Возрастные изменения выражения эмоций у детей с ОВЗ в домах ребёнка

  • А. С. Горн Санкт-Петербургский государственный университет (Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9) https://orcid.org/0000-0002-9813-0860 anastasiia.gorn@gmail.com
  • М. Ю. Солодунова Санкт-Петербургский государственный университет (Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9) https://orcid.org/0000-0002-1519-9847 m.solodunova@spbu.ru
  • Ш. Ф. Бабасадикова Санкт-Петербургский государственный университет (Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9) https://orcid.org/0000-0001-7014-0357 noza.babasadikova@gmail.com
  • Р. Ж. Мухамедрахимов Санкт-Петербургский государственный университет (Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9) https://orcid.org/0000-0003-3532-5019 rjm@list.ru
Ключевые слова: выражения эмоций, дети, ОВЗ, дома ребёнка

Аннотация

Обоснование: работа посвящена исследованию выражения эмоций у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), воспитывающихся в условиях институционального окружения. Целью являлось изучение взаимосвязи обобщенных показателей эмоций с возрастом у детей с ОВЗ, проживающих в домах ребёнка. Материалы и методы. Участниками исследования были 115 детей с ОВЗ, проживающих в двух домах ребенка Санкт-Петербурга, в среднем возрасте 17,5 ± 13,1 (от 8 до 58 месяцев). Для изучения характеристик выражения эмоций и поведения у детей в ситуациях свободной игры и двух последовательных разлучений и воссоединений с близкими взрослыми (групповыми сотрудниками дома ребенка) использовался метод структурированного видеонаблюдения «Оценка эмоций матери и ребёнка». Результаты. Обнаружено значимое повышение с возрастом детей с ОВЗ проявляемых ими значений позитивного эмоционального тона в двух ситуациях разлучения с близким взрослым, снижение негативного тона (в свободной игре, при первом разлучении и втором воссоединении), увеличение деструктивного поведения (в свободной игре и первом воссоединении) и активности (во всех ситуациях взаимодействия). Заключение. Результаты исследования свидетельствуют о специфических особенностях возрастных изменений выражения эмоций и поведения у детей с ОВЗ, воспитывающихся в условиях институционализации.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

А. С. Горн , Санкт-Петербургский государственный университет (Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9)

Аспирант, кафедра психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей

М. Ю. Солодунова , Санкт-Петербургский государственный университет (Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9)

Кандидат психологических наук, доцент

Ш. Ф. Бабасадикова , Санкт-Петербургский государственный университет (Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9)

Аспирант, кафедра психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей

Р. Ж. Мухамедрахимов , Санкт-Петербургский государственный университет (Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9)

Доктор психологических наук, профессор

Литература

1. Emotional expressions reconsidered: Challenges to inferring emotion from human facial movements / L.F. Barrett, R. Adolphs, S. Marsella et al. // Psychological science in the public interest. 2019. Vol. 20 (1). P. 1–68. DOI: https://doi.org/10.1177/1529100619832930
2. Culture-specific development of early mother–infant emotional co-regulation: Italian, Cameroonian, and West African immigrant dyads / M. Lavelli, C. Carra, G. Rossi, H. Keller // Developmental Psychology. 2019. Vol. 55 (9). P. 1850–1867. DOI: https://doi.org/10.1037/dev0000696
3. Солодунова М.Ю., Мухамедрахимов Р.Ж. Развитие эмоций у детей раннего возраста в условиях депривации // Проблема сиротства в современной России: Психологический аспект / под ред. А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. С. 63–82.
4. St. Petersburg-USA Orphanage Research Team. The effects of early social-emotional and relationship experience on the development of young orphanage children. The St. Petersburg-USA Orphanage Research Team // Monographs of the Society for Research in Child Development. 2008. Vol. 73 (3):VII-VIII. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1540-5834.2008.00483.x
5. Alternatives for abandoned children: insights from the Bucharest Early Intervention Project / C.H. Zeanah, K.L. Humphreys, N.A. Fox, C.A. Nelson // Current opinion in psychology. 2017. Vol. 15. P. 182–188. DOI: https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2017.02.024
6. Batki A. The impact of early institutional care on emotion regulation: studying the play narratives of post-institutionalized and early adopted children // Early Child Development and Care. 2018.
Vol. 188 (12). P. 1801–1815. DOI: https://doi.org/10.1080/03004430,2017.1289190
7. Виленская Г.А. Эмоциональная регуляция: факторы ее развития и связанные с ней виды поведения // Психологический журнал. 2020. № 41 (5). С. 63–76. DOI: https://doi.org/10.31857/ S020595920011083-7
8. Привязанность у детей с опытом институционализации. Часть II. Особенности привязанности у детей, проживающих в замещающих семьях / Р.Ж. Мухамедрахимов, К.Г. Туманьян, Д.И. Чернего, Л.А. Асламазова // Психологический журнал. 2020. № 41 (6). С. 60–68.
9. Teicher M.H., Samson J.A. Annual research review: enduring neurobiological effects of childhood abuse and neglect // Journal of child psychology and psychiatry. 2016. Vol. 57 (3). P. 241–266. DOI: https://doi.org/10.1111/jcpp.12507
10. Hauser-Cram P., Woodman A.C. Trajectories of internalizing and externalizing behavior problems in children with developmental disabilities // Journal of abnormal child psychology. 2016. Vol. 44 (4). P. 811–821. DOI: https://doi.org/10.1007/s10802-015-0055-2.
11. Innocenti M.S., Roggman L.A., Cook G.A. Using the PICCOLO with parents of children with a disability // Infant Mental Health Journal. 2013. Vol. 34 (4). P. 307–318. DOI: https://doi.org/ 10.1002/imhj.21394
12. Сорокина В.А., Болдинова О.Г. Особенности развития детей раннего возраста с ОВЗ // Вопросы педагогики. 2021. № 6 (2). С. 177–182.
13. Kelly J.F., Barnard K.E. Assessment of parent–child interaction: Implications for early intervention. Cambridge. In J.P. Shonkoff and S.J. Meisels (Eds.). Handbook of early childhood intervention. Cambridge University Press. 2000. P. 258–289. DOI: https://doi.org/10.1017/CBO9780511529320.014
14. The relationship between social affect and restricted and repetitive behaviors measured on the ADOS-2 and maternal stress / C. Schutte, W. Richardson, M. Devlin et al. // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2018. Vol. 48 (3). P. 751–758. DOI: https://doi.org/10.1007/s10803-017-3453-1
15. Плешкова Н.Л., Мухамедрахимов Р.Ж. Отношения привязанности у детей в семьях и домах ребенка // Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития / под ред. Р.Ж. Мухамедрахимова. СПб.: Изд-во СПбГУ. 2008. С. 220–239.
16. Improvements in early care in Russian orphanages and their relationship to observed behaviors / C.J. Groark, R.J. Muhamedrahimov, O.I. Palmov et al. // Infant Mental Health Journal. 2005. Vol. 26 (2). P. 96–109. DOI: https://doi.org/10.1002/imhj.20041

References

-
Опубликован
2023-06-30
Как цитировать
Горн, А., Солодунова, М., Бабасадикова, Ш., & Мухамедрахимов, Р. (2023). Возрастные изменения выражения эмоций у детей с ОВЗ в домах ребёнка. Психология. Психофизиология, 16(2), 28-36. https://doi.org/10.14529/jpps230203
Раздел
Медицинская (клиническая) психология