Особенности межличностных отношений школьников с разной сиблинговой позицией

  • Е. В. Зуляншина МКОУ СОШ № 4, г. Черепаново (Россия, 633520, Новосибирская область, г. Черепаново, ул. Партизанская, 12) https://orcid.org/0000-0001-6474-7144 zulyanshinal@gmail.com
  • Е. А. Кедярова Иркутский государственный университет (Россия, 664025 г. Иркутск, ул. Чкалова, 2) https://orcid.org/0000-0001-9124-9503 kedu_72@mail.ru
  • В. В. Монжиевская Иркутский государственный университет (Россия, 664025 г. Иркутск, ул. Чкалова, 2) https://orcid.org/0000-0001-8437-0225 vvm.kpgt@mail.ru
  • М. Ю. Уварова Иркутский государственный университет (Россия, 664025 г. Иркутск, ул. Чкалова, 2) https://orcid.org/0000-0002-1597-9093 uv-marg@mail.ru
  • Н. И. Чернецкая Иркутский государственный университет (Россия, 664025 г. Иркутск, ул. Чкалова, 2) https://orcid.org/0000-0001-7082-5444 cherna@yandex.ru
Ключевые слова: сиблинговая позиция, младшие школьники, подростки, межличностные отношения, межличностные отношения школьников

Аннотация

Обоснование. Изучение особенностей межличностных отношений, связанных с сиблинговыми позициями, предоставит пласт знаний для индивидуального подхода к школьнику. По мере взросления у школьников изменяются способы построения межличностных отношений, меняется их глубина, значимость. В связи с этим актуален возрастной аспект межличностных отношений школьников, связанных с их сиблинговой позицией, – он составляет новизну исследования. Цель: изучение особенностей межличностных отношений школьников разных возрастных групп с разной сиблинговой позицией. Материалы и методы. Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №7 г. Иркутска. В исследовании приняли участие 149 учеников (27 – 10-й класс, 49 – 7-й класс,
73 – 4-й класс). В каждом возрасте выборка делилась согласно сиблинговым позициям (единственные, старшие, средние, младшие). Для подростков были использованы: опросник межличностных отношений А.А. Рукавишникова, В. Шутц, метод диагностики межличностных отношений Л. Собчик, экспресс-диагностика социальной изолированности личности (Д. Рассел и М. Фергюссон). Для младших школьников использованы Q-сортировка, методика «Мой класс». Для определения статистической значимости различий были использованы φ⃰ – угловое преобразование Фишера и U-критерий Манна – Уитни. Результаты. Обнаружено, что в младшем школьном возрасте средние дети чаще не принимают групповых социальных и морально-этических стандартов, не склонны к подчинению, проявляют жизнерадостность и живость в общении. У младших детей в этом возрасте характеристики независимости выражены меньше других, они реже отстаивают свои взгляды. У единственных детей выражена тенденция к умеренной общительности. В подростковом возрасте средние дети более склонны устанавливать близкие отношения, а младшие, напротив, более осторожны при этом. Средние дети больше стремятся быть принятыми, при этом чаще ощущают фрустрированность в доверительных отношениях. Младшие дети больше остальных не приемлют контроля над собой. Единственные дети чаще проявляют в отношениях застенчивость, более склонны брать на себя чужие обязанности. Заключение. Выявлена устойчивость одних и изменчивость других особенностей межличностных отношений у младших школьников и подростков, связанных с сиблинговой позицией. В большей степени отличаются от остальных средние дети: их показатели более вариативны с возрастом. Единственные дети проявляют наибольшую стабильность показателей.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

Е. В. Зуляншина , МКОУ СОШ № 4, г. Черепаново (Россия, 633520, Новосибирская область, г. Черепаново, ул. Партизанская, 12)

Педагог-психолог

Е. А. Кедярова , Иркутский государственный университет (Россия, 664025 г. Иркутск, ул. Чкалова, 2)

Кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой педагогической и возрастной психологии

В. В. Монжиевская , Иркутский государственный университет (Россия, 664025 г. Иркутск, ул. Чкалова, 2)

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогической и возрастной психологии

М. Ю. Уварова , Иркутский государственный университет (Россия, 664025 г. Иркутск, ул. Чкалова, 2)

Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогической и возрастной психологии

Н. И. Чернецкая , Иркутский государственный университет (Россия, 664025 г. Иркутск, ул. Чкалова, 2)

Доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры педагогической и возрастной психологии

Литература

1. Коломинский Я.Л., Реан А.А. Социальная педагогическая психология. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 416 с.
2. Адлер А. Индивидуальная психология. СПб.: Питер, 2022. 256 с.
3. Marano-Frezza K. An Analysis of Empirical Validity of Alfred Adlers Theory of Birth Order // Aletheia. 2017. Vol. 2(1). DOI: https://doi.org/10.21081/AX0082.
4. Sultan Н., Malik S. Adler birth order predicts personality characteristics in young adults // Pakistan Journal of Social and Clinical Psychology. 2020. Vol. 18, No. 2. P. 10–18. URL: https://gcu.edu.pk/ pages/gcupress/pjscp/volumes/02.-Subha-Malik-2.pdf (дата обращения 02.02.2023)
5. Русс С.А. Общее и специфическое в межличностном поведении подростков разного порядка рождения // Образование и саморазвитие. 2014. № 3 (41). С. 99–102.
6. Леман К. Порядок рождения / пер. с англ. Е. Прищенко. Киев: Брайт Букс. 2007. 448 с.
7. A review of 200 birth-order studies: lifestyle characteristics / D. Eckstein, K.J. Aycock, M.A. Sperber et al. // Journal of Individual Psychology. 2010. Vol. 66. P. 408–434.
8. Шёнбек Э. Старший, средний, младший… Как очередность рождения ребенка влияет на формирование его личности. М.: Ломоносовъ, 2010. 240 с.
9. Козырева В.В. Взаимосвязь порядка рождения в родительской семье и качественных характеристик межличностных отношений во взрослой жизни // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2014. № 4 (127). С. 295–299.
10. Галимзянова М.В., Петрановский А.В. Самовосприятие и межличностные отношения взрослых в связи с их сиблинговой позицией и субъективными переживаниями детства // Научные исследования выпускников факультета психологии СПБГУ. 2015. № 3. С. 169–174.
11. Андреева А.Д., Лисичкина А.Г. Особенности межличностных отношений младших подростков в образовательной среде современной и советской школы // Теоретическая и экспериментальная психология. 2020. № 2. С. 39–49.
12. Бурмистрова Е.А. Дети в семье. Психология взаимоотношений. М.: Даръ, 2020. 352 с.
13. Воробьева К.В. К вопросу о формировании эмпатии у младших школьников // Символ науки. 2020. № 11. С. 170–173.
14. Ефремкина И.Н. Исследование особенностей социально-психологических характеристик у лиц юношеского возраста с различным уровнем доверия в межличностных отношениях // Вестник университета. 2019. № 6. С. 191–197. DOI: https://doi.org/10.26425/1816-4277-2019-6-191-197
15. Круглова Е.В. Стиль привязанности и отношения с романтическим партнером у сиблингов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2009. № 3. С. 127–131.
16. Левина Е.А. Межличностные конфликты в системе отношений старшеклассников // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6, № 5. С. 496–500. DOI: https://doi.org/10.33619/2414-2948/54/68
17. Conflict and Dominance Between Siblings as Predictors of Childrens Peer Victimization / M. Faith, L. Elledge, R. Newgent, T. Cavell // Journal of Child and Family Studies. 2015. Vol. 24. DOI: https://doi.org/10.1007/s10826-015-0171-1.
18. Sibling rivalry and offspring conflict: A review / R. Hashim, H. Ahmad, M.A. Mazuki et al. // American Scientific Publishers. 2017. Vol. 23(1). P. 3-6. DOI: https://doi.org/10.1166/asl.2017.7167.

References

-
Опубликован
2023-06-30
Как цитировать
Зуляншина, Е., Кедярова, Е., Монжиевская, В., Уварова, М., & Чернецкая, Н. (2023). Особенности межличностных отношений школьников с разной сиблинговой позицией. Психология. Психофизиология, 16(2), 78-92. https://doi.org/10.14529/jpps230208
Раздел
Социальная психология, политическая и экономическая психология