Особенности субъективного благополучия воспитателей в зависимости от показателей психологической безопасности образовательной среды дошкольных образовательных учреждений

  • Е. Г. Щукина Забайкальский государственный университет (Россия, 672007, г. Чита, ул. Бабушкина, 129) https://orcid.org/0000-0002-7449-4790 elena.shykina@yandex.ru
Ключевые слова: субъективное благополучие, субъективное благополучие воспитателей, воспитатели дошкольных образовательных учреждений, психологическая безопасность образовательной среды, психологическая безопасность в дошкольном образовательном учреждении

Аннотация

Обоснование. Проблема психологической безопасности образовательной среды находится на острие психолого-педагогической практики, и при этом наиболее значима она в отношении дошкольного образования. Исследования психологической безопасности и условий ее обеспечения в образовательной среде дошкольного образовательного учреждения крайне малочисленны, что обусловливает актуальность исследования. Цель: выявить особенности субъективного благополучия воспитателей  зависимости от показателей психологической безопасности образовательной среды дошкольного образовательного учреждения – детского сада. Материалы и методы. Базой исследования выступил 21 детский сад Забайкальского края и Иркутской области (452 воспитателя). Применены психодиагностические методы: методика оценки психологической безопасности образовательной среды И.А. Баевой, шкала субъективного благополучия А. Perrudet-Badoux (адаптация М.В. Соколовой), шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера. Результаты. В дошкольных образовательных учреждениях с высокой, по мнению воспитателей, референтностью образовательной среды у воспитателей значимо чаще проявляются высокий уровень субъективного благополучия и полная удовлетворенность жизнью.
В дошкольных образовательных учреждениях с высокой, по оценкам родителей, референтностью значимо больше субъективно благополучных воспитателей, полностью удовлетворенных жизнью. Установлено, что в дошкольных образовательных учреждениях у воспитателей с высокой степенью защищенности и удовлетворенности образовательной средой чаще проявляются высокий уровень субъективного благополучия и полная удовлетворенность жизнью. В дошкольных образовательных учреждениях, где родители в высокой степени удовлетворены образовательной средой и чувствуют себя защищенными в ней, значимо чаще встречаются воспитатели с высоким уровнем субъективного благополучия и полной удовлетворенность жизнью. Заключение. Доказаны статистически значимые различия по субъективному благополучию и удовлетворенности жизнью у воспитателей в дошкольных образовательных учреждениях с разными показателями психологической безопасности образовательной среды. Это дает основания предполагать, что субъективное благополучие воспитателей может пониматься как фактор психологической безопасности образовательной среды.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторе

Е. Г. Щукина , Забайкальский государственный университет (Россия, 672007, г. Чита, ул. Бабушкина, 129)

Старший преподаватель кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики

Литература

1. Understanding psychological safety in health care and education organizations: a comparative perspective / A.C. Edmondson, M. Higgins, S. Singer, J. Weiner // Research in Human Devel-opment. – 2016. Vol. 13(1). P. 65–83, DOI: https://doi.org/10.1080/15427609.2016.1141280
2. Баева И.А. Технологии обеспечения психологической безопасности в социальном взаимодействии как составляющие профессиональной компетентности выпускника психолого-педагогического профиля // Universum: Вестник Герценовского университета. 2012. № 1. С. 93–106.
3. Баева И.А. Общепсихологические категории в практике исследования психологической безопасности образовательной среды // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 128. С. 27–39.
4. Корытова Г.С., Закотнова Е.Ю. Психологическая безопасность и защищенность образовательной среды: факторы риска, угрозы и условия // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. 9 (162). С. 96–102.
5. Ясвин В.А. Технология средового проектирования в образовании // Социально-политические исследования. 2020. № 1 (6). С. 74–93. DOI: https://doi.org/10.20323/2658-428X-2020-1-6-74-93.
6. Скорова Л.В., Качимская А.Ю., Якушева Ю.А. Представления о психологической безопасности образовательного пространства у будущих педагогов дошкольного образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 3. DOI: https://doi.org/10.15862/46PSMN320.
7. Шамионов Р.М. Критерии субъективного благополучия личности: социокультурная детерминация // Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, № 3. С. 213–219. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2015-4-3-213-218
8. Минюрова С.А., Заусенко И.В. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога // Педагогическое образование в России. 2013. № 1. С. 94–101.
9. Quality of Caregiver–child Interactions in Early Child Care Centers in Bangladesh: Measurement and Training / K.O.W. Helmerhorst, M. Dutta, F. Khanom, et al. // Early Education and Development. 2023. Vol. 34(1). P. 208–227. DOI: https://doi.org/10.1080/10409289.2021.1988035
10. Relations Among Teachers Emotion Socialization Beliefs and Practices and Preschoolers Emotional Competence / C.A.S. Morris, S.A. Denham, H.H. Bassett, T.W. Curby // Early Educa-tion and Development. 2013. Vol. 24(7). P. 979–999. DOI: https://doi.org/10.1080/10409289.2013.825186
11. Kwon K.-A., Horm D.M., Amirault C. Early childhood teachers well-being: what we know and why we should care // Zero to three Journal. 2021. Vol. 41(3). P. 35–44.
12. Relationship between Personality traits and course subjective well-being: mediating effect of self-efficacy / D. Yang, X. Yang, H. Chen, D. Sun // Open Access Library Journal. 2020. Vol. 7. P. 1–9. DOI: https://doi.org/10.4236/oalib.1106010
13. Лактионова Е.Б., Матюшина М.Г. Психологические детерминанты и личностные ресурсы субъективного благополучия участников образовательной среды // Научное мнение. 2018. № 1. С. 63–72.
14. Fedorov А., Ilaltdinova Е., Frolova S. Teachers Professional Well-Being: State and Factors // Universal Journal of Educational Research. 2020. Vol. 8(5). P. 1698–1710. DOI: https://doi.org/10.13189/ujer.2020.080506
15. Бородкина Е.В. К вопросу изучения субъективного благополучия в профессионально-педагогической деятельности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 28. С. 31–34.
16. Жданова Н.Е., Мухлынина О.В. Исследование психологического развития педагогов // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 2. С. 14–17.
17. Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В., Седых Е.П. Профессиональное благополучие педагога как индикатор качества педагогического взаимодействия // Педагогика. 2021. Т. 85, № 7. С. 81–90.
18. Pavot W. The Assessment of Subjective Well-Being: Successes and Shortfalls // The Science of Subjective Well-Being. Eds. M. Eid, R.J. Larsen. 2008. New York: The Guilford Press. P. 124–140
19. Тюлькина В.А. Удовлетворенность жизнью как составляющая субъективного благополучия мужчин и женщин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 32. С. 203–212.

References

-
Опубликован
2023-06-30
Как цитировать
Щукина, Е. (2023). Особенности субъективного благополучия воспитателей в зависимости от показателей психологической безопасности образовательной среды дошкольных образовательных учреждений. Психология. Психофизиология, 16(2), 57-66. https://doi.org/10.14529/jpps230206
Раздел
Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред