Психофизиологические особенности студентов, проживающих в различных климатогеографических зонах Магаданской области
Аннотация
Введение. Природно-климатические условия различных районов Магаданской области отличаются по степени дискомфортности проживания и уровню воздействия на функциональные системы организма человека в процессе онтогенеза. Цель: определить особенности скорости сенсомоторных реакций у юношей-студентов, проживающих в приморской (г. Магадан) и континентальной (г. Сусуман) зонах Магаданской области. Материалы и методы. Обследовано 67 студентов (17,7 ± 0,10 года): 37 студентов г. Магадан и 30 студентов г. Сусуман. Психофизиологические параметры простой и сложной сенсомоторных реакций определяли с помощью АПК «НС-ПсихоТест» («НейроСофт», г. Иваново). Уровень ситуативной и личностной тревожности определяли шкалой Спилберга – Ханина. Для оценки значимости процентных долей применяли χ2-критерий с поправкой Йетса. Различия считали статистически значимыми при р < 0,05. С помощью коэффициента корреляции Спирмена устанавливали зависимость параметров. Результаты. Сравнительный анализ психофизиологических параметров юношей разных климатогеографических зон показал,
что по 8 из 14 исследуемых показателей сенсомоторных реакций, а также по уровню ситуативной тревожности установлены статистически значимые различия. У сусуманцев значительно ниже стабильность и точность выполнения задания, больше запаздывающих реакций и ошибок при дифференцировке зрительных стимулов, выше время простой зрительно-моторной реакции. Среди юношей, проживающих в континентальной зоне, намного чаще встречаются лица с признаками утомления ЦНС и низкой работоспособностью. Число ошибочных реакций на дифференцировочный сигнал у сусуманцев в два раза больше, чем у магаданцев. Слабую концентрацию внимания и низкое функциональное состояние ЦНС регистрировали у 73 % студентов Сусумана и 49 % студентов Магадана. В обеих группах отмечены студенты с низкой подвижностью и слабостью нервных процессов, низким текущим функциональным состоянием ЦНС. Заключение. Показано, что гипокомфортные условия континентальной зоны области являются дополнительной функциональной нагрузкой для организма юношей, у которых наблюдается снижение функциональных резервов ЦНС, инертность и слабость нервных процессов, низкая концентрация внимания, что можно считать их психофизиологической «ценой» за адаптацию.
Скачивания
Литература
2. Bartosh O.P., Bartosh T.P., Mychko M.V. Features of anxiety and attention in elementary school students of the Russian North // Russian Open Medical Journal. 2021. Vol. 10. № 3. P. 314. DOI: http://doi.org/10.15275/rusomj.2021.0314
3. Левченко О.В., Герасимов А.Н., Кучма В.Р. Влияние социально-экономических факторов на заболеваемость детей и подростков социально значимыми и основными классами болезней // Здоровье населения и среда обитания. 2018. № 8 (305). C. 21–25. DOI: http://doi.org/10.35627/2219-5238/2018-305-8-21-25
4. Губарева Л.И., Пономарева Т.Ю., Ермолова Л.С. Особенности функционирования центральной нервной системы у работников газотранспортной системы с разной степенью адаптации к условиям профессиональной среды // Медицинский вестник Северного Кавказа. 2016. № 11 (4). С. 573–576. DOI: http://doi.org/10.14300/mnnc.2016.11137
5. Николаева Е.И., Джалаева А.К. Сенсомоторная интеграция в подростковом возрасте. Обзор литературных источников // Вестник психофизиологии. 2020. № 3. С. 11–25. DOI: http://doi.org/10.34985/L1529-7037-5273-m
6. Parallel specification of competing sensorimotor control policies for alternative action options / J.P. Gallivan, L.M. Logan, D.M. Wolpert, J.R. Flanagan // Nature neuroscience. 2016. Vol. 19 (2). Р. 320–326. DOI: http://doi.org/10.1038/nn.4214.
7. Бартош Т.П., Бартош О.П. Возрастные особенности нейродинамических показателей девочек-подростков аборигенной популяции Северо-Востока России // Психология. Психофизиология. 2019. Т. 12, № 4. С. 71–82. DOI: http://doi.org/10.14529/jpps190408
8. Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В., Депутат И.С. Сенсомоторные реакции в психофизиологических исследованиях (обзор) // Журнал медико-биологических исследований. 2015. № 1. С. 38–48.
9. Байгужин П.А., Шибкова Д.З., Айзман Р.И. Факторы, влияющие на психофизиологические процессы восприятия информации в условиях информатизации образовательной среды // Science for Education Today. 2019. T. 9, № 5. С. 48–70. DOI: http://doi.org/10.15293/2658-6762.1905.04
10. Мантрова И.Н. Психофизиологический и психологический инструментарий в прикладных исследованиях. Иваново: «Нейрософт». 2007. 216 с.
11. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2002. 672 с.
12. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей в адаптации к умственной деятельности / Н.А. Литвинова, Э.М. Казин, С.Б. Лурье, О.В. Булатова // Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. № 1 (45). С. 141–147.
13. Семенова М.В., Шибкова Д.З. Половозрастные особенности приростов психомоторных показателей у обучающихся 10–16 лет (лонгитюдное исследование) // Психология. Психофизиология. 2021. Т. 14, № 1. С. 119–127. DOI: http://doi.org/10.14529/jpps210112
Николаева Е.Н., Колосова О.Н. Физиологическая оценка состояния центральной нервной системы студентов в период учебной деятельности // Природные ресурсы Арктики и Субарктики. 2017. № 3. C. 96–100.
15. Nikolaeva E.I., Novikova A.V., Vergunov E.G. The correlation between intelligence, creativity and the parameters of sensorimotor integration in children of different ages // Psychology in Russia: State of the Art. 2018. № 11 (2). P. 68–80. DOI: http://doi.org/10.11621/pir.2018.0206
16. Кирсанов В.М. Анализ взаимосвязей психофизиологических параметров и психологических свойств личности у студентов Уральского региона // Психология. Психофизиология. 2022. Т. 15, № 2. С. 124–132. DOI: http://doi.org/10.14529/jpps220211
17. Cognitive mechanisms influence the relationship between social anxiety and depression among college students / J.D. Kraft, D.M. Grant, E.J. White, D.L. Taylor, K.E. Frosio // Journal of American College Health. 2021. Vol. 69(3). P. 245–251. DOI: http://doi.org/10.1080/07448481.2019.1661844.
18. Effects of Anxiety on Athletic Performance / K.K. Muhammad, K. Alamgir, U.K. Sami, K. Salahuddin // Research and Investigations in Sports Medicine. 2017. № 1 (1). RISM.000508. DOI: http://doi.org/10.31031/РИСМ.2017.01.000508
References
-Copyright (c) 2023 Психология. Психофизиология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.