Особенности формирования функций пространственной ориентировки у младших школьников с задержкой психического развития

  • Т. И. Бонкало Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента (Россия, 115058, г. Москва, ул. Шарикоподшипниковская, д. 9) https://orcid.org/0000-0003-0887-4995 bonkalotatyanaivanovna@yandex.ru
  • М. В. Еремин Российский государственный социальный университет (Россия, 129226, г. Москва, ул. В. Пика, д. 4) https://orcid.org/0000-0001-9791-4615 eremin-max@mail.ru
  • М. А. Ковалева Московский университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ) (Россия, 109004, г. Москва, Земляной вал, д. 73) https://orcid.org/0000-0001-9190-5275 89151479832@mail.ru
  • А. И. Милюков Российский государственный социальный университет (Россия, 129226, г. Москва, ул. В. Пика, д. 4) https://orcid.org/0000-0002-2486-444Х milykov-1997@mail.ru
Ключевые слова: пространственная ориентировка, задержка психического развития, функции пространственной ориентировки, младшие школьники

Аннотация

Обоснование. Функции пространственной ориентировки у детей являются одними из наиболее значимых функций для успешного школьного обучения. Выявление не только темпов развития функций пространственной ориентировки детей с задержкой психического развития, но и их особенностей, проявляющихся в их взаимосвязи, является приоритетной задачей для разработки действенных коррекционных программ, сопровождающих обучение младших школьников с особыми образовательными потребностями. Цель: выявление особенностей формирования функций пространственной ориентировки у младших школьников с задержкой психического развития. Материалы и методы. Проведено поперечное одномоментное исследование, в котором приняли участие 25 детей 8–9 лет с задержкой психического развития и 25 младших школьников с нормальным развитием (контрольная группа). Критерием включенности в основную группу послужили результаты диагностики психолого-медико-педагогической комиссии детей, которым был рекомендован второй вариант адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с задержкой психического развития. Использовался адаптированный Ж.М. Глозман
к детскому возрасту вариант батареи нейропсихологических тестов А.Р. Лурия, предназначенных для исследования особенностей развития у детей координатных, квазипространственных, вербально-пространственных и зрительно-пространственных функций. Проведен сравнительный анализ показателей уровня развития функций пространственной ориентировки у младших школьников с задержанным и нормативным психическим развитием, выполненный с помощью расчета
φ-критерия Фишера и t-критерия Стьюдента, а также корреляционный анализ по Пирсону.
Результаты. Выявлены не только различия в темпах формирования функций пространственной ориентировки у детей с нормальным и задержанным психическим развитием, но и особенности протекания данного процесса. Заключение. Сделан вывод о существовании статистически значимой положительной взаимосвязи между всеми показателями сформированности пространственных функций, что подтверждает включенность этих функций в единую систему, в основе которой лежит общий пространственный фактор, а также об определенной самостоятельности формирования вербально-пространственных и зрительно-пространственных функций в психическом онтогенезе.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

Т. И. Бонкало , Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента (Россия, 115058, г. Москва, ул. Шарикоподшипниковская, д. 9)

Доктор психологических наук, доцент, начальник отдела

М. В. Еремин , Российский государственный социальный университет (Россия, 129226, г. Москва, ул. В. Пика, д. 4)

Кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физического воспитания и спорта

М. А. Ковалева , Московский университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ) (Россия, 109004, г. Москва, Земляной вал, д. 73)

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики профессионального образования

А. И. Милюков , Российский государственный социальный университет (Россия, 129226, г. Москва, ул. В. Пика, д. 4)

Магистрант

Литература

1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности // Лечебная физкультура и спортивная медицина. 2011. № 8 (92). С. 4–10.
2. Буланова Н.О. Актуальные проблемы включения детей с интеллектуальными нарушениями в образовательный процесс // Молодой ученый. 2019. № 21 (259). С. 487–490.
3. Psychological barriers in college teacher's «helping professions» / V.I. Strelkov, O.O. Zavarzina, S.V. Shmeleva [et al.] // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. Vol. 7, iss. 1. P. 1938–1945.
4. Grebennikova V.M. A study of personality factors in inclusive vocational education: the case of Russia / V.M. Grebennikova, T.I. Bonkalo, O. Grebennikov et al. // Espacios. 2019. Vol. 40(44). P. 25–27.
5. Коваль В.А., Абдулганиев М.Р. Проблемы обучения детей с умственной отсталостью // Инновационная наука. 2021. № 7. С. 109–111.
6. Кузьма Л.П., Шумилова Е.А. Об организации разновозрастного обучения учащихся с легкой умственной отсталостью // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1 (80). С. 38–40. DOI: https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00015
7. Possibilities of logorhythmics in the development of preschoolers with mental retardation / A.Y. Lakhtin, S.V. Shmeleva, A.A. Gulyaev [et al.] // Biomedical and pharmacology Journal. 2019. Vol. 12, iss. 2. P. 931–938. DOI: https://dx.doi.org/10.13005/bpj/1719
8. Дунаева И.А., Коробейников И.А. Основные задачи и содержание диагностики в условиях работы ПМПК // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2007. № 4. С. 60–64.
9. Видяева Ю.В., Панкова Е.С. Преодоление специфических трудностей в обучении младших школьников 10–11 лет с легкой степенью умственной отсталости в условиях инклюзивного образования // Молодой ученый. 2019. № 46 (284). С. 257–262.
10. Фотекова Т.А. Динамика речевых функций у школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития // Сибирский психологический журнал. 2009. № 33. С. 69–73.
11. Кроткова О.А., Семенович А.В. Некоторые особенности мозговой организации образов зрительной памяти человека и механизмы возникновения конфабуляций // Психологический журнал. 1994. Т. 15, № 1. С. 97–108.
12. Deficits in spatial orientation of children with intrauterine growth retardation / Y. Leitner, D. Heldman, S. Harel, C.G. Pick // Brain Research Bulletin. 2005. Vol. 67 (1-2). P. 13–18. DOI: https://doi.org/10.1016/j.brainresbull.2005.04.017
13. The impact of visual-spatial abilities on theory of mind in children and adolescents with autism spectrum disorder / V. Nejati, L. Moradkhani, S. Suggate et al. // Research in Developmental Disabilities. 2021. Vol. 114. 103960. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ridd.2021.103960
14. Топычканова Т.Н. Создание условий для формирования пространственных представлений дошкольников с задержкой психического развития // Молодой ученый. 2021. № 8 (350). С. 55–60.
15. Routh D.K., Schroeder S.R. A history of psychological theory and research in mental retardation since World War II // International Review of Research in Mental Retardation. 2003. Vol. 26. P. 1–59.
16. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Исмайлова А.С. Современный взгляд на задержку психического развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 10-2. С. 256–262.
17. Горбатая Е.В., Мошнякова А.А. Нейропсихологический подход в работе с детьми с задержкой психического развития // Молодой ученый. 2021. № 11.1 (353.1). С. 52–54.
18. Detection of Motion-defined Forms by Individuals with Mental Retardation and Autism: Evidence of Modifiability / M.T. Carlin, S.A. Soraci, K.L. Hobbs [et al.] // Intelligence. 1999. Vol. 27-2.
P. 141–156. DOI: https://doi.org/10.1016/S0160-2896(99)00017-3
19. Fung W.K., Chung K.K.H., Lam C.B. Mathematics, executive functioning, and visual-spatial skills in Chinese kindergarten children: Examining the bidirectionality // Journal of experimental child psychology. 2020. Vol. 199. 104923. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jecp.2020.104923
20. Spatial rotational orientation ability in standing children with cerebral palsy / M. Petrarca, P. Cappa, G. Zanelli [et al.] // Gait and Posture. 2013. Vol. 37 (4). P. 494–499. DOI: https://doi.org/10.1016/j.gaitpost.2012.08.022
21. Глозман Ж.М. Нейропсихологический подход к развитию мышления в детском возрасте // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2012. № 6. С. 62–71.
22. Ахутина Т.В., Русецкая М.Н., Гусарова З.В. Проблема нарушений письма и чтения у детей: данные Всероссийского опроса // Специальное образование. 2019. № 3 (55). С. 36–49.
23. Spatial attention in children with perinatal stroke / T. Adamos, L. Chukoskie, J. Townsend et al. // Behavioural Brain Research. 2022. Vol. 417. DOI: https://doi.org/10.1016/j.bbr.2021.113614

