К вопросу исследования субъективной карьеры личности в контексте непрерывного образования

  • М. В. Предеина Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Россия, 620002, Екатеринбург, ул. Мира, д. 19) https://orcid.org/0000-0002-1975-9506 mvpredeina@mail.ru
  • Н. В. Жукова Уральский государственный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Россия, 620002, Екатеринбург, ул. Мира, д. 19) https://orcid.org/0000-0002-9863-257X nataly-n.tagil@mail.ru
Ключевые слова: непрерывное образование, субъективная карьера личности, внешние контексты деятельности, личная культура, внутренний контекст

Аннотация

Обоснование. Впервые в российской практике исследуется взаимосвязь установки профессионала на субъективную карьеру и его готовности к непрерывному образованию. Необходимо разрешить возникающее противоречие: с одной стороны, непрерывное образование является условием формирования субъективной карьеры личности, с другой стороны, нет исследований психологических предикторов субъективной карьеры, что определяет актуальность исследования. Цель: на основе анализа существующих методологических подходов, методов и методик исследования субъективной карьеры сделать выбор необходимых и достаточных параметров для исследования субъективной карьеры личности. Теоретические основы. Теория контекстного образования А.А. Вербицкого, теоретический анализ научных источников для обобщения имеющихся исследований субъективной карьеры личности, психодиагностические методики («Шкала отношения к карьере», Бриско и Холл; «Опросник TIPI» (TIPI-RU) в адаптации А.С. Сергеевой, Б.А. Кириллова, А.Ф. Джумагуловой). Результаты. Выявлены психологические предикторы субъективной карьеры личности, которые могут являться показателями, пригодными и достаточными для использования в эмпирическом исследовании, а именно: 1) самостоятельное управление карьерой, 2) ориентация на собственные ценности в отношении карьеры, 3) безграничное мышление, 4) предпочтение организационной мобильности, 5) открытость опыту. Заключение. Предложены методики диагностики выбора карьерного варианта личности по субъективному типу.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

М. В. Предеина , Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Россия, 620002, Екатеринбург, ул. Мира, д. 19)

Аспирант, кафедра общей и социальной психологии

Н. В. Жукова , Уральский государственный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Россия, 620002, Екатеринбург, ул. Мира, д. 19)

Доктор психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии, департамент психологии Уральского гуманитарного института

Литература

1. Pringle J., Mallon M. Challenges for the boundaryless career odyssey // The International Journal of Human Resource Management. 2003. Vol. 14, iss. 5. P. 839–853. DOI: 10.1080/0958519032000080839
2. Wang Y.-F. Constructing career competency model of hospitality industry employees for career success // International Journal of Contemporary Hospitality Management. 2013. Vol. 25, iss. 7. P. 994–1016. DOI: 10.1108/IJCHM-07-2012-0106
3. Guest D., Rodrigues R. Beyond the duality between bounded and boundaryless careers: new avenues for careers research // Career Development International. 2014. Vol. 19, iss. 6. DOI: 10.1108/CDI-09-2014-0123
4. Briscoe J.P., Hall D.T., DeMuth R.L.F. Protean and boundaryless careers: An empirical exploration // Journal of vocational behavior. 2006. Vol. 69, iss. 1. 30–47. DOI: 10.1016/j.jvb.2005.09.003
5. Тихомандрицкая О.А., Рикель А.М. Социально-психологические факторы успешности карьеры [Эл. ресурс] // Психологические исследования. 2010. № 2 (10). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 21.09.22).
6. Arthur M.B., Hall D.T., Lawrence B.S. Generating new directions in career theory: The case for a transdisciplinary approach. Handbook of career theory. Cambridge University Press. 1989. P. 7–25. DOI: 10.1017/CBO9780511625459.003
7. Arthur M.B., Rousseau D.M. The boundaryless career: A new employment principle for a new organizational era // Academy of Management Review. 1998. Vol. 23(1). P. 176. DOI: 10.2307/259107
8. Kuijpers M.A.C.T., Scheerens J. Career Competencies for the Modern Career // Journal of Career Development. 2006. Vol. 32 (4). P. 303–319. DOI: 10.1177/0894845305283006
9. Gerli F., Bonesso S., Pizzi C. Boundaryless career and career success: the impact of emotional and social competencies // Frontiers in Psychology. 2015. Vol. 6. ID art. 1304. DOI: 10.3389/fpsyg.2015.01304
10. Karakus F. A retrospective view from traditional to boundaryless career and career success // International Journal of Research in Business and Social Science. 2021. Vol. 10, iss. 3. P. 65–81. DOI: 10.20525/ijrbs.v10i3.1131
11. Sullivan S.E. Self-direction in the boundaryless career era. Developing self in work and career: Concepts, cases, and contexts. Eds. P.J. Hartung, L.M. Subich. American Psychological Association. 2011. P. 123–140. DOI: 10.1037/12348-008
12. Heilmann P. The dialectics between boundaryless career and competence development findings among Finnish ICT and paper managers // The International Journal of Human Resource Management. 2011. Vol. 22, iss. 1. P. 181–196. DOI: 10.1080/09585192.2011.538981
13. Evaluating the effect of boundaryless career attitude on internal and external self-perceived employability through learning goal orientation / Z. Mahdavipour, S.J. Abadi, H. Doroudi, A. Rezaei, S. Karimi // International Journal of Learning and Intellectual Capital. 2020. Vol. 17, iss. 2. P. 124–144. DOI: 10.1504/IJLIC.2020.108896
14. Психология и педагогика контекстного образования / под науч. ред. А.А. Вербицкого.
М.; СПб.: Нестор-История, 2018. 416 с.
15. Предеина М.В., Жукова Н.В. Контексты образования субъективной карьеры личности // Педагогическое образование в России. 2023. № 5. С. 218–226.
16. Предеина М.В., Жукова М.В. Непрерывное образование в зарубежном и российском контексте как условие формирования субъективной карьеры // Педагогика и психология образования. 2023. № 2. С. 108–125. DOI: 10.31862/2500-297X-2023-2-108-125
17. Briscoe J.P., Hall D.T., DeMuth R.L.F. Protean and boundaryless careers: An empirical exploration // Journal of vocational behavior. 2006. Vol. 69, iss. 1. P. 30–47. DOI: 10.1016/j.jvb.2005.09.003
18. Сергеева А.С., Кириллов Б.А., Джумагулова А.Ф. Перевод и адаптация краткого пятифакторного опросника личности (TIPI-RU): оценка конвергентной валидности, внутренней согласованности и тестретестовой надежности // Экспериментальная психология. 2016. Т. 9, № 3. С. 138–154. DOI: 10.17759/ exppsy.2016090311

References

-
Опубликован
2023-12-31
Как цитировать
Предеина, М., & Жукова, Н. (2023). К вопросу исследования субъективной карьеры личности в контексте непрерывного образования. Психология. Психофизиология, 16(4), 47-57. https://doi.org/10.14529/jpps230404
Раздел
Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред