Культурный дифференциал креативности: теоретические основания исследований творчества субъектов в динамичной культуре
Аннотация
Введение. В интенсивно изменяющейся культуре актуальным является анализ экзистенциальных тенденций развития креативности и возможностей исследований динамики творческой личности в динамичной культуре на основе системно-динамического подхода. Цель: проанализировать в контекстах современных концепций креативности специфику предмета исследований творческой личности в динамичной культуре и методологические принципы, реализованные в авторских методиках. Теоретические основы. Реализация системно-динамического принципа в исследованиях креативности в контекстах культуры включает несколько аспектов. Во-первых, обращение к особому предмету – динамическому единству креативности и адаптации личности в культуре, в основе которого находятся процессы адаптации – индивидуализации – интеграции личности в культурных сообществах. Во-вторых, использование метода, ориентированного на множественные измерения, на интеграцию возможностей проективных и психосемантических методов. В-третьих, продвижение исследований креативности от дифференциально-психологического подхода, направленного на различение типов креативности к персонологическому подходу, выявляющему уникальность творца. Результаты. «Культурный дифференциал креативности» представляет теоретические основания исследований креативности субъектов в динамичной культуре на методологической базе дифференциально-психологического подхода с ориентацией на выявление уникальности личности в творчестве. В контекстах современных концепций креативности рассмотрены три феномена, представляющих инварианты динамики творческой личности: 1) «эффект трансцендирования» – сущностная динамическая характеристика творческой личности; 2) «амбивалентность переживания» как «гиперфункционирование» личности; 3) субъектные позиции в культуре, проявляющиеся в символических, нарративных аспектах деятельности и общения; 4) рефлексия субъектами ролевой и социокультурной идентичности в творческой деятельности. Заключение. Дифференциально-психологический подход к исследованию креативности субъектов в динамичной культуре ориентируется на выявления ресурсов адаптивной и инновационной креативности. Для повседневной жизнедеятельности востребованы ресурсы адаптивной креативности как массовые креативные компетенции. Для решения проблем с высоким уровнем новизны, сложности, неопределенности необходимы ресурсы инновационной креативности, что включают компетенции креативности – стрессоустойчивости и персональный смысл творческого напряжения как гиперфункционирования.
Скачивания
Литература
2. Чиксентмихайи М. Эволюция личности. М.: Альпина нон-фикшн, 2019. 420 с.
3. Инглхарт Р. Культурная эволюция. Как изменяется человеческая мотивация и как это меняет мир. М.: Мысль, 2018. 334 с.
4. Advancing creativity theory and research: A sociocultural manifesto / V.P. Glaveanu, M. Hanchett Hanson, J. Baer et al. // The Journal of Creative Behavior. 2020. Vol. 54, № 3. P. 741–745. DOI: 10.1002/jocb.395
5. Шумакова Н.Б. Творческий потенциал и его измерение в современных зарубежных исследованиях // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10, № 4. C. 8–16. DOI: 10.17759/jmfp.2021100401.
6. Taylor C. L., Kaufman J. C. The creative trait motivation scales // Thinking Skills and Creativity. 2021. Vol. 39. 100763. DOI: 10.1016/j.tsc.2020.100763.
7. Kim K.H. The Torrance tests of creative thinking-figural or verbal: Which one should we use? // Creativity. Theories–Research-Applications. 2017. Vol. 4, № 2. P. 302–321. DOI: 10.1515/ctra-2017-0015.
8. Проблемы исследования способностей в новейшей российской психологии: в поисках новой теории / В.А. Мазилов, Ю.Н. Слепко, Д.В. Ушаков, В.Д. Шадриков // Психологический журнал. 2021. Т. 44, № 4. С. 5–14. DOI: 10.31857/S020595920027081-5
9. Childrens creativity and personal adaptation resources / V.G. Gryazeva-Dobshinskaya, Y.A. Dmitrieva, S.Y. Korobova et al. // Behavioral Sciences. 2020. Vol. 10, № 2. P. 49. DOI: 10.3390/bs10020049.
10. Fürst G., Ghisletta P., Lubart T. Toward an integrative model of creativity and personality: Theoretical suggestions and preliminary empirical testing // The Journal of Creative Behavior. 2016. Vol. 50, № 2. P. 87–108. DOI: 10.1002/jocb.71.
11. Lubart T., Barbot B., Besancon M. Creative potential: assessment issues and the EPoC Battery // Estudios de Psicologia. 2019. Vol. 40, № 3. P. 1–23. DOI: 10.1080/02109395.2019.1656462.
12. Kharkhurin A. V. Creativity.4in1: Four-criterion construct of creativity // Creativity Research Journal. 2014. Vol. 26, № 3. P. 338–352. DOI: 10.1080/10400419.2014.929424.
13. Urban M., Urban K. Orientation Toward Intrinsic Motivation Mediates the Relationship Between Metacognition and Creativity // The Journal of Creative Behavior. 2023. Vol. 57, № 1. P. 6–16. DOI: 10.1002/jocb.558.
14. Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. 464 с.
15. Чиксентмихайи М. Креативность. Поток и психология изобретений и открытий. М.: Карьера Пресс, 2019. 528 с.
16. Kaufman S.B. Opening up openness to experience: a four-factor model and relations to creative achievement in the arts and sciences // Journal of Creative Behavior. 2013. Vol. 47, № 4. P. 233–255. DOI: 10.1002/jocb.33.
17. Грязева-Добшинская В.Г. Синергия взаимодействия субъектов в совместной творческой деятельности как механизм творческого лидерства // Психология интеллекта и творчества. Традиции и инновации. М.: Изд-во ИПРАН, 2010. С. 298–309.
18. Xie G., Paik Y. Cultural differences in creativity and innovation: are Asian employees truly less creative than western employees? // Asia Pacific Business Review. 2018. Vol. 25, № 1. P. 123–147. DOI: 10.1080/13602381.2018.1535380.
19. Kirton M. Adaptors and innovators: A description and measure // Journal of Applied Psychology. 1976. Vol. 61(5). P. 622–629.
20. Orkibi H. Creative adaptability: Conceptual framework, measurement, and outcomes in times of crisis // Frontiers in psychology. 2021. Vol. 11. Art. 588172. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.588172.
21. Личностные ресурсы и барьеры инновационного лидерства руководителей: структурные аспекты мотивации, стиля лидерства, социальной идентичности / В.Г. Грязева-Добшинская, Ю.А. Дмитриева, С.Ю. Коробова, В.А. Глухова // Организационная психология. 2023. Т. 13, № 3. С. 9–28. DOI: 10.17323/2312-5942-2023-13-3-9-28.
22. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые создают будущее. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. 484 с.
23. Creative potential in science: Conceptual and measurement issues / T. Lubart, A.V. Kharkhurin, G.E. Corazza et al. // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. 750224. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.750224.
24. Lubart T., Thornhill-Miller B. Creativity: An Overview of the 7Cs of Creative Thought // The Psychology of Human Thought: An Introduction. 2020. P. 277–305. DOI: 10.17885/heiup.470.c6678.
25. Feist G. J. A meta-analysis of personality in scientific and artistic creativity // Personality and social psychology review. 1998. Vol. 2, № 4. P. 290–309. DOI: 10.1207/s15327957pspr0204_5.
26. Simonton D.K. Scientific creativity: Discovery and invention as combinatorial // Frontiers in psychology. 2021. Vol. 12. 721104. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.721104.
27. Domains of everyday creativity and personal values / N. Lebedeva, S. H. Schwartz, F. J. Van De Vijver et al. // Frontiers in psychology. 2019. Vol. 9. Art. 2681. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.02681.
28. Курганская М.В., Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Личностный потенциал предпринимателей и менеджеров высшего звена // Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл. 2011. С. 491–511.
29. Дмитриева Ю.А. Разноуровневые ресурсы инновационного лидерства: факторно-аналитическое исследование // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2015. Т. 8, № 3. С. 103–111.
30. Dmitrieva Y.A., Korobova S.Y., Kochkina D.V. Individual response to stressors and efficiency in project activities // Behavioral Sciences. 2019. Vol. 10, № 1. DOI: 10.3390/bs10010010.
31. Клейнер Г.Б., Рыбачук М.А., Ушаков Д.В. Менталитет экономических агентов и институциональные изменения в поисках равновесия // Terra Economicus. 2021. Т. 19, № 4. С. 6–20. DOI: 10.18522/2073-6606-2021-19-4-6-20.
32. Нестик Т.А. Конструирование образа будущего в условиях неопределенности // Mobilis in mobile: личность в эпоху перемен. М.: Издательский Дом ЯСК. 2019. С. 213–225.
33. Corazza G.E., Glăveanu V.P. Potential in Creativity: Individual, Social, Material Perspectives, and Dynamic Integrative Framework // Creativity Research Journal. 2020. Vol. 32, № 1. Р. 81–91. DOI: 10.1080/10400419.2020.1712161
34. How does culture shape creativity? A mini-review / Y. Shao, C. Zhang, J. Zhou et al. // Frontiers in psychology. 2019. Vol. 10. Art. 1219. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.01219.
35. Cabra J.F., Guerrero C.D. Regional creativity: Cultural and socio-economic differences // Journal of Creativity. 2022. Vol. 32, № 2. Art. 100022. DOI: 10.1016/j.yjoc.2022.100022.
36. Рыльская Е.А., Погорелов Д.Н. Идентичность личности в виртуальном пространстве социальных сетей и реальная идентичность: сравнительные характеристики // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 1 (118). С. 105–114. DOI: 10.20323/1813-145X-2021-1-118-105-114
37. Белинская Е.П., Прилуцкая П.Ю. Взаимосвязь виртуального социального статуса и личностных особенностей пользователей социальной сети Инстаграм // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2019. № 4. С. 116–130. DOI: 10.28995/2073-6398-2019-4-116-130.
38. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М.: Языки русской культуры, 1998. 372 с.
39. Петровский В.А. Человек над ситуацией. Второе издание. М.: Смысл, 2021. 559 с.
40. Петровский В.А. Субъектность Я в персонологической ретроспективе // Мир психологии. 2021. Т. 105. № 1-2. С. 174–194.
41. Citko K. Creativity as the Act of Transcending Oneself and the World: from Creativity to Transcendence. Creativity. Theories–Research-Applications. 2020. Vol. 6(2). P. 264–268. DOI: 10.1515/ctra-2019-0015.
42. Василюк, Ф.Е. Психотехники выбора // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл, 1997. С. 294–314.
43. Гудзовская А.А., Добрынина Е.И., Мышкина М.С. Социальная идентичность как кон-текст креативности в ситуации фрустрации // Социальная психология и общество. 2023. Т. 14, № 2. C. 193–210. DOI: 10.17759/sps.2023140212.
44. Хазова С.А. Опыт исследования роли креативности в совладающем поведении субъекта // Субъектный подход в психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2009. С. 421–433.
45. Byron K., Khazanchi S., Nazarian D. The relationship between stressors and creativity: a meta-analysis examining competing theoretical models // Journal of Applied Psychology. 2010. Vol. 95, № 1. Р. 201–212.
46. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Питер, 2022. 448 с.
47. Мэй Р. Мужество творить. СПб.: Питер, 2020. 160 с.
48. Мэй Р. Человек в поисках себя. СПб.: Питер, 2022. 240 с.
49. Грязева-Добшинская В.Г., Коробова С.Ю., Дмитриева Ю.А. Психосемантика притягательности персонажей культового фильма и символико-мифологические контексты идентификации субъектов // Культурно-историческая психология. 2023. Т. 19, № 4. С. 14–25. DOI: 10.17759/chp.2023190402
50. Грязева-Добшинская В.Г. Современное искусство и личность: гармонии и катастрофы.
М. Академический проект. 2002. 402 с.
51. Zenasni F., Besancon M., Lubart T. Creativity and Tolerance of Ambiguity: An Empirical Study // Journal of Creative Behavior. 2008. Vol. 42, № 1. Р. 61–73. DOI: 10.1002/j.2162-6057.2008.tb01080.
52. Леонтьев Д.А., Шильманская (Миюзова) А.Е. Жизненная позиция личности: от теории к операционализации // Вопросы психологии. 2019. № 1. С. 90–100.
53. Мэй Р. Взывая к мифу. Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований. 2021. 336 с.
54. Воглер К. Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино. М.: Альпина нон-фикшн. 2015. 476 с.
55. Методика диагностики отношения социальных субъектов к творческой личности / В.Г. Грязева-Добшинская, Н.Ю. Бакунчик, В.А. Глухова, А.С. Мальцева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2008. Вып. 3. С. 33–45.
56. Нестик Т.А., Шаповалова О.С., Плужник С.А. Социальная идентичность и временная перспектива личности как предпосылки отношения к коллективному прошлому, настоящему и будущему // Социальная и экономическая психология. 2019. Т. 4, № 4(16). С. 102–126.
57. Сидоренков А.В., Штроо В.А., Штильников Д.Е. Проявление уровней и компонентов идентичности работников в организации // Организационная психология. 2020. Т. 10, № 2. С. 35–57.
58. Gocłowska M.A., Crisp R.J. How Dual-Identity Processes Foster Creativity // Review of General Psychology. 2014. Vol. 18. № 3. Р. 216–236. DOI: 10.1037/gpr0000008.
59. Karwowski M. The dynamics of creative self-concept: Changes and reciprocal relations between creative self-efficacy and creative personal identity // Creativity Research Journal. 2016. Vol. 28(1). Р. 99–104. DOI: 10.1080/10400419.2016.1125254.
60. Нестик Т.А., Журавлев А.Л. Психология глобальных рисков. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2020. 402 с.
61. Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д., Черноризов А.М. Парадокс существования адаптации и преадаптации в историко-эволюционном процессе // Вопросы психологии. 2021. Т. 67, № 4. С. 1–18.
62. Леонтьев Д.А. Неопределенность как центральная проблема психологии личности // Mobilis in mobile: личность в эпоху перемен. М.: Издательский Дом ЯСК, 2019. С. 40–53.
63. Леонтьев Д.А. К психологии возможного: антропологический, детерминистский, аксиологический и экзистенциальный контексты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Т. 12, № 2. С. 111–121. DOI: 10.21638/spbu16.2022.201
64. Петровский В.А. Активность, деятельность, индивидуальность: между вчера и завтра (методологические заметки) // Мир психологии. 2020. № 2 (102). С. 20–31.
65. Нестик Т.А. Социальное воображение как психологический феномен // Вопросы психологии. 2023. № 5 С. 3–15.
66. Ушаков Д.В. На пути к целостному видению человека // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17, № 4. С. 617–629. DOI: 10.17323/1813-8918-2020-4-617-629.
67. Талеб Н.Н. Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса. М.: Колибри. Азбука Аттикус. 2020. 768 с.
68. Голдстайн, Д., Крегер О. Творческая личность: как использовать сильные стороны своего характера для развития креативности. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 416 с.
69. Джексон М.О. Человеческие сети. Как социальное положение влияет на наши возможности, взгляды и поведение. М.: Издательство АСТ: CORPUS, 2021. 480 с.
References
Copyright (c) 2024 Психология. Психофизиология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.