References

1. Bernstein N.A. Essays on the physiology of movements and the physiology of activity. Lechebnaya fizkultura i sportivnaya medicina = Therapeutic exercise and sports medicine. 2011;8(92):4–10 (in Russ.).
2. Bulanova N.O. Actual problems of including children with intellectual disabilities in the educational process. Molodoy uchenuy = Young scientist. 2019;21(259):487–490 (in Russ.).
3. Strelkov V.I., Zavarzina O.O., Shmeleva S.V. et al. Psychological barriers in college teacher's “helping professions”. Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016;7(1):1938–1945.
4. Grebennikova V.M., Bonkalo T.I., Grebennikov O. et al. A study of personality factors in inclusive vocational education: the case of Russia. Espacios. 2019;40(44):25–27.
5. Koval V.A., Abdulganiev M.R. Problems of teaching children with mental retardation. Innovacionnaya nauka = Innovation Science. 2021;7:109–111. (in Russ.).
6. Kuzma L.P., Shumilova E.A. About organization of teaching for students with easy mental disability of different ages. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020;1(80):38–40. (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00015
7. Lakhtin A.Y. Shmeleva S.V., Gulyaev A.A. et al. Possibilities of logorhythmics in the development of preschoolers with mental retardation Biomedical and pharmacology Journal. 2019;12(2):931–938. DOI: https://dx.doi.org/10.13005/bpj/1719
8. Dunaeva I.A., Korobeinikov I.A. The main tasks and content of diagnostics in the working conditions of the PMPK. Vospitanie i obuchenie detei s narusheniyami razvitiya = Education and training of children with developmental disorders. 2007;4:60–64 (in Russ.).
9. Vidyaeva Yu.V., Pankova E.S. Overcoming specific difficulties in teaching younger schoolchildren aged 10–11 years with a mild degree of mental retardation in conditions of inclusive education. Molodoi uchenyi = Young scientist. 2019;46(284):257–262. (in Russ.).
10. Fotekova T.A. Dynamics of speech functions in schoolchildren with general underdevelopment of speech and mental retardation. Sibirskii psikhologicheskii zhurnal = Siberian Journal of Psychology. 2009;33:69–73 (in Russ.).
11. Krotkova O.A., Semenovich A.V. Some features of the brain organization of images of human visual memory and the mechanisms of the occurrence of confabulations. Psikhologicheskii zhurnal = Psychological journal. 1994;15(1):97–108. (in Russ.).
12. Leitner Y., Heldman D., Harel S. et al. Deficits in spatial orientation of children with intrauterine growth retardation. Brain Research Bulletin. 2005;67(1-2):13–18. DOI: https://doi.org/10.1016/j.brainresbull.2005.04.017
13. Nejati V., Moradkhani L., Suggate S. et al. The impact of visual-spatial abilities on theory of mind in children and adolescents with autism spectrum disorder Research in Developmental Disabilities. 2021;114:103960. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ridd.2021.103960
14. Topychkanova T.N. Creation of conditions for the formation of spatial representations of preschool children with mental retardation. Molodoi uchenyi = Young scientist. 2021;8(350):55–60. (in Russ.).
15. Routh D.K., Schroeder S.R. A History of Psychological Theory and Research in Mental Retardation since World War II. International Review of Research in Mental Retardation. 2003;26:1–59. DOI: https://doi.org/10.1016/S0074-7750(03)01001-2
16. Filippova N.V., Barylnik Yu.B., Ismailova A.S. The modern view of mental retardation. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii = International journal of applied and fundamental research. 2015;10-2:256–262 (In Russ.).
17. Gorbataya E.V., Moshnyakova A.A. Neuropsychological approach to work with children with mental retardation. Molodoi uchenyi = Young scientist. 2021;11.1(353.1):52–54. (in Russ.).
18. Carlin M.T., Soraci S.A., Hobbs K.L. et al. Detection of Motion-defined Forms by Individuals with Mental Retardation and Autism: Evidence of Modifiability Intelligence. 1999;27-2:141–156. DOI: https://doi.org/10.1016/S0160-2896(99)00017-3
19. Fung W.K., Chung K.K.H., Lam C.B. Mathematics, executive functioning, and visual-spatial skills in Chinese kindergarten children: Examining the bidirectionality. Journal of experimental child psychology. 2020;199:104923. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jecp.2020.104923
20. Petrarca M., Cappa P., Zanelli G. et al. Spatial rotational orientation ability in standing children with cerebral palsy. Gait and Posture. 2013;37(4):494–499. DOI: https://doi.org/10.1016/ j.gaitpost.2012.08.022
21. Glozman Zh.M. Neuropsychological approach to the development of thinking in childhood. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriya i praktika = Preschool education today. Theory and practice. 2012;6:62–71 (in Russ.).
22. Akhutina T.V. Rusetskaya M.N., Gusarova Z.V. The problem of writing and reading disorders in children: data from the All-Russian survey. Specialnoe obrazovanie = Special Education. 2019;3(55):36–49. (in Russ.).
23. Adamos T., Adamos T., Chukoskie L., Townsend J. et al. Spatial attention in children with perinatal stroke. Behavioural Brain Research. 2022;417. DOI: https://doi.org/10.1016/j.bbr.2021.113614
Опубликован
2022-09-29
Как цитировать
Бонкало, Т., Еремин, М., Ковалева, М., & Милюков, А. (2022). Особенности формирования функций пространственной ориентировки у младших школьников с задержкой психического развития. Психология. Психофизиология, 15(3), 70-79. https://doi.org/10.14529/jpps220307
Раздел
Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред