Психофизиологические особенности студентов, проживающих в различных климатогеографических зонах Магаданской области

  • Т. П. Бартош Научно-исследовательский центр «Арктика» Дальневосточного отделения РАН (Россия, 685000, Магадан, пр. Маркса, 24) https://orcid.org/0000-0003-4993-5969 tabart@rambler.ru
  • О. П. Бартош Научно-исследовательский центр «Арктика» Дальневосточного отделения РАН (Россия, 685000, Магадан, пр. Маркса, 24) https://orcid.org/0000-0003-0211-1188 olga_bartosh@inbox.ru
Ключевые слова: сенсомоторные реакции, тревожность, студенты, климатогеографические зоны, Северо-Восток России

Аннотация

Введение. Природно-климатические условия различных районов Магаданской области отличаются по степени дискомфортности проживания и уровню воздействия на функциональные системы организма человека в процессе онтогенеза. Цель: определить особенности скорости сенсомоторных реакций у юношей-студентов, проживающих в приморской (г. Магадан) и континентальной (г. Сусуман) зонах Магаданской области. Материалы и методы. Обследовано 67 студентов (17,7 ± 0,10 года): 37 студентов г. Магадан и 30 студентов г. Сусуман. Психофизиологические параметры простой и сложной сенсомоторных реакций определяли с помощью АПК «НС-ПсихоТест» («НейроСофт», г. Иваново). Уровень ситуативной и личностной тревожности определяли шкалой Спилберга – Ханина. Для оценки значимости процентных долей применяли χ2-критерий с поправкой Йетса. Различия считали статистически значимыми при р < 0,05. С помощью коэффициента корреляции Спирмена устанавливали зависимость параметров. Результаты. Сравнительный анализ психофизиологических параметров юношей разных климатогеографических зон показал,
что по 8 из 14 исследуемых показателей сенсомоторных реакций, а также по уровню ситуативной тревожности установлены статистически значимые различия. У сусуманцев значительно ниже стабильность и точность выполнения задания, больше запаздывающих реакций и ошибок при дифференцировке зрительных стимулов, выше время простой зрительно-моторной реакции. Среди юношей, проживающих в континентальной зоне, намного чаще встречаются лица с признаками утомления ЦНС и низкой работоспособностью. Число ошибочных реакций на дифференцировочный сигнал у сусуманцев в два раза больше, чем у магаданцев. Слабую концентрацию внимания и низкое функциональное состояние ЦНС регистрировали у 73 % студентов Сусумана и 49 % студентов Магадана. В обеих группах отмечены студенты с низкой подвижностью и слабостью нервных процессов, низким текущим функциональным состоянием ЦНС. Заключение. Показано, что гипокомфортные условия континентальной зоны области являются дополнительной функциональной нагрузкой для организма юношей, у которых наблюдается снижение функциональных резервов ЦНС, инертность и слабость нервных процессов, низкая концентрация внимания, что можно считать их психофизиологической «ценой» за адаптацию.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

Т. П. Бартош , Научно-исследовательский центр «Арктика» Дальневосточного отделения РАН (Россия, 685000, Магадан, пр. Маркса, 24)

Кандидат биологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник

О. П. Бартош , Научно-исследовательский центр «Арктика» Дальневосточного отделения РАН (Россия, 685000, Магадан, пр. Маркса, 24)

Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник

Литература

1. Аверьянова И.В., Вдовенко С.И. Функциональные особенности системы внешнего дыхания и газообмена юношей 17‒21 года, постоянных жителей различных климатогеографических районов Магаданской области // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2018. № 3 (75). C. 84–88. DOI: http://doi.org/10.5281/zenodo.1488054
2. Bartosh O.P., Bartosh T.P., Mychko M.V. Features of anxiety and attention in elementary school students of the Russian North // Russian Open Medical Journal. 2021. Vol. 10. № 3. P. 314. DOI: http://doi.org/10.15275/rusomj.2021.0314
3. Левченко О.В., Герасимов А.Н., Кучма В.Р. Влияние социально-экономических факторов на заболеваемость детей и подростков социально значимыми и основными классами болезней // Здоровье населения и среда обитания. 2018. № 8 (305). C. 21–25. DOI: http://doi.org/10.35627/2219-5238/2018-305-8-21-25
4. Губарева Л.И., Пономарева Т.Ю., Ермолова Л.С. Особенности функционирования центральной нервной системы у работников газотранспортной системы с разной степенью адаптации к условиям профессиональной среды // Медицинский вестник Северного Кавказа. 2016. № 11 (4). С. 573–576. DOI: http://doi.org/10.14300/mnnc.2016.11137
5. Николаева Е.И., Джалаева А.К. Сенсомоторная интеграция в подростковом возрасте. Обзор литературных источников // Вестник психофизиологии. 2020. № 3. С. 11–25. DOI: http://doi.org/10.34985/L1529-7037-5273-m
6. Parallel specification of competing sensorimotor control policies for alternative action options / J.P. Gallivan, L.M. Logan, D.M. Wolpert, J.R. Flanagan // Nature neuroscience. 2016. Vol. 19 (2). Р. 320–326. DOI: http://doi.org/10.1038/nn.4214.
7. Бартош Т.П., Бартош О.П. Возрастные особенности нейродинамических показателей девочек-подростков аборигенной популяции Северо-Востока России // Психология. Психофизиология. 2019. Т. 12, № 4. С. 71–82. DOI: http://doi.org/10.14529/jpps190408
8. Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В., Депутат И.С. Сенсомоторные реакции в психофизиологических исследованиях (обзор) // Журнал медико-биологических исследований. 2015. № 1. С. 38–48.
9. Байгужин П.А., Шибкова Д.З., Айзман Р.И. Факторы, влияющие на психофизиологические процессы восприятия информации в условиях информатизации образовательной среды // Science for Education Today. 2019. T. 9, № 5. С. 48–70. DOI: http://doi.org/10.15293/2658-6762.1905.04
10. Мантрова И.Н. Психофизиологический и психологический инструментарий в прикладных исследованиях. Иваново: «Нейрософт». 2007. 216 с.
11. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2002. 672 с.
12. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей в адаптации к умственной деятельности / Н.А. Литвинова, Э.М. Казин, С.Б. Лурье, О.В. Булатова // Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. № 1 (45). С. 141–147.
13. Семенова М.В., Шибкова Д.З. Половозрастные особенности приростов психомоторных показателей у обучающихся 10–16 лет (лонгитюдное исследование) // Психология. Психофизиология. 2021. Т. 14, № 1. С. 119–127. DOI: http://doi.org/10.14529/jpps210112
Николаева Е.Н., Колосова О.Н. Физиологическая оценка состояния центральной нервной системы студентов в период учебной деятельности // Природные ресурсы Арктики и Субарктики. 2017. № 3. C. 96–100.
15. Nikolaeva E.I., Novikova A.V., Vergunov E.G. The correlation between intelligence, creativity and the parameters of sensorimotor integration in children of different ages // Psychology in Russia: State of the Art. 2018. № 11 (2). P. 68–80. DOI: http://doi.org/10.11621/pir.2018.0206
16. Кирсанов В.М. Анализ взаимосвязей психофизиологических параметров и психологических свойств личности у студентов Уральского региона // Психология. Психофизиология. 2022. Т. 15, № 2. С. 124–132. DOI: http://doi.org/10.14529/jpps220211
17. Cognitive mechanisms influence the relationship between social anxiety and depression among college students / J.D. Kraft, D.M. Grant, E.J. White, D.L. Taylor, K.E. Frosio // Journal of American College Health. 2021. Vol. 69(3). P. 245–251. DOI: http://doi.org/10.1080/07448481.2019.1661844.
18. Effects of Anxiety on Athletic Performance / K.K. Muhammad, K. Alamgir, U.K. Sami, K. Salahuddin // Research and Investigations in Sports Medicine. 2017. № 1 (1). RISM.000508. DOI: http://doi.org/10.31031/РИСМ.2017.01.000508

References

-
Опубликован
2023-04-10
Как цитировать
Бартош, Т., & Бартош, О. (2023). Психофизиологические особенности студентов, проживающих в различных климатогеографических зонах Магаданской области. Психология. Психофизиология, 16(1), 73-80. https://doi.org/10.14529/jpps230107
Раздел
Психофизиология