Возможности компьютерной психодиагностики личности в образовательном процессе вузов спортивного профиля: результаты пилотажного исследования

  • А. С. Кац Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (Россия, 420010, г. Казань, территория Деревня Универсиады, зд. 35) https://orcid.org/0000-0002-8888-9793 cats.schura@yandex.ru
  • Ю. И. Смолина Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (Россия, 420010, г. Казань, территория Деревня Универсиады, зд. 35) https://orcid.org/0009-0005-0577-5619 smolina-1974@mail.ru
  • А. А. Зверев Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (Россия, 420010, г. Казань, территория Деревня Универсиады, зд. 35) https://orcid.org/0000-0002-2555-1728 alekcei5@rambler.ru
Ключевые слова: компьютерная психодиагностика, методика диагностики, психологическая подготовка, психологические особенности личности, студенты вуза спортивного профиля

Аннотация

Обоснование. Актуальность исследования обусловлена необходимостью учета в тренировочном процессе студентов-спортсменов психологических особенностей личности, таких как приоритетные копинг-стратегии, ценностные ориентации и доминанты студентов в сфере здорового образа жизни. Использование компьютерной психодиагностики позволяет точно и оперативно определить те психологические особенности личности, которые будут способствовать эффективной тренировке. Цель: обосновать, что компьютерная психодиагностика личности является эффективной технологией психологической подготовки студентов вузов спортивного профиля к спортивной тренировке. Материалы и методы. В пилотном исследовании участвовали 6 студентов и 10 преподавателей Поволжского ГУФКСиТ. Предмет исследования – выявление психологических особенностей личности студентов, которые будут способствовать эффективной тренировке. Продолжительность каждого исследования составила в среднем 15 мин. В основе диагностики студентов использовались следующие методики: методика «Копинг-тест» (R. Lazarus, S. Folkman ), «Якоря карьеры» (Э. Шейн), самооценка образа жизни. В ходе пилотного исследования преподавателей были предложены следующие методики: опросник Дженкинса на тип поведенческой активности (Jenkins Activity Survey), Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по Ф. Фидлеру), «Уровень субъективного контроля» (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, Л.М. Эткинд ). Результаты. В сложных профессиональных и жизненных ситуациях студенты выбирают конструктивные копинг-стратегии, что свидетельствует об их жизнестойкости и жизнелюбии. Для студентов приоритетная ценностная ориентация – это «служение» людям, что проявляется в стремлении приносить пользу обществу. Студенты отличаются осознанным подходом к сохранению здорового образа жизни, что свидетельствует о наличии доминант здорового образа жизни. Заключение. Компьютерная психодиагностика является эффективной технологией психологической подготовки студентов вузов спортивного профиля

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

А. С. Кац , Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (Россия, 420010, г. Казань, территория Деревня Универсиады, зд. 35)

Кандидат педагогических наук, младший научный сотрудник научно-исследовательского института физической культуры и спорта

Ю. И. Смолина , Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (Россия, 420010, г. Казань, территория Деревня Универсиады, зд. 35)

Магистрант, лаборант научно-исследовательского института физической культуры и спорта

А. А. Зверев , Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (Россия, 420010, г. Казань, территория Деревня Универсиады, зд. 35)

Кандидат биологических наук, доцент, директор научно-исследовательского института физической культуры и спорта

Литература

1. Малкин В.Р., Рогалёва Л.Н. Эффективность использования психодиагностики в работе тренера детско-юношеской спортивной школы // Методы исследования, психодиагностики и коррекции. 2018. № 2(49). С. 68–72.
2. Тиунова О.В. Психодиагностика в работе спортивного психолога со сборными командами России: содержание, методические и организационные аспекты // Общая и прикладная психология. 2017. № 2. С. 88–93.
3. Мантрова И.Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике. Иваново: Нейрософт, 2007. 216 с.
4. Дрягалова Е.А., Касатова Е.Н. Диагностический комплекс оценки психофизиологического статуса обучающихся в процессе профессионального самоопределения // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3. С. 148. URL: https://s.science-education.ru/pdf/2015/2-3/130.pdf (дата обращения 10.10.2024)
5. Марьясова Д.А., Линде Е.В. Психофизиологические особенности высококвалифицированных спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата // Наука и спорт: современные тенденции. 2015. Т. 6, № 1(6). С. 51–55.
6. Гнедых Д.С. Дистанционная компьютерная диагностика познавательной сферы учащихся: проблемы и перспективы // Педагогика и психология образования. 2019. № 2. С. 141–152.
7. Ануфриев А.Ф. Разработка психодиагностических методик как предмет психодиагностики // Педагогика и психология образования. 2023. № 4. С. 184–200. DOI: 10.31862/2500-297X-2023-4-184-200
8. Баранников А.Е., Фёдорова Е.Ю., Пушкина В.Н. Влияние типологических свойств нервной системы на уровень развития двигательно-координационных способностей самбистов // Естественно-научные основы физического воспитания и спортивной тренировки. 2023. № 2. С. 94–102. DOI: 10.25688/ 2076-9091.2023.50.2.08.
9. Shibkova D.Z., Kislitsyn M.N., Maltsev V.P. Selection criteria for service sports based on the indicators of cadets of the Russian Ministry of Internal Affairs // Advances in Health Sciences Research. 2019. Vol. 17. P. 249–251.
10. Egoyan А., Khipashvili I. Use of psychophysiological computer tests during the process of sportsmens preparation // Eredeti Közlemény. 2017. Iss. 3. P. 8– 17.
11. Kondratovich S.V., Zakharova A.V. Age specific dynamics of response rates in football players // Theory and practice of physical culture. 2021. № 1. P. 12–14.
12. Ларионова О.В., Дравица Л.В. Нейродинамические показатели сенсомоторного реа-гирования детей младшего школьного возраста с ортофорией и гетеротропией в динамике после курса консервативного лечения // Офтальмология. Восточная Европа. 2022. Т. 12, № 3. С. 321–332. DOI: 10.34883/PI.2022.12.3.023
13. Бобровская Е.Ф. Стресс и копинг-тест Р. Лазаруса и С. Фолкман // Психология. Серия Познание. 2020. № 7. С. 48–52. DOI: 10.37882/2500-3682.2020.07.05
14. Шихвердиев С.Н. Карьерные и смысложизненные ориентации спортсменов на этапе завершения спортивной карьеры // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 2 (192). С. 437–440. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p437-440
15. Усманова Е.Н., Ульданова Д.Р. Взаимообусловленность показателей уровня субъективного контроля и эмоциональной сферы игроков командных видов спорта 15–16 лет // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020. Т. 15, № 4. С. 78–83.
16. Impact of coping strategies on sport performance / G. Cosma, A. Chiracu, R. Stepan, A. Cosma, C. Nanu, C. Paunescu // Journal of Physical Education and Sport. 2020. № 20(3). P. 1380–1385. DOI: 10.7752/jpes.2020.03190.
17. Abessolo M., Flossier J. Hirschi A. Basic Values, Career orientations, and Career Anchors: Empirical investigation of relatioships // Frontiers in psychology. 2017. Vol. 8. P. 1556. DOI: 10.3389/fpsyg.2017.01556.
18. Assessment of the Relationship between Selected Factors and Stress-Coping Strategies in Handcyclists-A Preliminary Study / A. Turon-Skrzypinska, W. Pawlukowska, A. Szylinska et al. // Medicina. 2020. Vol. 56. P. 211–220. DOI: 10.3390/medicina56050211

References

-
Опубликован
2025-04-01
Как цитировать
Кац, А., Смолина, Ю., & Зверев, А. (2025). Возможности компьютерной психодиагностики личности в образовательном процессе вузов спортивного профиля: результаты пилотажного исследования. Психология. Психофизиология, 18(1), 51-62. https://doi.org/10.14529/jpps250105
Раздел
Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред