Опыт разработки, апробации и стандартизации опросников на выявление признаков и причин повышенной тревожности у школьников
Аннотация
Обоснование. Увеличение числа тревожных детей в последнее время определяет необходимость разработки методов диагностики и выявления причин тревожности детей, в том числе в организованных коллективах. Цель: создать инструмент для выявления признаков и причин повышенной тревожности у школьников для последующего оперативного применения мер профилактики в условиях образовательной организации. Материалы и методы. Для достижения данной цели были разработаны опросники для учащихся, родителей и учителей, а также проведены традиционные процедуры их апробации и стандартизации с помощью индекса валидности, коэффициента Тау-Кендалла, индекса α Кронбаха, шкалы станайнов. Пробное тестирование опросников проводилось на выборке, состоящей из 256 обучающихся 6–8, 10-х классов общеобразовательной организации, также в опросе участвовало 256 родителей и 12 учителей – классных руководителей. Результаты. Экспертная оценка определила, что в целом по актуальности и ясности опросники № 2 (по выявлению возможных причин тревожности у ребенка), № 3 (о мерах профилактики повышенной тревожности со стороны учителей) и № 4 (о мерах профилактики повышенной тревожности со стороны родителей) являются обоснованными и пригодными по содержанию, опросник № 1 (на выявление признаков тревожности у ребенка) оценен как требующий существенной доработки. Опросники в текстовом представлении имеют разные вариации для разных групп респондентов, но при этом являются идентичными по смыслу. Текст опросников доступен для восприятия респондентами разного пола и возраста, не содержат недоступных для понимания исследуемыми слов и выражений. Корреляционный анализ ответов детей и родителей, учащихся и учителей, а также оценка надежности согласованности вопросов опросников позволили признать их надежными. Стандартизация опросников осуществлялась с применением метода шкалы станайнов. Предложены варианты результирующих оценок и весовые коэффициенты для промежуточных баллов. Заключение. Методика оперативной оценки признаков и причин повышенной тревожности у детей позволяет провести быструю диагностику этих показателей и может быть полезна в организации профилактической работы и оценки ее эффективности.
Скачивания
Литература
2. Капитанец Е.Г., Девятова К.М. Влияние тревожности на агрессивное поведение подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 7. С. 61–65.
URL: http://e-koncept.ru/2016/56090.htm (дата обращения: 24.05.2024)
3. Малютина О.П., Титова А.С., Мишурова А.А. Связь агрессивности школьников с уровнем личностной тревожности // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. Т. 116, № 2. С. 171–174. DOI: 10.23670/IRJ.2022.116.2.064.
4. Брель Е.Ю., Гайдук С.В. Проблемы развития тревожности у младших школьников // Сибирский психологический журнал. 2000. № 12. С. 79–84.
5. Кудинова Е.А. Особенности, причины и виды школьной тревожности // Технологии образования. 2022. Т. 16, № 2. С. 134–137.
6. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. М.: Знание, 1988. 80 с.
7. Гальченко А.С. Методические аспекты разработки анкеты, направленной на определение статуса гражданской идентичности старшеклассников // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 75-3. С. 121–125. DOI 10.18411/lj-07-2021-107.
8. Николаев А.Н. Методологические рекомендации для разработки анкет // Вестник Псковского государственного университета. 2019. № 10. С. 111–114.
9. Проданова Я.П., Кундуржиев Т.Г., Янчева-Стойчева М.Г. Перевод, адаптация и валидация анкеты о качестве трудовой жизни А.П. Егоршина работников медицинских учреждений // Наука и мир. 2018. Т. 54, № 2-1. С. 41–45.
10. Каримова В. Оценка валидности и надежности результатов анкетирования // Наука и инновации. 2022. Т. 1, № 5. С. 118–124. DOI: 10.5281/zenodo.7005916
11. Оценка барьеров участия мужчин в перинатальном уходе: разработка и валидация анкет / А.К. Шакаримов, И.Л. Копобаева, А.А. Турмухамбетова, Я.Г. Турдыбекова // Медицина и экология. 2020. Т. 96, № 3. С. 101–110.
12. Design and implementation content validity Study: development of an instrument for measuring patient-centered communication / V. Zamanzadeh, A. Ghahramanian, M. Rassouli et al. // Journal of Caring Sciences. 2015. Vol. 4(2). P. 165–178. DOI: 10.15171/jcs.2015.017.
13. Разуваева Ю.Ю., Диденко А.В. Личностная тревожность у подростков // Молодежный инновационный вестник. 2023. Т. 12, № 2. С. 336–338.
14. Коновалова П.В., Петрова С.С. Методы коррекции тревожности детей школьного возраста // Рефлексия. 2022. № 6. С. 51–54.
References
-Copyright (c) 2024 Психология. Психофизиология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.