К вопросу исследования субъективной карьеры личности в контексте непрерывного образования
Аннотация
Обоснование. Впервые в российской практике исследуется взаимосвязь установки профессионала на субъективную карьеру и его готовности к непрерывному образованию. Необходимо разрешить возникающее противоречие: с одной стороны, непрерывное образование является условием формирования субъективной карьеры личности, с другой стороны, нет исследований психологических предикторов субъективной карьеры, что определяет актуальность исследования. Цель: на основе анализа существующих методологических подходов, методов и методик исследования субъективной карьеры сделать выбор необходимых и достаточных параметров для исследования субъективной карьеры личности. Теоретические основы. Теория контекстного образования А.А. Вербицкого, теоретический анализ научных источников для обобщения имеющихся исследований субъективной карьеры личности, психодиагностические методики («Шкала отношения к карьере», Бриско и Холл; «Опросник TIPI» (TIPI-RU) в адаптации А.С. Сергеевой, Б.А. Кириллова, А.Ф. Джумагуловой). Результаты. Выявлены психологические предикторы субъективной карьеры личности, которые могут являться показателями, пригодными и достаточными для использования в эмпирическом исследовании, а именно: 1) самостоятельное управление карьерой, 2) ориентация на собственные ценности в отношении карьеры, 3) безграничное мышление, 4) предпочтение организационной мобильности, 5) открытость опыту. Заключение. Предложены методики диагностики выбора карьерного варианта личности по субъективному типу.
Скачивания
Литература
2. Wang Y.-F. Constructing career competency model of hospitality industry employees for career success // International Journal of Contemporary Hospitality Management. 2013. Vol. 25, iss. 7. P. 994–1016. DOI: 10.1108/IJCHM-07-2012-0106
3. Guest D., Rodrigues R. Beyond the duality between bounded and boundaryless careers: new avenues for careers research // Career Development International. 2014. Vol. 19, iss. 6. DOI: 10.1108/CDI-09-2014-0123
4. Briscoe J.P., Hall D.T., DeMuth R.L.F. Protean and boundaryless careers: An empirical exploration // Journal of vocational behavior. 2006. Vol. 69, iss. 1. 30–47. DOI: 10.1016/j.jvb.2005.09.003
5. Тихомандрицкая О.А., Рикель А.М. Социально-психологические факторы успешности карьеры [Эл. ресурс] // Психологические исследования. 2010. № 2 (10). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 21.09.22).
6. Arthur M.B., Hall D.T., Lawrence B.S. Generating new directions in career theory: The case for a transdisciplinary approach. Handbook of career theory. Cambridge University Press. 1989. P. 7–25. DOI: 10.1017/CBO9780511625459.003
7. Arthur M.B., Rousseau D.M. The boundaryless career: A new employment principle for a new organizational era // Academy of Management Review. 1998. Vol. 23(1). P. 176. DOI: 10.2307/259107
8. Kuijpers M.A.C.T., Scheerens J. Career Competencies for the Modern Career // Journal of Career Development. 2006. Vol. 32 (4). P. 303–319. DOI: 10.1177/0894845305283006
9. Gerli F., Bonesso S., Pizzi C. Boundaryless career and career success: the impact of emotional and social competencies // Frontiers in Psychology. 2015. Vol. 6. ID art. 1304. DOI: 10.3389/fpsyg.2015.01304
10. Karakus F. A retrospective view from traditional to boundaryless career and career success // International Journal of Research in Business and Social Science. 2021. Vol. 10, iss. 3. P. 65–81. DOI: 10.20525/ijrbs.v10i3.1131
11. Sullivan S.E. Self-direction in the boundaryless career era. Developing self in work and career: Concepts, cases, and contexts. Eds. P.J. Hartung, L.M. Subich. American Psychological Association. 2011. P. 123–140. DOI: 10.1037/12348-008
12. Heilmann P. The dialectics between boundaryless career and competence development findings among Finnish ICT and paper managers // The International Journal of Human Resource Management. 2011. Vol. 22, iss. 1. P. 181–196. DOI: 10.1080/09585192.2011.538981
13. Evaluating the effect of boundaryless career attitude on internal and external self-perceived employability through learning goal orientation / Z. Mahdavipour, S.J. Abadi, H. Doroudi, A. Rezaei, S. Karimi // International Journal of Learning and Intellectual Capital. 2020. Vol. 17, iss. 2. P. 124–144. DOI: 10.1504/IJLIC.2020.108896
14. Психология и педагогика контекстного образования / под науч. ред. А.А. Вербицкого.
М.; СПб.: Нестор-История, 2018. 416 с.
15. Предеина М.В., Жукова Н.В. Контексты образования субъективной карьеры личности // Педагогическое образование в России. 2023. № 5. С. 218–226.
16. Предеина М.В., Жукова М.В. Непрерывное образование в зарубежном и российском контексте как условие формирования субъективной карьеры // Педагогика и психология образования. 2023. № 2. С. 108–125. DOI: 10.31862/2500-297X-2023-2-108-125
17. Briscoe J.P., Hall D.T., DeMuth R.L.F. Protean and boundaryless careers: An empirical exploration // Journal of vocational behavior. 2006. Vol. 69, iss. 1. P. 30–47. DOI: 10.1016/j.jvb.2005.09.003
18. Сергеева А.С., Кириллов Б.А., Джумагулова А.Ф. Перевод и адаптация краткого пятифакторного опросника личности (TIPI-RU): оценка конвергентной валидности, внутренней согласованности и тестретестовой надежности // Экспериментальная психология. 2016. Т. 9, № 3. С. 138–154. DOI: 10.17759/ exppsy.2016090311
References
-Copyright (c) 2023 Психология. Психофизиология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.