Социально-психологические аспекты воздействия на личность научно-фантастического фильма, транслирующего образ «Иного»

  • Е. И. Титова Южно-Уральский государственный медицинский университет, (Россия, 454141, г. Челябинск, ул. Воровского, 64) http://orcid.org/0000-0001-7661-4330 ddidd@inbox.ru
  • Т. В. Наливайко Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76) http://orcid.org/0000-0002-1273-420X deepli@mail.ru
Ключевые слова: образ «Иного», воздействие научно-фантастического кинофильма, образ Я, социально-психологические характеристики личности, идентификации, семантические структуры

Аннотация

Визуальный образ «Иного», представленный в научно-фантастическом кинофильме, понимается как источник переосмысления и переоценки структуры образа своего Я. Цель – изучить воздействия на личность научно-фантастического фильма «Бегущий по лезвию», транслирующего образ «Иного». Материалы и методы. В исследовании приняли участие 62 студента 1–3 курсов челябинских вузов (из них 32 студента-психолога и 30 студентов-экономистов). Использовались методики «Калифорнийский личностный опросник (CPI)», «Личностный дифференциал». Результаты. Общегрупповой анализ воздействия фильма на испытуемых показал, что произошли изменения в восприятии и оценки образа Я испытуемых. Выявлено, что воздействие научно-фантастического кинофильма на личность опосредовано социально-психологическими характеристиками личности. Студенты-психологи воспринимают себя как общительных и социально активных, а студенты-экономисты воспринимают себя как добросовестных, упрямых и раздражительных и менее направленных на социальную активность. Основные эффекты воздействия научно-фантастического кинофильма «Бегущий по лезвию», выявленные при изучении динамики взаимосвязей образа Я и социально-психологических характеристик личности, были обозначены как «расширение образа Я», «сворачивание образа Я», «переоценка образа Я», а также «стабилизация образа Я». В результате изучения взаимосвязи между восприятием образа Я и восприятием образа «Иного», транслируемого в кинофильме, были выявлены эффекты прямой и обратной идентификации по различным качествам личности, а также «эффект зеркальной симметричности» во взаимосвязи вербальной активности и морально-нравственных качеств личности. Заключение. Выявленные эффекты воздействия кинофильма на личность могут быть использованы при работе в арт-тренингах, в тренингах личностного развития и социального познания

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

Е. И. Титова , Южно-Уральский государственный медицинский университет, (Россия, 454141, г. Челябинск, ул. Воровского, 64)

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

Т. В. Наливайко , Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76)

Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, психодиагностики и психологического консультирования

Литература

1. Pelevin S.I., Taubaev B.D., Baklanov I.S. Problem of Technogenic Society Dynamics under the Conditions of Contemporaneity // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2018. Vol. 9(11). P. 2437–2443.
2. Куриленко В.Б., Ершова Р.В., Новикова И.А. Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития личности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022. Т. 19(2). С. 185–194. DOI: 10.22363/2313-1683-2022-19-2-185-194
3. Stoehr K.L. 2001: A Philosophical Odyssey // The Philosophy of Science Fiction Film / Ed. S.M. Sanders. The University Press of Kentucky. 2008. P. 119–134.
4. Самутина Н. Фантастическое кино и проблема иного // Фантастическое кино. Эпизод первый / Cост. и науч. ред. Н. Самутина. М.: Новое литературное обозрение, 2006. С. 66–82.
5. Haney W.S. Cyberculture, Cyborgs and Science Fiction. Consciousness and the Posthuman. Amsterdam. New York, NY. 2006. P. 192.
6. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. 320 с.
7. Петренко В.Ф., Дедюкина Е.А. Поиск смысла собственного существования (на материале восприятия и понимания художественного фильма) // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2018. № 4. С. 54–73. DOI: 10.11621/vsp.2018.04.54.
8. Грязева-Добшинская В.Г., Коробова С.Ю., Дмитриева Ю.А. Психосемантика притягательности персонажей культового фильма и символико-мифологические контексты идентификации субъектов кинопредпочтений // Культурно-историческая психология. 2023. Т. 19, № 4. C. 14–25. DOI: 10.17759/chp.2023190402
9. Яновский М.И. Воздействие фильма-комедии на Я-концепцию зрителя // Культурно-историческая психология. 2023. Т. 19, № 4. С. 34–45. DOI: 10.17759/chp.2023190404.
10. Филиппов А.Ф. Восстание картезианцев; к социологической характеристике фильма Бегущий по лезвию // Фантастическое кино. Эпизод первый / сост. и науч. ред. Н. Самутина.
М.: Новое литературное обозрение. 2006. С. 124–152.
11. Акимова Н.Н. Соотношение иерархий мотивационно-смысловых образований и деятельностей в структуре направленности личности студентов // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 7. С. 145–150.
12. Зильберман Н.Н. Обзор исследований восприятия социального робота в статусе выше человека // Гуманитарная информатика. 2017. № 13. С. 30–38. DOI: 10.17223/23046082/13/4

References

-
Опубликован
2025-07-01
Как цитировать
Титова, Е., & Наливайко, Т. (2025). Социально-психологические аспекты воздействия на личность научно-фантастического фильма, транслирующего образ «Иного». Психология. Психофизиология, 18(2), 47-59. https://doi.org/10.14529/jpps250205
Раздел
Общая психология, психология личности, история психологии