Динамика психофизиологических показателей у учащихся 11-х классов, сдающих Единый государственный экзамен

  • Л. И. Губарева Северо-Кавказский федеральный университет (Россия, 355017, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1, корп. 23) http://orcid.org/0000-0001-6387-2031 l-gubareva@mail.ru
  • Ю. Г. Коныжева Северо-Кавказский федеральный университет (Россия, 355017, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1, корп. 23) http://orcid.org/0000-0002-4409-4593 feels1989@mail.ru
  • М. Г. Водолажская Северо-Кавказский федеральный университет (Россия, 355017, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1, корп. 23) http://orcid.org/0000-0002-3934-6733 domabiomed@yandex.ru
Ключевые слова: Единый государственный экзамен, сложная зрительно-моторная реакция, тревожность, мотивация достижения, познавательная активность, процедура тестирования, учащиеся 11-х классов

Аннотация

Обоснование. Несмотря на отказ от Болонской системы образования, в России не будут отменять ЕГЭ. Глава Рособрнадзора Анзор Музаев пояснил, что Единый государственный экзамен построен на российских образовательных стандартах и позволяет объективно оценить знания выпускников школ. Кроме того, «ЕГЭ выполняет важнейшие социальные задачи. В частности, поддерживает единое образовательное пространство РФ». В то же время за последние 10 лет общая заболеваемость психическими расстройствами и расстройствами поведения подростков в возрасте 15–17 лет увеличилась на 11,3 %, что связывают с высокой стрессогенностью процедуры ЕГЭ. Цель: провести лонгитюдное исследование динамики психофизиологических показателей у учащихся 11-х классов, сдающих ЕГЭ в 2019, 2021, 2023 годах. Материалы и методы. Обследовано 82 учащихся. Применялись методики психологического тестирования и методики компьютерной хронорефлексометрии – сложной зрительно-моторной реакции с выбором из двух альтернатив. Статистическую обработку результатов проводили с использованием пакета анализа данных Statistica for Windows 6.0.
Результаты. Установлено значимое снижение тревожности как у юношей, так и у девушек в 2021 году – после отмены дистанционного обучения. Уровень тревожности снижался по мере освоения процедуры тестирования на ЕГЭ и овладения навыками контроля и самоорганизации, которые максимально формируются к окончанию обучения в школе в 2023 году. Выраженные изменения в динамике отмечали и по ряду показателей сложной трехэтапной зрительно-моторной реакции (СЗМР-3). Минимальное число ошибок на дифференцировку было допущено выпускниками 2023 года. Низкие показатели стабильности выполнения СЗМР-3 зарегистрированы на втором этапе, более высокие – на первом и третьем этапах. Заключение. Своевременная оценка функционального состояния ЦНС и психологических показателей позволяет своевременно выявить особенности функционального состояния центральной нервной системы, оценить риск происходящих психологических изменений и провести психокоррекционную работу.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

Л. И. Губарева , Северо-Кавказский федеральный университет (Россия, 355017, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1, корп. 23)

Доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры физиологии и патологии, медико-биологический факультет

Ю. Г. Коныжева , Северо-Кавказский федеральный университет (Россия, 355017, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1, корп. 23)

Аспирант кафедры физиологии и патологии, медико-биологический факультет

М. Г. Водолажская , Северо-Кавказский федеральный университет (Россия, 355017, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1, корп. 23)

Доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры коррекционной психологии и педагогики, психолого-педагогический факультет

Литература

1. Черненков Ю.В., Сердюков А.Ю. Состояние здоровья школьников в условиях профильного обучения // Экология человека. 2011. № 1. С. 51–54.
2. Губарева Л.И., Прасолова О.В. Функциональное состояние центральной нервной системы у учащихся инновационных школ // Фундаментальные исследования. 2013. № 6 (ч. 2). С. 346–361.
3. Факторы, формирующие здоровье современных детей и подростков / О.П. Грицина, Л.В. Транковская, Е.В. Семанив, Е.А. Лисецкая // Тихоокеанский медицинский журнал. 2020. № 3. С. 19–24. DOI: 10.34215/1609‑1175‑2020‑3‑19‑24
4. Лаптева Е.А., Любовцев В.Б., Мамалыга Л.М. Итоговая аттестация в формате ГИА и ЕГЭ: психофизиологические особенности состояния детей 9-х и 11-х классов при функциональной нагрузке, обусловленной сдачей экзаменов // Фундаментальные исследования. 2013. № 7-3. С. 575–579.
5. Андреева А.Д. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы // Психологическая диагностика. 2006. № 1. С. 33–38.
6. Spielberger C.D. Anxiety and behavior. New York: Academic Press. 1966. 169 p.
7. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. М.: Генезис. 2009. 184 с.
8. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характеров у подростков. СПб.: Речь. 2010. 256 с.
9. Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. СПб., 1999. 86 с.
10. Губарева Л.И., Коныжева Ю.Г., Литвинова Л.В. Особенности функционирования центральной нервной системы у юношей и девушек 16–17 лет с разным уровнем тревожности и стрессоустойчивости // Вестник психофизиологии. 2022. № 4. С. 34–42.
11. Психофизиологическая характеристика тревожности и интеллектуальной деятельности в детском возрасте (обзор) / А.В. Грибанов, И.С. Депутат, А.Н. Нехорошкова и др. // Экология человека. 2019. № 9. С. 50–58.
12. Роль полиморфных вариантов гена контактин-ассоциированно-подобного белка-2 (CNTNAP2) в формировании различий в уровнях тревожности / Р.Ф. Еникеева, А.В. Казан-цева, Ю.Д. Давыдова и др. // Научные результаты биомедицинских исследований. 2020. № 6 (1). С. 20–36. DOI: 10.18413/2658-6533-2020-6-1-0-3
13. Alarcón M., Abrahams B.S., Stone J.L. Linkage, Association, and Gene-Expression Analyses Identify CNTNAP2 as an Autism-Susceptibility Gene // The American Journal of Human Genetics. 2008. Vol. 82(1). P. 150–159. DOI: 10.1016/j.ajhg.2007.09.005.
14. Peñagarikano O., Geschwind D.H. What does CNTNAP2 reveal about autism spectrum disorder? // Trends in molecular medicine. 2012. Vol. 18(3). P. 156–163. DOI: 10.1016/j.molmed.2012.01.003.
15. Гены семейства нейрексинов (CNTNAP2 и NRXN1): их роль в развитии математиче-ской тревожности / А.В. Казанцева, Р.Ф. Еникеева, А.Р. Романова и др. // Медицинская генетика. 2016. Т. 15, № 11. С. 17–23.
16. The genetic and environmental aetiology of spatial, mathematics and general anxiety / M. Malanchini, K. Rimfeld, N.G. Shakeshaft et al. // Scientific Reports. 2017. Vol. 7. ID art. 42218. DOI: 10.1038/srep42218.
17. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт изучения высшей нервной деятельности (поведения животных). М.: Наука, 1973. 661 с.
18. Губарева Л.И., Коныжева Ю.Г. Возрастная динамика показателей мотивации достижения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы и ее биологические детерминанты // Вестник психофизиологии. 2019. № 4. С. 51–61.

References

-
Опубликован
2024-04-01
Как цитировать
Губарева, Л., Коныжева, Ю., & Водолажская, М. (2024). Динамика психофизиологических показателей у учащихся 11-х классов, сдающих Единый государственный экзамен. Психология. Психофизиология, 17(1), 91-102. https://doi.org/10.14529/jpps240109
Раздел
Психофизиология