Ресурсы групповых копинг-стратегий юношей в условиях спортивной команды как малой группы
Аннотация
Обоснование. В научной литературе анализ групповых копинг-стратегий освещен в большей степени на примере изучения больших групп либо диадных отношений. Известно, что применение командных стратегий совладания повышает сплоченность и желание сохранить баланс в коллективе, что ведет к личностному росту и развитию как отдельных членов группы, так и всей группы в целом. Индивидуальные стратегии совладания представляют собой объединение когнитивных и психоэмоциональных процессов личности, возникающих в ответ на стрессовый фактор. Предполагается, что при гармоничном сочетании индивидуальных и командных копингов процесс преодоления стресса становится более эффективным. Цель: установить особенности копинг-стратегий и сформированности личностных характеристик; выявить копинг-ресурсы индивидуальных и групповых копинг-стратегий. Материалы и методы. Обследованы 30 спортсменов мужской сборной регбийной команды Краснодарского края. Возраст спортсменов –16–17 лет, квалификация: КМС, 1-й и 2-й спортивный разряд. Применялись методики диагностики эмоционального интеллекта (Д.В. Люсин), социального интеллекта (Дж. Гилфорд, М. Салливен), копинг-стратегий во время кризиса (Н. Агазаде), психосоциальной зрелости (Б.К. Пашнев), эмпатии (В.В. Бойко), социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд), поддержки автономии тренером спортсмена. Результаты. Несмотря на многообразие стрессовых факторов в условиях образовательного процесса в области командного спорта, неконструктивные копинги уступают конструктивным. Наиболее развитые личностные особенности: зрелое отношение к себе и окружающим, умение понимать эмоции, высокая оценка личной автономии от лица тренера. Вклад в применение адаптивных копинг-стратегий вносят зрелость, эмоциональный интеллект, эмпатия, поддержка автономии со стороны тренера. Ресурсы, снижающие вероятность применения дезадаптивного копинга, – социальная интуиция, адаптивность, интернальность. Копинг-ресурс, взаимосвязанный лишь с индивидуальными копингами, – психосоциальная зрелость. Ресурсы, взаимосвязанные лишь с командными копинг-стратегиями, – эмоциональный интеллект и социальный интеллект, проникающая способность в эмпатии, поддержка тренером автономии спортсмена, адаптивность и интернальность. Эмоциональный комфорт взаимосвязан с индивидуальными и командными копинг-стратегиями. Заключение. Результаты исследования позволяют оценить личностные копинг-ресурсы, спрогнозировать способы преодоления стресса и степень их конструктивности, определить направления наращивания копинг-ресурсов.
Скачивания
Литература
2. Bodenmann G. Dyadic coping and its significance for marital functioning // Couples coping with stress: Emerging perspectives on dyadic coping / Eds. T.A. Revenson, K. Kayser, G. Bodenmann. Washington: DC: American Psychological Association. 2005. P. 33–49. DOI: 10.1037/11031-002
3. Coyne J.C., Smith D.A. Couples coping with a myocardial infarction: a contextual perspective on wives distress // Journal of Personality and Social Psychology. 1991. Vol. 61(3). P. 404–412. DOI: 10.1037//0022-3514.61.3.404
4. Hobfoll S.E., Wells J.D., Lavin J. Resource loss, resource gain, and communal coping during pregnancy among women with multiple roles // Psychology of Women Quarterly. 1997. Vol. 21 (4). P. 645–662. DOI: 10.1111/j.1471-6402.1997.tb00136.x
5. Белинская Е.П., Икрамова А.А. Взаимосвязь совместного копинга и уровня групповой сплоченности при выработке группового решения // Вестник Кемеровского государственно-го университета. 2015. Т. 3, № 3 (63) С. 82–87.
6. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В. Индивидуальные и групповые тенденции совладания с трудностями в российских семьях // Вестник Костромского государственного университе-та им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2014. Т. 20, № 2. С. 71–77.
7. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. C. 3–22.
8. Агазаде Н. Копинг-стратегии во время кризиса // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. 2012. № 1. URL: http://mprj.ru/archiv_global/2012_1_12/nomer/ nomer01.php (дата обращения: 01.10.2023).
9. Пашнев Б.К. Психодиагностика. Практикум школьного психолога / ред. О. Морозова, Н. Калиничева. Ростов н/Д.: Феникс. 2010. 317 с.
10. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинъ, 1996. 472 с.
11. Михайлова (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта: Адап-тация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена: Руководство по использованию. СПб., ГП «ИМАТОН», 1996. 56 с.
12. Образ тренера и психологическое благополучие студентов-спортсменов / С.А. Во-робьёв, А.Г. Грецов, Е.Б. Лактионова и др. // Теория и практика физической культуры. 2020. № 8. С. 98–100.
13. Кочуров М.Г. Связь копинг-стратегий с локусом контроля // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 1-2(91). С. 40–43. DOI: 10.23670/IRJ.2020.91.1.029
References
-Copyright (c) 2024 Психология. Психофизиология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.