Регуляторные ресурсы развития жизнестойкости подростков, занимающихся и не занимающихся профессиональным спортом
Аннотация
Обоснование. В статье рассматриваются компоненты саморегуляции как ресурсы жизнестойкости, способные обеспечить успешное противостояние стрессовым факторам в подростковом возрасте как наиболее психологически уязвимом и эмоционально нестабильном. Несмотря на высокую актуальность, данная проблема остается недостаточно разработанной. Подростки-спортсмены находятся в особых условиях стресса, как острых, так и хронических. В связи с чем интересным и актуальным представляется исследование жизнестойкости и саморегуляции в группах подростков-спортсменов и не занимающихся спортом. Цель: провести сравнительный анализ регуляторных ресурсов жизнестойкости подростков, занимающихся и не занимающихся профессиональным спортом. Материалы и методы. Обследовано 95 подростков (12–17 лет), из них 45 – занимающихся спортом (МС, КМС, 1-й и 2-й спортивный разряд) и 50 – не включенных в занятия спортом. В исследовании применялись методики диагностики жизнестойкости (методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева) и определения стиля саморегуляции поведения (В.И. Моросанова). Методы статистического анализа данных осуществлялись с помощью пакета SPSS Statistics. Результаты. Сравнительный анализ уровня развития компонентов жизнестойкости показал, что сформированность вовлеченности подростков групп сравнения соответствует высокому уровню; контроль и принятие риска – умеренному уровню развития; интегральный уровень жизнестойкости у не занимающихся спортом подростков – среднему уровню, а у подростков-спортсменов – высокому. Выявлены значимые различия по уровню развития контроля и принятия риска в пользу подростков-спортсменов. Средние значения параметров саморегуляции (планирование, моделирование, оценивание результатов, гибкость и самостоятельность) у подростков обеих групп характеризуются умеренным уровнем развития. Значимые различия установлены по уровню сформированности планирования, программирования и показателю «Общий уровень саморегуляции». Различия между группами сравнения по количеству взаимосвязей определяются специфичностью спортивно-тренировочной деятельности. Заключение. Все обследованные подростки характеризуются высоким уровнем вовлеченности, умеренным уровнем контроля и принятия риска. Контроль, принятие риска и планирование деятельности выражены у подростков-спортсменов. Сила взаимосвязей между регуляторными ресурсами и компонентами личностного потенциала выше, чем в группе подростков, не занимающихся спортом. Выявленные особенности детерминируются специфичностью спортивной деятельности и, вероятно, ее ранней профессионализацией.
Скачивания
Литература
2. Buckley M., Storino M., Saarni C. Promoting emotional competence in children and adoles-cents: implications for school psychologists // School Psychology Quarterly. 2003. Vol. 18(2). 177–191. DOI: https://doi.org/10.1521/scpq.18.2.177.21855
3. Coping, emotion regulation, and psychopathology in childhood and adolescence: a meta-analysis and narrative review / B.E. Compas, S.S. Jaser, A.H. Bettis et al. // Psychological Bulletin. 2017.
Vol. 143(9). Р. 939–991. DOI: https://doi.org/10.1037/bul0000110
4. Азлецкая Е.Н., Сивец В.Ю. Жизнестойкость подростков в трудной жизненной ситуации // Заметки ученого. 2021. № 12-1. С. 228–232.
5. Байгужин П.А., Шибкова Д.З. Нестабильные психические состояния у обучающихся-спортсменов // Психология. Психофизиология. 2022. Т. 15. № 2. С. 102–114. DOI: http://doi.org/10.14529/jpps220209
6. Воробьев С.М., Гапонова С.А., Деветьярова И.Н. Особенности компетенции саморегуляции подростков – мальчиков и девочек с нормативным и девиантным поведением // Человек: преступление и наказание. 2022. Т. 30. № 3. С. 425–434. DOI: http://doi.org/10.33463/2687-1238.2022.30(1-4).3.425-434.
7. Горьковая И.А., Иванов А.С. Гендерные и возрастные особенности жизнестойкости подростков с устойчивым противоправным поведением // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2021. № 3(91). С. 231–240. DOI: http://doi.org/10.35750/2071-8284-2021-3-231-240.
8. Мореплавцева Е.Л. Особенности саморегуляции психических состояний личности в подростковом возрасте // Общество. 2020. № 3 (18). С. 118–120.
9. Chervonsky E., Hunt C. Emotion regulation, mental health, and social wellbeing in a young adolescent sample: a concurrent and longitudinal investigation // Emotion. 2019. Vol. 19. P. 270–282. DOI: https://doi.org/10.1037/emo0000432
10. Emotional Self-Regulation in Everyday Life: A Systematic Review / M. Alarcón-Espinoza, S. Sanduvete-Chaves, M.T. Anguera et al. // Frontiers in Psychology. 2022. № 13. P. 1–11. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.884756
11. Горская Г.Б. Организационный стресс в спорте: источники, специфика проявлений, направления исследований // Физическая культура, спорт – наука и практика. 2012. № 4. С. 74–76.
12. Султанбаева К.И., Чертыков И.Н. Жизнестойкость как нравственное свойство подростка-спортсмена // Развитие человека в современном мире. 2014. № V-1 (V). С. 87–93.
13. Гришина Е.В. Особенности жизнестойкости подростков // Молодой ученый. 2021. № 41(383). С. 288–290.
14. Павлова И.В. Позитивное мироощущение – компонент и предиктор формирования психологической устойчивости, способствующей успешной самореализации юных спортсменов // Спортивный психолог. 2021. № 3 (60). С. 22–28.
15. Смоляр М.А. Жизнестойкость и совладающее поведение личности // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5-1. С. 109–110.
16. Сорокина Л.В., Королев С.А. Жизнестойкость спортсмена как фактор личностной резистентности к неблагоприятным условиям среды // Вестник Тамбовского государственного университета. 2012. Т. 17, № 1. С. 242–244.
17. Кузьмина Е.И. Самооценка и жизнестойкость личности // Инициативы XXI века. 2014. № 4. С. 103–105.
18. Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г. Новая версия опросника «Стиль саморегуляции поведения – ССПМ» // Вопросы психологии. 2011. № 1. С. 137–145.
19. Евтушенко Е.А. Жизнестойкость личности как психологический феномен // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2016. № 60. С. 72–78.
20. Ванакова Г.В. Жизнестойкость личности, или ещё раз о воспитании спортом // Народное образование. 2013. № 7. С. 258–261.
21. Кабанов Ю.Н., Белобрыкина О.А. Личностные факторы профессионального становления спортсмена // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 3. С.190–194.
22. Двойной карьерный путь обучающихся-спортсменов как психолого-педагогический феномен / П.А. Байгужин, Д.З. Шибкова, Т.В. Рыба и др. // Science for Education Today. 2022. Т. 12, № 3. С. 48–67. DOI: http://doi.org/10.15293/2658-6762.2203.03.
23. Бочавер К.А., Довжик Л.М. Совладающее поведение в профессиональном спорте: феноменология и диагностика // Клиническая и специальная психология. 2016. Т. 5, № 1 (17). С. 1–18.
24. Пархоменко Е.А., Дубовова А.А., Матвеева И.С. Особенности сформированности саморегуляции как компонента психологической культуры у спортсменов разного возраста // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 9 (187). С. 488–492. DOI: http://doi.org/ 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p 488–493.
25. Растокин Н.А., Загретдинова О.О., Ореховская Е.В. Воздействие стресса на соревновательную деятельность спортсмена и способы саморегуляции // Инновационная наука. 2019. № 5. С. 172–174.
26. Влияние спорта на развитие жизнестойкости подростков / Л.Н. Рогалева, В.С. Штоколок, Е.А. Шурманов, Ю.А. Дубинкина // Актуальные вопросы спортивной психологии и педагогики. 2022. Т. 2, № 1. С. 60–72. DOI: http://doi.org/10.15826/spp.2022.1.22.
References
-Copyright (c) 2023 Психология. Психофизиология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.