Девиантное поведение в виртуальном пространстве: кибербуллинг и киберлафинг

  • Н. В. Сиврикова Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Россия, 454080, Челябинск, пр. Ленина, 69) https://orcid.org/0000-0001-9757-8113 bobronv@cspu.ru
  • Т. Г. Пташко Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Челябинск, пр. Ленина, 69) https://orcid.org/0000-0002-0235-4190 ptashko75@mail.ru
  • А. А. Шевченко Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, Челябинск, пр. Ленина, 76) https://orcid.org/0000-0002-3246-0920 shevchenkoaa@susu.ru
Ключевые слова: киберлафинг, кибербуллинг, интернет-девиации, интернет-злоупотребления, гаджеты

Аннотация

Обоснование. Интернет-технологии стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Киберлафинг и кибербуллинг являются новыми формами девиантного поведения, связанными с использованием виртуального пространства. Взаимосвязь данных явлений в научной литературе исследована недостаточно. Цель: изучение взаимосвязи между киберлафингом и кибербуллингом у учащихся школ и вузов. Материалы и методы: участниками исследования стали 344 учащихся школ и вузов г. Челябинска 14–22 лет, из них школьников 128 человек и 216 человек студентов. Для сбора данных использовались шкалы кибелафинга (Y. Akbulut) и кибербуллинга (А.А. Реан и соавторы), для обработки данных: U-критерий Манна – Уитни, CHAID-анализ и χ2-критерий Пирсона. Расчеты осуществлялись при помощи пакета статистических программ IBM SPSS Statistics v. 27.0. Результаты. Выявлено, что учащиеся во время занятий редко отвлекаются на использование телефонов. Среди форм киберлафинга они чаще используют общение или поиск в сети необходимой информации. Дополнительно студенты часто используют социальные сети. Большинство респондентов не вовлечены в кибербуллинг, примерно четверть опрошенных столкнулось с кибербуллингом за последний месяц. Девушки реже, чем юноши, становятся свидетелями кибербуллинга. Кибербуллинг в роли жертвы или свидетеля связан с частотой общения учащихся по телефону во время учебных занятий. Вовлеченность в кибербуллинг в роли агрессора связана с общением по телефону на учебных занятиях и игровым киберлафингом. Заключение. Выявлены взаимосвязи игрового и коммуникативного киберлафинга с кибербуллингом. Цель исследования достигнута. Полученные результаты могут способствовать более глубокому пониманию особенностей девиантного поведения, связанного с использованием виртуального пространства

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

Н. В. Сиврикова , Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Россия, 454080, Челябинск, пр. Ленина, 69)

Кандидат психологических наук, доцент, кафедра «Социальная работа, педагогика и психология»

Т. Г. Пташко , Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Челябинск, пр. Ленина, 69)

Кандидат педагогических наук, доцент, кафедра «Социальная работа, педагогика и психология»

А. А. Шевченко , Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, Челябинск, пр. Ленина, 76)

Кандидат психологических наук, доцент, кафедра «Психология управления и служебной деятельности»

Литература

1. Saritepeci M. Predictors of cyberloafing among high school students: unauthorized access to school network, metacognitive awareness and smartphone addiction // Education and Information Technologies. 2020. № 3 (25). Р. 2201–2219. DOI: 10.1007/s10639-019-10042-0
2. Девиантное поведение в современном мире: в фокусе внимания буллинг / Н.В. Сиврикова, Г.Ю. Ярославова, Е.М. Харланова, Н.Г. Дядык. Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2023. 177 с.
3. Новикова М.А., Реан А.А., Коновалов И.А. Буллинг в российских школах: опыт диагностики распространенности, половозрастных особенностей и связи со школьным климатом // Вопросы образования. 2021. № 3. С. 62–90.
4. Сиврикова Н.В., Пташко Т.Г. Девиантное поведение в современном мире: в фокусе внимания медиапотребление. Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2024. 204 с.
5. Examining the relationship between fear of COVID-19, intolerance for uncertainty, and cyberloafing: A mediational model / A. Reizer, B.L. Galperin, M. Chavan et al. // Journal of Business Research. 2022. Vol. 145 (1). Р. 660–670. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2022.03.037.
6. Escario J.-J., Giménez-Nadal J.I., Wilkinson A.V. Predictors of adolescent truancy: The importance of cyberbullying, peer behavior, and parenting style // Children and Youth Services Review. 2022. Vol. 143 (4). Art. ID 106692. DOI: 10.1016/j.childyouth.2022.106692.
7. Exploring the impact of cyberbullying and cyberstalking on victims behavioural changes in higher education during COVID-19 / A. Вussu, M. Pulina, S.-A. Ashton, M. Mangiarulo // International Journal of Law, Crime and Justice. 2023. Vol. 75. Art. ID 100628. DOI: 10.1016/j.ijlcj.2023.100628.
8. Путинцева А.В. Развитие феномена кибербуллинга: анализ подходов к определению // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2020. № 3 (89). С. 51–57.
9. Башмакова Е.А., Дегтярев Е.А. Факторы и социальные причины буллинга и кибербуллинга в подростковом возрасте // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71(1). С. 36–38.
10. Приходько А.А., Суворова И.Ю. Школьный буллинг: системность и противодействие // Современная зарубежная психология. 2022. Т. 11. № 4. С. 136–144. DOI: 10.17759/jmfp.2022110412.
11. Cyberslacking behavior and its relationship with academic performance: a study of students in Indonesia / M. Margaretha, M.Y. Sherlywati, A. Mariana et al. // European Journal of Educational Research. 2021. № 10 (4). Р. 1881–1892. DOI: 10.12973/eu-jer.10.4.1881.
12. Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Калинина К.Р. Психологические особенности участников ситуации кибербуллинга: анализ ролевого онлайн-поведения // Познание и переживание. 2022. Т. 3, № 1. С. 46–71. DOI: 10.51217/cogexp_2022_03_01_03
13. Is cyberloafing more complex than we originally thought? Cyberloafing as a coping response to workplace aggression exposure / S.A. Andel, S.R. Kessler, S. Pindek et al. // Computers in Human Behavior. 2019. Vol. 101. Р. 124–130.
14. The effect of cyberloafing on employee productivity / M. Saleh, I. Daqqa, M.B. AbdulRahim, N. Sakallah // International Journal of advanced and applied sciences. 2018. Vol. 5(4). Р. 87–92.
15. Tsai H.Yu. Do you feel like being proactive day? How Daily Cyberloafing Influences Creativity and Proactive Behavior: The Moderating Roles of Work Environment // Computers in Human Behavior. 2023. Vol. 138. Art ID 107470. DOI: 10.1016/j.chb.2022.107470.
16. Impact of university E-Learning environment on value orientations of students / M. Shabden, A. Bulatbaeva, A. Doshybekov et al. // World Journal on Educational Technology. 2022. № 14 (2). Р. 473–483. DOI: 10.18844/wjet.v14i2.6975.
17. Socio-cultural development of students in the context of dialogue technology / Z. Alibayeva, B. Sarsenbayeva, S. Temirgalieva et al. // World Journal on Educational Technology. 2022. Vol. 14 № 3. P. 951–962. DOI: 10.18844/wjet.v14i3.7320
18. Jiang J., CameronA-F., Opoku-Mensah E. Toward a multilevel framework of multicommunicating: Insights from a systematic review // Computers in Human Behavior Reports. 2023. Vol. 12 (3). Art ID е100349. DOI: 10.1016/j.chbr.2023.100349.
19. A meta-analysis of the impact of gamification in formal educational settings on affective and behavioral outcomes / A.D. Ritzhaupt, R. Huang, M. Sommer et al. // Educational Technology Research and Development. 2021. № 69 (8). Р. 2493–2522. DOI: 10.1007/s11423-021-10036-1.
20. A narrative review of methods used to examine digital gaming impacts on learning and cognition during middle childhood / R.M. Flynn, Е. Kleinknecht, А.А. Ricker, F.C. Blumberg // International Journal of Child Compute Interaction. 2021. № 30 (6). Art. ID 100325. DOI: 10.1016/j.ijcci.2021.100325.
21. Bystander responses to cyberbullying: The role of perceived severity, publicity, anonymity, type of cyberbullying, and victim response/ P.J.R. Macaulay, L.R. Betts, J. Stiller, B. Kellezi // Computers in Human Behavior. 2022. Vol. 131. Art. ID е-107238. DOI: 10.1016/j.chb.2022.107238.
22. Cyberloafing Behavior and Its Effects Towards Academic Achievement Among Students in Higher Education Institution / T.K. Мei, A.F. Mahamood, S. Abdullah et al. // Journal of Human Development and Communication. 2021. № 10. Р. 115–133. URL: http://dspace.unimap.edu.my:80/ xmlui/handle/123456789/74720 (дата обращения: 25.04.2024)
23. Juuti K., Kervinen A., Loukomies A. Quality over frequency in using digital technology: Measuring the experienced functionaluse // Computers and Education. 2022. № 176 (1). Art. ID 104361. DOI: 10.1016/j.compedu.2021.104361.
24. Huang E., Xing Y, Song X. Emotional Analysis of Multiplayer Online Battle Arena (MOBA) Games Addiction // Frontiers in Psychology. 2024. Vol. 15. Art. ID 1347949. DOI: 10.3389/fpsyg.2024.1347949.
25. The association between the deviation from balanced time perspective on adolescent pandemic mobile phone addiction: the moderating role of self-control and the mediating role of psychological distress / H. Zhang, C. Chen, L. Zhang et al. // Frontiers in Psychology. 2024. Vol. 14. Atr. ID 1298256. DOI: 10.3389/fpsyg.2023. 1298256.
26. University students relationship with technology: Psychological effects on students / A. Kurmanova, S. Kozhayeva, G. Ayupova et al. // World Journal on Educational Technology. 2023. Vol. 15, № 1. Р. 1225–1233. DOI: 10.18844/wjet.v14i4.7743.
27. Kim J.H., Song H.Y., Jung G.H. Relationship between positive parenting and cyberbullying perpetration among adolescents: role of self-esteem and smartphone addiction // Frontiers in Psychology. 2024. Vol. 14. Art. ID 1252424. DOI: 10.3389/fpsyg.2023.1252424.
28. Martínez-Monteagudo А., Martínez-Monteagudo М., Delgado В. School bullying and cyberbullying in academically gifted students: A systematic review // Aggression and Violent Behavior. 2023. Vol. 71(4). Art. ID 101842. DOI: 10.1016/j.avb.2023.101842.
29. Witnesses in cyberbullying: Roles and dilemmas / D. Pepler, F. Mishna, J. Doucet, M. Lameiro // Children and Schools. 2021. Vol. 43 (1). P. 45–53. DOI: 10.1093/cs/cdaa027
30. Nawaz S. Rethinking classifications and metrics for problematic smartphone use and dependence: Addressing the call for reassessment // Computers in Human Behavior Reports. 2023. Vol. 12 (4). Art. ID e-100327. DOI: 10.1016/j.chbr.2023.100327
31. The dark side of social media platforms: A situation-organism-behaviour-consequence approach / F. Jabeen, A. Tandon, N. Azad et al. // Technological Forecasting and Social Change. 2023. Vol. 186. Part A. Art. ID е-122104. DOI: 10.1016/j.techfore.2022.122104

References

-
Опубликован
2025-04-01
Как цитировать
Сиврикова, Н., Пташко, Т., & Шевченко, А. (2025). Девиантное поведение в виртуальном пространстве: кибербуллинг и киберлафинг. Психология. Психофизиология, 18(1), 63-73. https://doi.org/10.14529/jpps250106
Раздел
Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред