Буллинг-поведение младших школьников: реальные риски современной среды начального образования
Аннотация
Обоснование. Актуальность исследования возможных предпосылок к формированию деструктивных форм поведения обучающихся, связанных с провокацией буллинга в школьной среде, уже на этапе начального общего образования определяется базовыми требованиями к обеспечению прав и свобод личности ребенка, к формированию психологической безопасности среды образовательной организации. Цель: изучение особенностей проявления буллинга как формы деструктивных отношений в сообществах младших школьников. Материалы и методы. Для реализации замысла исследования была осуществлена диагностика обучающихся 18 классных коллективов начальной школы г. Ярославля и Ярославской области, общее количество респондентов 3–4-х классов составило более 400 человек. Основным диагностическим инструментом стала методика Е.Г. Норкиной на выявление буллинг-структуры, позволяющая фиксировать наличие фактов проявления агрессии со стороны сверстников и педагогов, а также роли и позиции, занимаемые опрашиваемыми в ситуации травли в классе. Данные анализировались с учетом пола ребенка и уровня его академической успеваемости, соотносились с экспертной педагогической оценкой классных руководителей.
Результаты. Обнаружено, что предпосылки к проявлению агрессии и буллинга в классных коллективах складываются уже на этапе обучения в начальной школе, что в отношениях младших школьников просматриваются все роли, характерные для буллинг-системы, и дифференцируются определенные буллинг-стратегии в поведении детей. Существует специфичность проявления буллинг-ролей в зависимости от пола ребенка и уровня его успеваемости. Заключение. Наличие предпосылок к развитию деструктивных форм взаимодействия может быть признано реальным риском современной ситуации начальной школы. Классные коллективы младших школьников на этапе окончания начального образования характеризуются наличием полной буллинг-структуры, согласующейся с классическими представлениями о ролевой модели, характерной для ситуации травли. Результаты исследования открывают перспективы коррекционно-развивающей работы по повышению психологической безопасности образовательной среды через организацию специфичной профилактической работы с классными коллективами.
Скачивания
Литература
2. Профилактика девиантного поведения обучающихся в условиях образовательной организации: коллективная монография / Е.Л. Афанасенкова, Н.Н. Васягина, Л.Е. Власова [и др.]; под ред. Н.Н. Васягиной, Е.А. Казаевой. Екатеринбург, 2018. 261 с.
3. Современные подростки в эпоху глобальных перемен: от делинквентности к психологической безопасности / под науч. ред. Т.В. Бугайчук, В.В. Белкиной. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2022. 83 с.
4. Филипенко Е.В. Профилактика девиантного поведения подростков в контексте духовно-нравственного воспитания // Российский девиантологический журнал. 2022. № 3. С. 308–316.
5. Кривцова С.В. Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных: организационная культура ОУ для решения проблем дисциплины и противостояния насилию. М.: Федеральный институт развития образования. 2011. 119 с.
6. Assessing the Risk Factors of Cyber and Mobile Phone Bullying Victimization in a Nationally Representative Sample of Singapore Youth / T.J. Holt, S. Fitzgerald, A.M. Bossler et al. // International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology. 2016. Vol. 60, № 5. P. 598–615. DOI: 10.1177/0306624X14554852
7. The Predictive Efficiency of School Bullying versus Later Offending: A Systematic / Meta-analytic Review of Longitudinal Studies / M.M. Ttofi, D.P. Farrington, F. Lösel, R. Loeber // Criminal Behaviour and Mental Health. 2011. Vol. 21, № 2. P. 80–89. DOI: 10.1002/cbm.808.
8. Бердышев И.С., Нечаева М.Г. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики. СПб.: Речь, 2015. 117 с.
9. Hawker D.S.J., Boulton M.J. Twenty Years Research on Peer Victimization and Psychosocial Maladjustment: A Meta-Analytic Review of Cross-Sectional Studies // Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines. 2000. Vol. 41, № 4. P. 441–455. DOI: 10.1111/1469-7610.00629.
10. Новикова М.А., Реан А.А., Коновалов И.А. Буллинг в российских школах: опыт диагностики распространенности, половозрастных особенностей и связи со школьным климатом // Вопросы образования. 2021. № 3. С. 62–90. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-3-62-90
11. Иванюшина В.А., Ходоренко Д.К., Александров Д.А. Распространенность буллинга: возрастные и гендерные различия, значимость размера и типа школы // Вопросы образования. 2021. № 4. С. 220–242. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-4-220-242
12. Besag V. Bullies and Victims in Schools // A Guide to Understanding and Management. Milton Keynes: Open University Press. 1989. 218 p.
13. Olweus D. Bullying at school: what we know and what we can do. New York: Blackwel. 1993. 140 p.
14. Буллинг как особый вид конфликта в детской и подростковой среде / Ю.С. Вторушина, С.В. Митрухина, Е.Н. Власова, В.П. Антонов // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2022. № 4 (42). С. 90–99.
15. Moos R. Evaluating educational environments: procedures, measures, findings and policy implications. San Francisco: Jossey-Bass. 1979.
16. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Союз, 2002. 270 с.
17. Баева И.А. Общепсихологические категории в практике исследования психологической безопасности образовательной среды // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 128. С. 27–39.
18. Богомягкова О.Н. Психологическая безопасность личности в условиях инклюзивного образования // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 2, № 4. С. 245–250.
19. Ясвин В.А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. М.: Народное образование. 2019. 448 с.
20. Каширский Д.В., Безугляк О.С. Развитие ценностей-идеалов на переходном этапе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Ползуновский вестник. 2006. № 3. С. 116–124.
21. Беляева О.А. Буллинг-стратегии детей младшего школьного возраста: специфика формирования и проявления // Cifra. Психология. 2024. № 1 (2). DOI: 10.18454/PSY.2024.2.1
22. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). Минск: Тетра Системс, 2017. 432 с.
23. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10, № 3. С. 149–159.
24. Protecting children against bullying and its consequences / I. Zych, D.P. Farrington, V.J. Llorent, M.M. Ttofi. New York: Springer. 2017. 92 p. DOI 10.1007/978-3-319-53028-4
25. Книжникова С.В. Профилактика девиантного поведения в условиях общеобразовательной школы: затруднения и ошибки // Российский девиантологический журнал. 2023. № 1. С. 75–90. DOI: 10.35750/2713-0622-2023-1-75-90
26. Азерли Д.А., Петрова И.Э. Насилие в школе: взгляд современных российских исследователей // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2013. № 4 (32). С. 7–13.
27. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 105. С. 159–165.
28. Olweus D. Bullying at School: Basic Facts and Effects of a School Based Intervention Program // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1994. Vol. 35б № 7. P. 1171–1190. DOI: 10.1111/j.1469‑7610.1994.tb01229.x
References
-Copyright (c) 2024 Психология. Психофизиология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.