермит, К.Д. Симметрия кинематической структуры локомоций человека / К.Д. Чермит, А.Г. Заболотний, О.О. Ельникова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественноматематические и технические науки. – 2016. – № 4(191). – С. 108–121.
10. Bagesteiro, L.B. Handedness: Dominant Arm Advantages in Control of Limb Dynamics / L.B. Bagesteiro, R.L. Sainburg // J. Neurophysiol. – 2002. – Vol. 88(5). – P. 2408–2421. DOI: 10.1152/jn.00901.2001
11. Bonnechère, B. Physical Rehabilitation, Train the Brain! / В. Bonnechère // Med. Sci. – 2017. – Vol. 33(10). – P. 887–890. DOI: 10.1051/medsci/20173310021.
12. Dounskaia, N. Strategy of Arm Movement Control is Determined by Minimization of Neural Effort for Joint Coordination / N. Dounskaia, Y. Shimansky // Exp. Brain Res. – 2016. – Vol. 234(6). – P. 1335–1350. DOI: 10.1007/s00221-016-4610-z
13. Mutha, P.K. The Effects of Brain Lateralization on Motor Control and Adaptation / P.K. Mutha, K.Y. Haaland, R.L. Sainburg // J. Mot. Behav. – 2012. – Vol. 44(6). – P. 455– 469. DOI: 10.1080/00222895.2012.747482
14. Sainburg, R.L. Convergent Models of Handedness and Brain Lateralization / R.L. Sainburg // Front. Psychol. – 2014. – Vol. 5. – No. 1092. DOI: 10.3389/ fpsyg.2014.01092
2. Гутник, Б.И. Мануальная моторная асимметрия: центральное или периферическое происхождение? / Б.И. Гутник, В.И. Кобрин // Асимметрия. – 2007. – Т. 1, № 1. – С. 69–70.
3. Жаворонкова, Л.А. Нейрофизиология: межполушарная асимметрия мозга человека (правши-левши): монография / Л.А. Жаворонкова. – М.: Юрайт, 2019. – 217 с.
4. Илларионова, А.В. Влияние развития координационных способностей на уровень моторной асимметрии / А.В. Илларионова, Л.В. Капилевич // Физическая культура, здравоохранение и образование. Материалы IX Международной научно-практической конференции, посвященной памяти В.С. Пирусского; под ред. проф. В.Г. Шилько. – Томск, 2015. – С. 57–59.
5. Панкова, Н.Б. Изменения показателей моторной асимметрии у первоклассников под влиянием факторов образовательной среды / Н.Б. Панкова, М.Ю. Карганов // Асимметрия. – 2013. – Т. 7, № 3. – С. 20–31.
6. Хачатурова, И.Э. Характер индивидуального профиля асимметрии в процессе годичного цикла подготовки спортсменовстрелков // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. – 2015. – № 3. – С. 237–239.
7. Циснецкий, А.К. Определение уровня тревожности у военнослужащих с различной моторной асимметрией в период адаптации в воинском коллективе / А.К. Циснецкий, О.М. Разумникова, А.Ф. Повещенко // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 2. – С. 210–212.
8. Чемерчей, О.А. Классификация моторной симметрии верхних и нижних конечностей выполнения технических действий в прикладных видах единоборств / О.А. Чемерчей // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 6(148). – С. 234–239.
9. Чермит, К.Д. Симметрия кинематической структуры локомоций человека / К.Д. Чермит, А.Г. Заболотний, О.О. Ельникова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественноматематические и технические науки. – 2016. – № 4(191). – С. 108–121.
10. Bagesteiro, L.B. Handedness: Dominant Arm Advantages in Control of Limb Dynamics / L.B. Bagesteiro, R.L. Sainburg // J. Neurophysiol. – 2002. – Vol. 88(5). – P. 2408–2421. DOI: 10.1152/jn.00901.2001
11. Bonnechère, B. Physical Rehabilitation, Train the Brain! / В. Bonnechère // Med. Sci. – 2017. – Vol. 33(10). – P. 887–890. DOI: 10.1051/medsci/20173310021.
12. Dounskaia, N. Strategy of Arm Movement Control is Determined by Minimization of Neural Effort for Joint Coordination / N. Dounskaia, Y. Shimansky // Exp. Brain Res. – 2016. – Vol. 234(6). – P. 1335–1350. DOI: 10.1007/s00221-016-4610-z
13. Mutha, P.K. The Effects of Brain Lateralization on Motor Control and Adaptation / P.K. Mutha, K.Y. Haaland, R.L. Sainburg // J. Mot. Behav. – 2012. – Vol. 44(6). – P. 455– 469. DOI: 10.1080/00222895.2012.747482
14. Sainburg, R.L. Convergent Models of Handedness and Brain Lateralization / R.L. Sainburg // Front. Psychol. – 2014. – Vol. 5. – No. 1092. DOI: 10.3389/ fpsyg.2014.01092
References
Опубликован
2019-07-15
Как цитировать
Панкова, Н., & Карганов, М. (2019). ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗЛИЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОТОРНОЙ АСИММЕТРИИ РУК У ПЕРВОКЛАССНИКОВ, ОБСЛЕДОВАННЫХ В ДИНАМИКЕ УЧЕБНОГО ГОДА. Психология. Психофизиология, 12(2), 72-79. https://doi.org/10.14529/jpps190206
Выпуск
Раздел
Психофизиология
Copyright (c) 2019 Психология. Психофизиология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.